Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

«Вертолеты России» обозначают новые перспективы

В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации разработан проект комплексной целевой программы «Развитие вертолетостроения в Российской Федерации на период до 2015 г.». Ее утверждение Правительством РФ ожидается в начале 2009 г.

Комплексная программа предполагает существенные инвестиции (большую часть которых составляют внебюджетные средства) в реконструкцию и техническое перевооружение вертолетостроительной отрасли, в развитие научно-технического потенциала и переход на новые технологии. Доходная и расходная части программы сбалансированы. Реализация программы обеспечит развитие отрасли после 2015 г. исключительно за счет собственных средств.

Программа предполагает увеличение производительности предприятий вертолетной отрасли в три раза, доведение годового выпуска до 500 вертолетов и освоение не менее 15% мирового рынка. Проект комплексной программы охватывает также развитие двигателестроения для вертолетов.

Целевая программа развития вертолетостроения определяет государственную политику в области развития вертолетостроения как взаимосвязанную по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и политического характера, обеспечивающую решение проблем развития вертолетостроительной отрасли.

Модельный ряд вертолетов

Исходным пунктом построения целевой программы развития вертолетостроения в РФ стало формирование модельного ряда вертолетов как материальной основы стратегии развития вертолетостроительного объединения, сформированного под управлением ОАО «Вертолеты России». Предусматривается сохранение серийного производства на предприятиях – участниках интегрированной структуры следующих моделей вертолетов: легкого спортивного Ми-34, легких многоцелевых Ка-226 и «Ансат», среднего транспортного и многоцелевого Ми-8/17, тяжелого транспортного вертолета Ми-26, транспортно-боевого вертолета Ми-24/35, ударных боевых вертолетов Ми-28Н и Ка-52, палубных и многоцелевых вертолетов семейства Ка-27/Ка-32.

Модельный ряд определил дальнейшее эффективное функционирование вошедших в вертолетостроительное объединение предприятий – разработчиков вертолетной техники ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», ОАО «Камов» и ОАО «КВЗ». Созданные и разработанные этими предприятиями вертолеты охватывают практически всю существующую в мировом вертолетостроении номенклатуру типов. Конструкторами ведется разработка следующих принципиально новых базовых моделей и глубоких модернизаций существующих типов вертолетов:

– перспективного беспилотного вертолета на основе ранее проведенных разработок ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» и ОАО «Камов»;

– легкого многоцелевого вертолета «Актай»;

– легких модернизированных спортивных и многоцелевых вертолетов: Ми-34СМ – с поршневым двигателем, и Ми-34АС – с газотурбинным;

– легкого многоцелевого вертолета Ка-115/215;

– легкого многоцелевого модернизированного вертолета «Ансат»;

– легкого многоцелевого модернизированного вертолета Ка-226Т;

– легкого многоцелевого модернизированного вертолета Ми-2М;

– легкого многоцелевого вертолета промежуточного класса Ми-54;

– среднего многоцелевого вертолета Ка-60/Ка-62;

– средних палубных и многоцелевых модернизированных вертолетов Ка-27М/Ка-28М/Ка-31М;

– среднего транспортного и многоцелевого глубоко модернизированного вертолета Ми-8М;

– транспортного вертолета увеличенной грузоподъемности Ми-38;

– тяжелого транспортного модернизированного вертолета Ми-26М;

– транспортно-боевого глубоко модернизированного вертолета Ми-24М/35М;

– ударных боевых модернизированных вертолетов Ми-28НМЭ и Ка-52АЭ;

– перспективного боевого ударного вертолета нового поколения.

Приоритетные программы «6+1»

Проведенный специалистами ОАО «Вертолеты России» анализ перспектив разработки вертолетов модельного ряда позволил выделить среди них шесть приоритетных проектов, наиболее привлекательных с точки зрения получения инвестиционных кредитов и их последующей окупаемости. Финансирование будет производиться как на основе собственных ресурсов компании, так и за счет привлечения инвестиционных средств.

К числу таких наиболее приоритетных проектов относятся, во-первых, глубокая модернизация прославленной «милевской восьмерки». Проведенный технико-экономический анализ и маркетинговые исследования рынка показали, что модернизированная машина Ми-8М будет пользоваться повышенным спросом еще, как минимум, полтора десятка лет. Столь же оптимистично оцениваются и перспективы дальнейшей модернизации легкого многоцелевого «камовского» вертолета Ка-226.

Третьим приоритетным проектом является транспортно-пассажирский и многоцелевой вертолет повышенной грузоподъемности Ми-38. Вертолет успешно прошел первый этап заводских испытаний, и в настоящее время готовится его передача на следующий этап – сертификация. В 2011 г., как ожидается, Ми-38 поступит в серийное производство. К числу наиболее важных отнесена и программа боевого вертолета Ми-28НЭ, на базе которого создается модернизированный экспортный вариант.

Пятым и шестым проектами программы являются такие дальне перспективные разработки, как многоцелевые вертолеты: 6-тонный Ка-62 и 4,5-тонный Ми-54.

Кроме перечисленных выше шести проектов, к числу наиболее приоритетных отнесена программа дальнейшего развития вертолета «Ансат», финансирование которого обеспечивается с помощью региональных банков. Перечисленные выше разработки вошли в утвержденну. на ОАО «Вертолеты России» Программу «6+1».

Концептуальные «прорывные» проекты

Входящие в состав вертолетостроительного производственного объединения конструкторские коллективы приступили к разработке концептуальных «прорывных» проектов нового поколения, обладающих исключительными технико-экономическими показателями, недоступными для вертолетов существующего типа. Это, в первую очередь, высокоскоростные винтокрылые летательные аппараты увеличенной дальности полета: Ми-IX и Ка-92. Машины способны преодолевать расстояния более 1000 км с крейсерской скоростью 400-500 км/час. Они будут незаменимы при освоении энергоресурсов Северного Полярного шельфа, богатств Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, в интересах формирования облика будущего отечественного парка винтокрылой техники на ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» и ОАО «Камов» ведется работка проектов многоцелевого роботизированного вертолетного комплекса МРВК, перспективного концепт-коптера Ка-90, а также ряда проектов будущего.

Создание, внедрение в производство и эксплуатацию новых и модернизированных вертолетов, как и последующее воплощение в жизнь перспективных «прорывных» моделей, будет способствовать успешному выполнению основных целей и задач формируемого вертолетостроительного промышленного объединения и его управляющей компании. Разработанные под управлением ОАО «Вертолеты России» винтокрылые машины внесут свой посильный вклад в осуществление принятых в нашей стране национальных проектов и комплексных целевых программ Российской Федерации.

ОАО «ОПК «Оборонпром» – многопрофильная промышленно-инвестиционная группа, создана в 2002 г. Основные направления деятельности корпорации: вертолетостроение (управляющая компания «Вертолеты России»), двигателестроение (создание «Объединенной двигателестроительной корпорации»), системы ПВО и сложные радиоэлектронные комплексы (холдинг «Оборонительные системы»).

ОАО «Вертолеты России» – 100-% дочерняя компания корпорации «Оборонпром», управляющая компания вертолетными активами, создана в 2006 г. Компания осуществляет управление ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля», ОАО «Камов», ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Роствертол», Арсеньевская авиационная компания «Прогресс», ОАО «Московский машиностроительный завод «Вперед», ОАО «Ступинское машиностроительное производственное предприятие», ОАО «Вертолетная сервисная компания», ряд других предприятий. В рамках реализации Указа Президента РФ и Постановления Правительства РФ в вертолетостроительный холдинг будет включено Кумертауское авиационное производственное предприятие.