Россия расширяет поставки нефти в Пакистан и отправила уже третью партию за год, сообщает «Коммерсант». Единственным поставщиком на этом направлении выступает «Сургутнефтегаз». РФ уже несколько месяцев обсуждает долгосрочный контракт с Пакистаном на поставку нефти. Эксперты считают, что поставки в Пакистан для российских компаний менее выгодны, чем в Индию из-за ограничений порта Карачи на прием крупных нефтяных танкеров.
В начале ноября текущего года «Сургутнефтегаз» осуществил отгрузку партии нефти объемом около 100 тысяч тонн из порта Усть-Луга в Пакистан, пишет «Коммерсант» ссылаясь на данные Kpler. Танкер Clyde Noble начал загрузку 7 ноября в порту Усть-Луга в Ленинградской области. Начиная с мая текущего года нефтяная компания начала регулярные поставки, отправив аналогичную по объему партию нефти из Приморска в Карачи. В августе была отправлена вторая партия для нужд крупнейшего нефтеперерабатывающего завода в стране, принадлежащего компании Cnergyico Pk в провинции Белуджистан. «Сургутнефтегаз» на текущий момент остается единственным российским поставщиком нефти в Пакистан.
Пакистан зависит от поставок сырья из стран Ближнего Востока, где Саудовская Аравия и ОАЭ являются крупнейшими морскими экспортерами. В среднем, Саудовская Аравия ежемесячно поставляла около 110 тысяч баррелей в сутки, а ОАЭ – 21 тысячу баррелей в сутки. В сравнении, Россия поставила примерно 25 тысяч баррелей в сутки в июне и октябре. Несмотря на это Россия и Пакистан обсуждали заключение долгосрочных контрактов на поставку нефти, а с сентября Россия начала экспортировать в Пакистан и нефтепродукты. Министр энергетики Пакистана Мухаммад Али в октябре высказал возможность импорта около 1 миллиона тонн российской нефти в год, выражая надежду на увеличение доли до 30% в ближайшие годы. Ожидалось, что оплата за российское сырье будет осуществляться в китайских юанях.
Привлекательность российских поставок для Пакистана обусловлена тем, что из-за санкций Россия вынуждена продавать нефть с дисконтом, а потеря европейского рынка увеличивает затраты российских нефтяных компаний на фрахт танкеров.
Индия и Китай остаются крупнейшими импортерами морских партий российской нефти, извлекающими выгоду из ее дешевизны. В начале года дисконт на российскую нефть достигал около $40 за баррель, однако с апреля дисконты начали сокращаться из-за уменьшения объемов добычи Саудовской Аравией и Россией. К ноябрю, согласно оценкам Минфина РФ, дисконт Urals относительно Brent сократился до $9,4 за баррель.
По мнению экспертов, опрошенных «Коммерсантом», из-за ограничений в пропускной способности портов Пакистана, поставки для российских компаний могут быть менее выгодными, чем в Индию, где такие ограничения отсутствуют. При экспорте нефти в Пакистан у российских нефтяных компаний есть два основных варианта. Во-первых, они могут направить свои объемы на государственные нефтеперерабатывающие заводы, к которым доступ сильно ограничен из-за слабой пропускной способности порта Карачи. В Карачи загрузка танкеров ограничена 50 тысячами тонн, что вынуждает российских экспортеров прибегать к трансферам с судна на судно, ухудшая экономику поставок. Второй вариант — направление нефти на частные нефтеперерабатывающие заводы компании Cnergyico в Белуджистане, где в основном перерабатывается легкая эмиратская нефть Murban, смешиваемая с местной нефтью.
Источник — Коммерсантъ