Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Сезон тишины

За последние два месяца медиапространство России существенно трансформировалось. С начала специальной военной операции на Украине юридическое поле для издателей, журналистов, правозащитников и политических активистов значительно изменилось, а контроль за их деятельностью заметно ужесточился. Ниже мы приводим краткий обзор законодательных и нормативно-правовых изменений.

Уже 24 февраля Роскомнадзор опубликовал сообщение для СМИ, в котором предупредил, что «при подготовке своих материалов и публикаций, касающихся проведения специальной операции в связи с ситуацией в Луганской народной республике и Донецкой народной республике, СМИ обязаны использовать информацию и данные, полученные ими только из официальных российских источников». Также РКН напомнил об ответственности за распространение заведомо ложной информации, уточнив, что располагают и распространяют достоверную и актуальную информацию «именно российские официальные информационные источники».

28 февраля опубликовано новое сообщение РКН с предупреждением владельцев российских интернет-ресурсов и рекламных сетей об ответственности «за распространение контекстной рекламы, содержащей недостоверную общественно значимую информацию».

Федеральным законом от 04.03.2022 № 31-ФЗ внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Пункт 11 дополнен статьями 20.3.3 «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности» и 20.3.4 «Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц».

Федеральным законом от 04.03.2022 № 32-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс РФ статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ. УК дополнен статьей 207.3. «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации», статьей 280.3 «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности», глава 29 кодекса дополнена статьей 284.2 «Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц». В статьи 31 и 151 УПК РФ внесены изменения, регулирующие вопросы подсудности и подследственности уголовных дел по новым составам преступлений.

По каждой из новых статей, вводимых 31-ФЗ и 32-ФЗ, в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения и тяжести последствий предусмотрена административная либо уголовная ответственность, правоприменительная практика уже складывается.

21 марта Тверской районный суд Москвы вынес решение о признании Транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc* экстремистской организацией в связи с тем, что «Компанией в течение длительного времени допускаются нарушения российского законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности, а корпоративная политика Meta* направлена против интересов Российской Федерации и ее граждан, создает угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью граждан Российской Федерации, безопасности государства». Деятельность продуктов компании – Facebook и Instagram – запрещена на территории Российской Федерации. Вместе с тем, решение не распространяется на деятельность мессенджера WhatsApp «ввиду отсутствия функций по публичному распространению информации», а за пользование Facebook и Instagram граждане и организации не будут привлекаться к ответственности. Решение суда обжаловано.

22 марта Госдума в третьем чтении приняла очередные поправки в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных нарушениях РФ, которые дополнили уже принятые и вступившие в силу нормы об ответственности за распространение фейков о действиях Вооруженных сил РФ. Нововведения устанавливают ответственность за распространение недостоверной информации о работе российских государственных органов за рубежом. Федеральный закон от 25.03.2022 № 62-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.32 и 20.3-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федеральный закон от 25.03.2022 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации 25 марта.

6 апреля в Госдуму внесен законопроект № 101646-8, в соответствии с которым Генеральный прокурор РФ и его заместители наделяются полномочиями принимать решение «о запрете на территории РФ деятельности иностранного средства массовой информации при установлении факта принятия враждебных решений иностранными государствами в отношении российских СМИ, распространяемых за рубежом». Кроме того, законопроект предлагает дополнить Закон о СМИ статьей, наделяющей Генерального прокурора РФ или его заместителей «исключительным правом на признание регистрации средства массовой информации недействительной и на прекращение действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание в случае установления фактов распространения СМИ и вещателем противоправной, опасной информации, в том числе недостоверной общественно значимой информации». Помимо этого, предлагается возлагать на журналистов ответственность за перепечатку материалов других СМИ, в которых содержится «недостоверная информация» об использовании российских вооруженных сил за рубежом. Сейчас Закон о СМИ освобождает редакции от ответственности за цитирование чужих материалов. Документ включен в Календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на 18.05.2022.

Внесены изменения и в законодательство, касающиеся деятельности иноагентов.

10 марта Госдума РФ в ходе рассмотрения во втором, основном чтении законопроекта о дистанционном электронном голосовании одобрила поправку, согласно которой в России будет создан единый реестр физических лиц, объявленных иностранными агентами или аффилированых с выполняющими функции иностранного агента лицами, в том числе СМИ-иноагентов и работников НКО-иноагентов. Закон был опубликован 14 марта. Первые фамилии в этом реестре появились 5 апреля.

25 апреля в Госдуму внесен проект федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» №113045-8, который направлен «на повышение эффективности регулирования института иностранных агентов с учетом текущих вызовов безопасности и суверенитету Российской Федерации». Документ находится на стадии предварительного рассмотрения.

Эти новеллы уже привели к закрытию ряда независимых СМИ, а некоторые издательства были вынуждены кардинально пересмотреть редакционную политику или временно приостановить деятельность.

Международная неправительственная организация «Репортеры без границ» (RSF) опубликовала ежегодный рейтинг стран по уровню свободы слова. Россия в нем в сравнении с 2021 годом опустилась на пять пунктов и заняла 155-ую строчку. Авторы рейтинга связывают это с принятием закона об ответственности за распространение недостоверной информации в отношении действий российских Вооруженных сил за рубежом, включением российских СМИ и журналистов в списки иностранных агентов, а также блокировкой ряда независимых изданий.


*признана экстремистской организацией