Экспорт нефти из российских портов продемонстрировал рост впервые после начала «специальной военной операции». Вместе с тем, растут и логистические издержки. Их связывают с потерей традиционных рынков в Северо-Западной Европе для российского экспорта из Балтийского моря.
По данным агентства Bloomberg, в первую неделю апреля еженедельные поставки нефти достигли почти 4 миллионов баррелей в день. Это почти на 25% больше, чем на предыдущей неделе, и это максимум с начала 2022 года. Схожая картина наблюдается и в отношении поступлений от экспортных пошлин, которые Россия получает от зарубежных поставок.
После начала «специальной военной операции» на территории Украины отгрузка нефти из российских портов последовательно снижалась в связи с вводимыми ограничениями. Крупнейшие европейские нефтяные компании, в том числе Shell Plc и TotalEnergies SE, заявили, что прекратят закупки из-за несогласия с действиями России. США уже прекратили покупать российскую нефть, а Великобритания планирует отказаться от нее к концу года.
В связи с этим российские поставщики перестраивают логистические цепочки и перенаправляют нефть в Азию, где привлекают покупателя беспрецедентно большим скидками в сравнении с мировыми ценами.
Одним из негативных следствий этого становится увеличение сроков доставки. Традиционные рынки в Северо-Западной Европе для российского экспорта из Балтийского моря исчезают, и часть судов, погрузившихся на прошлой неделе в северо-западных российских портах Приморск и Усть-Луга, либо направляются в Азию, либо движутся по маршрутам, конечные пункты назначения которых не указаны. Значительная часть судов из второй группы идут в направлении Гибралтара или Мальты, где они могут либо направляться в Азию через Суэцкий канал, либо осуществлять погрузки с судна на судно в Средиземном море.
По материалам Bloomberg