США не удалось согласовать параметры ограничения цен на российскую нефть, в результате чего сделки с ней продолжатся по крайней мере до 19 января 2023 года. Изначально введение потолка цен было назначено на 5 декабря, однако неясность параметров работы этого санкционного режима привели к корректировкам сроков.
Минфин США выпустил разъяснение об установлении потолка цен на российскую нефть, в котором указывается, что под ограничения не попадут загруженные до 5 декабря танкеры. Крайним сроком на поставку таких нефтяных грузов станет 19 января 2023 года.
Инициатива по ограничению цен на российскую нефть была предложена странами Большой семерки в качестве очередного ответа на ввод российских войск на территорию Украины. Позже идея была поддержана ЕС и Японией. По разным данным, некоторые другие страны также собираются принять участие в новом санкционном режиме. Изначально предполагалось, что предельный уровень будет установлен на уровне около $60 за баррель, однако позже эта цифра была скорректирована в сторону увеличения.
Проблемой остается то, что до сих пор ни США, ни ЕС не прояснили, как будет устанавливаться потолок, как будет производиться верификация сделок и какой процедуре должны следовать западные страховые компании, судовладельцы и брокеры, чтобы без опасений работать с грузами российской нефти. Это привело к тому, что западные компании и часть азиатских переработчиков перестали брать российские партии, дожидаясь большей ясности относительно санкционного режима. Нынешнее разрешение властей США может снизить эти опасения по крайней мере в течение ближайшего месяца и не допустить всплеска цен на нефть, что особенно актуально на фоне главного внутриполитического события года — выборов в Конгресс США 8 ноября.
Предполагалось, что США могут использовать практику вторичных санкций против стран, которые покупают российскую нефть по цене выше потолка, однако в октябре глава OFAC Минфина США Андреа Гаки опроверг это предположение.
Эксперты считают, что в условиях переориентации большей части поставок в дружественные страны влияние потолка цен будет незначительным. Кроме того, введение потолка цен, вероятно, подтолкнет мировые цены вверх, что может заставить США пересмотреть параметры этой санкционной меры.
Вместе с тем, остается проблема доступности танкеров — 90% мирового танкерного флота пользуется страховками американских и европейских компаний. Эта проблема может быть решена с помощью различных схем перегрузки, реэкспорта и других способов ухода от ограничений.
Источник - Коммерсантъ