Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Вызовы и угрозы

Российские кластеры испытывают «болезни роста»

Экономическая окупаемость создаваемых в стране кластеров остается в большинстве случаев под вопросом. Внутри страны продукция кластеров востребована на 10–12%, а экспорт зачастую не налажен.

Тем не менее, по словам первого заместителя министра промышленности и торговли РФ Глеба Никитина, сегодня Минпромторг совместно с профильными ведомствами и «Деловой Россией» осуществляет поддержку более 50 опорных проектов по созданию территориальных комплексов, которые станут кластерами-прототипами новой промышленной политики России.

«Для развития территориально-отраслевых комплексов сегодня сложились благоприятные условия, особенно в реализации задач в области импортозамещения», – считает Глеб Никитин. По его словам, формирование и развитие территориально-отраслевых комплексов (кластеров) становится приоритетным направлением промышленной политики России.

«Если регион инвестиционно привлекателен, то у него есть стратегия развития. Если есть стратегия развития, то в регионе есть кластеры и кластерный подход», – в свою очередь утверждает генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.

Заказчики судов боятся отечественных комплектующих

На прошедшем в Петербурге 2 июля совещании Морской коллегии при Правительстве РФ вице-премьер Дмитрий Рогозин отметил, что приоритетным остается вопрос кораблестроения исключительно на отечественных комплектующих.

По словам Рогозина, сегодня ситуация такова, что заказчики судов предпочитают импортные комплектующие, оставляя отечественным производителям сборку корпусов. А участие российских предприятий в строительстве судов исключалось уже на начальных этапах, добавил он.

Вице-премьер заявил, что скорейшее внедрение практики по использованию отечественной продукции машиностроения и приборостроения является сегодня «главной стратегической задачей». «Часть работы, связанная с импортозамещением, уже началась, но это только лишь начало общей работы», – подчеркнул он.

Следующую проблему назвал заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дутов. Это недостаточность серийности. Почти все корабли изготавливаются в единственном экземпляре, что не позволяет достигнуть определенного уровня качества. По словам замминистра, Минпромторг пытается убедить всех производителей объединиться и использовать единый список комплектующих, стандартизировать производство, что позволит снизить себестоимость.

Кроме этого, в Петербурге предполагается создать так называемую Открытую верфь. По словам Андрея Дутова, над проектом работает «Объединенная судостроительная корпорация». Предполагается, что таким центром может стать Пролетарский завод.

Кроме того, общую поддержку получила идея о создании Совета главных конструкторов судостроительных и проектных институтов.

Москва очень старается улучшить инвестиционный климат

Москва стала лидером среди российских регионов по темпам улучшения инвестиционного климата. Столица за год поднялась из четвертой группы регионов до второй («Регионы с комфортными условиями для бизнеса») из пяти возможных – это пример самой большой динамики среди проанализированных 76 регионов. Улучшение произошло за счет качества предоставляемых услуг в сфере регистрации предприятий, в сфере подключения к электросетям, еще ряда показателей.

По словам заместителя мэра Москвы Натальи Сергуниной, масштаб столицы усложняет политику улучшения бизнес-климата. Москве приходится конкурировать не только с российскими регионами, но и с другими мировыми мегаполисами. По словам Сергуниной, «наш главный эффект сегодня – рост количества индивидуальных предпринимателей. Притом, что в среднем по России наблюдается отрицательный прирост их числа, в Москве рост составил около 5%, и для нас это важно».

Данные об улучшении инвестиционного климата вошли в Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, который был представлен «Агентством стратегических инициатив» на площадке Петербургского международного экономического форума. Рейтинг составляется АНО АСИ с 2014 года. Первый рейтинг проводился в пилотном режиме, в нем участвовал 21 регион, среди которых Москва заняла место в четвертой группе. В 2015 году в рейтинге приняли участие 76 российских регионов.

При составлении рейтинга 2015 года учитывались 50 показателей. Основным источником стали опросы представителей предпринимательского сообщества, дополненные данными статистики. Общее количество респондентов превысило 200 тыс. человек.

Московские предприниматели наиболее высоко оценили регуляторную среду в столице, качество институтов развития бизнеса. По словам Андрея Шаронова, ректора МШУ «Сколково», в Москве произошли серьезные улучшения в процедурах подключения к электрическим сетям, и Москва – это практически единственный регион, где предприниматели довольны качеством дорог.

Кризис бьет по инвестиционноемким отраслям

Согласно данным Росстата, падение выпуска в российской промышленности «год к году» ускорилось с 0,4% в первом квартале этого года до 4,9% во втором. Основной вклад в ускорение падения внесли отрасли, производящие инвестиционные товары (машиностроение и стройматериалы), а также потребительскую продукцию долгосрочного пользования.

«Конъюнктурные опросы Института Гайдара показали, что оценки предприятиями спроса на свою продукцию оказались худшими с середины 2009 года, а традиционного увеличения выпуска после майских каникул в июне 2015 года не произошло, – говорит заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. – В июне руководители предприятий почувствовали, наконец, холодное дыхание кризиса в российской промышленности».

Все большее количество предприятий стали оценивать фактическую динамику продаж как «снижение» – даже после предшествующей затяжной стагнации, которая, скорее всего, приучила промышленность менее строго оценивать изменения спроса и далеко не каждое его снижение квалифицировать как «падение». А меньшие изменения в сторону роста, наоборот, оценивать как «увеличение».

Но сейчас, похоже, терпению промышленности пришел конец.

Как отмечает эксперт, снизилась и удовлетворенность предприятий текущим объемом спроса. Если в первые месяцы 2015 года в промышленности преобладали оценки «нормальный», то в июне стало больше ответов «ниже нормы».