Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

«Большой передел» на рынке ПО: что это значит для России?

Западные санкции, введенные в ответ на начало спецоперации на Украине, заставили российских разработчиков программного обеспечения поменять географические приоритеты развития бизнеса. В числе новых ориентиров – страны Африки, Азии и Ближнего Востока. Вместе с тем, компании не спешат уходить с европейского рынка. Об этом говорится в докладе ассоциации «Руссофт».

 

Введение антироссийских санкций привело к серьезным проблемам у российских ИТ-компаний в работе с клиентами из «недружественных» стран: возможности предприятий или граждан этих стран приобретать продукты или услуги в области ПО из России оказались ограничены либо прямыми запретами, либо запретами на банковские операции с российскими предприятиями.

Однако российские ИТ-компании находят пути для продолжения продажи ПО на западных рынках: например, через представительства в нейтральных странах и не от лица российских компаний. Такие офисы активно начали открываться активно с весны текущего года, прежде всего в Армении, Турции, Казахстане, Черногории, Узбекистане, Грузии и ОАЭ. Однако выходить на рынки западных стран напрямую (или возвращаться на них) российским софтверным компаниям теперь будет довольно сложно.

Согласно данным опроса «Руссофт», в этой связи только 3% опрошенных российских софтверных компаний планировали выход на европейский рынок в 2022 году. Годом ранее таковых было 7,8%. Для рынка США/Канада падение этого показателя еще более значительное – с 6,8% до 1,8%. Прогнозы ассоциации ещё более мрачные – там не исключают нулевых показателей.

Зато, показывают результаты опроса, российские разработчики ПО все больше заинтересованы в выходе на рынки стран Южной и Восточной Азии, Южной и Центральной Америки, Ближнего Востока.

 

Значительно возросла доля желающих выйти на новые для себя рынки в Южной и Восточной Азии. В текущем году по сравнению с предыдущим этот показатель вырос с 5,3% до 9,6%. Особенно отмечен рост интереса компаний к Индийскому рынку – с 2,4% до 7,2%.

Привлекательность для дебюта российских разработчиков ПО выросла за год также у Южной и Центральной Америки с 4,9% до 7,8%, а у Ближнего Востока – с 4,4% до 8,4%. Интерес к рынкам стран постсоветского пространства снизился. Исключением является Узбекистан, для которого этот показатель вырос с 6,8% до 9,6%.

По словам главы комитета по экспорту «Руссофт», генерального директора «СёрчИнформ» Сергея Ожегова, для представителей ИБ-рынка «географический ландшафт сильно не поменялся».

 

«В странах Азии и Латинской Америки мы работаем давно, там качественные российские продукты всегда принимали хорошо. Нынешние санкции не влияют на продажи в этих регионах. То есть возможности для экспорта сохраняются и даже открываются новые. Например, из стран, с которыми мы активизировали работу, – Турция», – уверен Ожегов.

 

Вместе с тем, эксперт отмечает и сложности «для международной экспансии». Например, языковой барьер в отношениях со странами Азии, различие менталитетов и культуры делового общения со странами Южной Америки. По мнению Ожегова, их помогут преодолеть меры господдержки, такие как, например, институт цифровых атташе или платформенное продвижение продуктов.

Фиксируется упрощение выхода российским софтверным компаниям на рынки «дружественных» стран, а также расширение продаж на них. В ассоциации это связывают с необходимостью стран обеспечить технологический суверенитет, а также выигрышными предложениями российских компаний: во-первых, более привлекательных по цене, во-вторых, не сопровождающимися политическими требованиями. Потому в странах, которые не относятся к «западным», начался поиск альтернатив тому софту, к которому они уже привыкли, резюмируют в «Руссофте».

Это подталкивает компании, ранее не экспортировавшие свою продукцию, к выходу за пределы российского рынка. Если рассматривать компании, которые в 2021 г. совсем не имели экспортных доходов, то среди них 26,3% (почти 9% от всех опрошенных предприятий) намерены в 2022 г. выйти на какой-то зарубежный рынок. Больше всего их привлекают рынки ближнего зарубежья (15,8% от всех компаний, не имевших экспортных доходов в 2021 г.), Южной и Восточной Азии (10,5%), Ближнего Востока (10,5%).

В последние годы особенно высокие темпы продаж наблюдались на рынках Азии (Южной и Восточной) и Ближнего Востока. Скорее всего, продажи на этих рынках еще более возрастут. Также можно предположить более активное продвижение в странах Южной и Центральной Америки, считают в «Руссофт».

 

По матераилам «Руссофт»