Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

О проблемах комплектования предприятий оборонно-промышленного комплекса квалифицированными специалистами

Гордостью нашей страны многие годы являлся высокий уровень инженерного образования, позволявший молодым специалистам включаться без длительной адаптации и послевузовой подготовки в решение сложных научно-технических проблем, что особенно характерно для НИИ, КБ и промышленных предприятий оборонно-промышленного комплекса. Характерный пример – создание СКБ-143 (ныне ОАО «СПМБМ «Малахит») первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627 «Ленинский Комсомол».

В 1953 году бюро получило задание создать проект АПЛ. Средний возраст сотрудников составил тогда 27 лет. Проект был передан Северному машиностроительному предприятию (Северодвинск) в 1955 году, и в 1958 году корабль был построен и сдан Военно-морскому флоту, что ознаменовало начало эры отечественного подводного кораблестроения.

В эпоху перестройки нашей экономики возникли серьезные проблемы с подготовкой инженерных и рабочих кадров (сварщики, монтажники, наладчики и другие).

Это обусловлено следующими обстоятельствами:

– сокращение ГОЗ не позволяет значительному числу предприятий иметь полноценную загрузку специалистов и производственных площадей, следствием чего является снижение оплаты труда и увольнение с предприятий квалифицированных кадров специалистов и молодежи;

– ухудшение финансового положения высших учебных заведений и почти полная ликвидация профессионально-технического образования.

Негативными аспектами подготовки российской высшей школой научных инженерных кадров для ОПК являются:

– низкий уровень оплаты труда профессионально-преподавательского  состава и персонала, что не позволяет своевременно обновлять и пополнять кадры за счет выпускников аспирантуры и специалистов НИИ, КБ и заводов, имеющих ученые степени и склонность к научно-педагогической работе;

– снижение научного уровня учебников и учебных пособий;

– отсталая учебно-лабораторная база кадров, не позволяющая вести обучение на самом современном научно-техническом уровне, а также своевременно начинать подготовку специалистов по новым приоритетным областям науки и техники.

Мой многолетний опыт работы в Государственных аттестационных комиссиях Морского технического университета убеждает в тенденции к снижению качества образования.

Примерно 30% дипломных проектов выполнены на низком уровне, а сами дипломники имеют слабую инженерную подготовку. Здесь следует подчеркнуть недостаточную связь учебных заведений со стабильно работающими предприятиями, способными обеспечить прохождение студентами производственных практик и подготовку дипломных проектов на конкретном практическом материале.

Таким образом будут готовиться специалисты под реальные потребности предприятий. Экономические трудности усугубляются порой преждевременными новациями Министерства образования и науки РФ. Имеется в виду попытка внедрения двухуровневой системы высшего образования бакалавр-магистр, т.е. исключения подготовки инженеров в традиционном понимании.

В наукоемких отраслях оборонной промышленности бакалавр без дополнительного послевузового обучения не может выполнять полноценную инженерную работу, и его статус совершенно не определен.

Огромными усилиями Совета ректоров технических университетов (председатель академик РАН И.Е. Федоров) и руководителей НИИ, КБ и заводов удалось достигнуть компромисса с сохранением в ведущих вузах подготовки специалистов (инженеров) со сроком обучения 5 лет.

Пополнение предприятий научными, инженерными и рабочими кадрами в современной России является процессом стихийным. Отмена обязательного распределения выпускников с обязательной отработкой на производстве 3 года при внешней демократичности этого числа оказались неэффективной. Предприятия не имеют возможности планировать ротацию и подготовку кадров и не имеют стимула финансировать целевую подготовку из-за слабости законодательной базы.

Особой проблемой для Северо-Западного региона является возрождение на своевременном уровне ПТУ (лицеев) по основным рабочим специалистам ОПК.

Таким образом, только решение вопроса повышения оплаты труда профессионально-преподавательского состава высших учебных заведений с доведением до уровня среднего заработка ведущих специалистов и руководителей среднего звена устойчиво работающих предприятий ОПК позволит стабилизировать учебный процесс и сохранить приемлемое качество образования. Определенную положительную роль может сыграть создание базовых кафедр на большом числе предприятий.

Велика роль ОПК в промышленном производстве нашей страны, т.к. он является практически единственным носителем высоких технологий и производит значительное количество экспортно ориентированной продукции.

В связи с этим большую роль играет разработка и внедрение эффективной системы управления данной отраслью.

За последние 15 лет неоднократно без видимого успеха меняли наименования и статус федеральных ведомств, которые руководили ОПК.

Акционирование большинства предприятий и создание крупных отраслевых корпораций при отсутствии дублирования функций управления со стороны Министерства промышленности и торговли может при условии своевременного финансирования целевых программ и поддержки создания опережающего научно-технического задела дать необходимый импульс развитию подведомственных ОАО, ликвидировать рейдерские захваты предприятий и обеспечить полный цикл производства головных предприятий по выпуску кораблей, авиационной, ракетно-космической и других видов оборонной продукции.

Все перечисленное может создать необходимые условия для решения проблемы стабильной работы ОПК и комплектования его необходимыми квалифицированными кадрами.

Борис Барбанель, к.т.н., главный конструктор ОАО «СПМБМ «Малахит»