Танковая столица России

 

Процессы, происходившие в 90-е годы, – банкротство и развал предприятий, образование на территории бывшего СССР самостоятельных республик, привели к тому, что танковое производство, способное обеспечить обороноспособность страны, осталось, в основном, на Уралвагонзаводе. Именно он стал головной компанией образованной по Указу Президента РФ в прошлом году научно-производственной корпорации с одноименным названием. Каковы ближайшие планы предприятия, как оно собирается сохранить достигнутые позиции в новых условиях, которые уже поспешили окрестить кризисом, в интервью нашему журналу рассказывает генеральный директор ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Николай Малых.

– Николай Александрович, что, на Ваш взгляд, помогло предприятию выжить в 90-е годы и остаться оплотом танкостроения?

— Наш трудовой коллектив. Единая команда, которая приняла решение, вопреки всем пессимистичным прогнозам и тенденциям, сохранить предприятие как единый научно-производственный комплекс. Была разработана программа выхода из кризиса, своеобразный «план Маршалла» — конверсионное производство дорожно-строительной техники, сельскохозяйственной техники, бытовых товаров. Параллельно мы максимально активизировали работу по продвижению на зарубежные рынки бронетехники.

При всех колебаниях рынка нас выручает наличие двух конвейеров — вагонного и танкового. Когда не было заказов на вагоны, мы работали над выполнением контракта на поставку танков Т-90С в Индию. Вырос спрос на подвижной состав – максимально увеличили его выпуск и сохранили танковое производство. Сама по себе возможность оптимизации производственной политики на основе рационального выбора, безусловно, помогает «кораблю» не просто быть на плаву, а следовать намеченным курсом.

Важную роль, несомненно, сыграли и технологии двойного назначения, позволяющие создавать качественную продукцию, конкурентоспособную и на отечественном, и на зарубежных рынках. Напомню: оборонный комплекс страны создает от 50 до 80 процентов, а по отдельным позициям до 90 процентов высокотехнологичной гражданской продукции.

– Сейчас на производстве полным ходом идет техперевооружение и модернизация. Когда можно будет сказать, что Уралвагонзавод стал современным предприятием, оснащенным по последнему слову науки и техники?

– Мы вкладываем значительные средства в техперевооружение. Их объем за пять последних лет составил 8 миллиардов рублей. В результате доля инновационной продукции выросла в 1,4 раза и сейчас составляет 58 процентов в объеме реализации Уралвагонзавода. В 2,2 раза возросли инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, но здесь мы по-прежнему существенно отстаем от ведущих мировых машиностроительных компаний. Ставим задачу на ближайшие годы довести долю инвестиций в НИОКР до 6-7 процентов.

Наша практика показывает, что каждый дополнительный процент увеличения объема инвестиций в основные средства дает прибавку в 0,9 процента роста объема производства. Если за точку отсчета взять 2007 год, а конечной целью определить к 2020 году увеличение производительности труда в четыре раза, то расчеты показывают, что ежегодный рост инвестиций должен составлять не менее 30 процентов. При таком развитии событий годовой объем производства и реализации продукции корпорации «Уралвагонзавод» должен составить через 12 лет более 180 миллиардов рублей. В общем объеме должны значительно вырасти такие составляющие, как инжиниринг, сервисные услуги, доходы от результатов научно-технической деятельности. Тогда выработка на одного работающего составит около трех миллионов рублей.

Перед начальниками цехов, трудовыми коллективами, стоит задача максимально интенсивно использовать новое оборудование в течение пяти лет. Дальше – будем его менять, ведь жизнь не стоит на месте, появляется еще более совершенная техника. Техперевооружение нам необходимо для решения трех важнейших задач: увеличить производительность труда, выпускать продукцию только высочайшего качества и обеспечить достойный уровень заработной платы. Поэтому наши специалисты ездят по всему миру, ищут самое современное оборудование, самые передовые технологии.

 

Николай Малых, генеральный директор НПК «Уралвагонзавод»

 

 

Партнеры