Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

В Германии представили стратегию развития ОПК

Правительство Германии утвердило стратегию развития оборонной промышленности (ОПК). Информация об этом размещена на сайте министерства обороны ФРГ. Документ призван облегчить расширение производственных мощностей предприятиями ОПК, а также способствовать развитию передовых технологий.

 

 

Документ, пришедший на смену стратегии 2020 года, определяет ключевые сферы ОПК, которые Германия будет стремиться развивать на национальном уровне, а также выделяет области, которые будут развиваться на уровне сотрудничества с ЕС и другими международными партнерами. В фокусе обновленной стратегии оказались судостроение; производство бронетехники; развитие информационных технологий, технологий искусственного интеллекта, связи, сенсоров; а также разработка средств радиоэлектронной борьбы. Их поддержание, согласно документу, необходимо для «сохранения и укрепления стратегического суверенитета и дееспособности Федеративной Республики».

На европейском и международном уровне, в свою очередь, планируется развивать сотрудничество в области производства ракет и средств противоракетной обороны, боеприпасов, стрелкового оружия, беспилотных систем, вертолетов, ИКТ-оборудования, космических и квантовых технологий, небронированных автомобилей, а также в сфере защиты от оружия массового поражения.

Одной из ключевых целей новой стратегии выступает необходимость убедить предприятия ОПК в долгосрочности намерений федерального правительства. Ранее участники рынка не раз высказывались о недостатке понимания стратегии властей в этой области, из-за чего многие компании избегали рисков и воздерживались от расширения производственных мощностей.

Для достижения этой цели документ предлагает реализовать ряд мер. В частности, правительство призывает увеличить финансирование исследовательских проектов, ускорить бюрократические и бюджетные процессы, обеспечить целевое финансирование и поддержку оборонных стартапов. Власти также изучают вопрос о том, следует ли разрешить военным и другим силовым ведомствам размещать долгосрочные, предварительные заказы на срок до десяти лет, чтобы сделать планирование в отрасли более предсказуемым. В документе, помимо этого, говорится, что правительство изучает возможность введения «премий за сохранение мощностей», которые позволят быстрее нарастить производство во время кризиса.

Хоть публикация новой стратегии ОПК, возможно, и придает больше уверенности участникам рынка в намерениях правительства, она не решает другую проблему, стоящую перед немецким ОПК – недостаток государственного финансирования. Важным стимулом в этом плане должен был стать созданный в 2022 г. «специальный фонд бундесвера» размером в €100 млрд. Однако на деле значительная его часть была потрачена на закупку американской военной продукции. Ожидается, что выплаты из фонда позволят поддерживать расходы на оборону Германии на уровне не ниже 2% от ВВП до 2028 года, после чего финансирование обороны перейдет в регулярный бюджетный процесс.

Однако для дальнейшего поддержания уровня в 2% Германии необходимо будет значительно увеличить расходы на оборону на регулярной основе. Такое увеличение финансирования через регулярный бюджет столкнется с серьезными проблемами, поскольку в Германии в области фискальной политики действуют строгие ограничения, называемые «долговым тормозом».

Бюджетная проблема особенно обострилась в ноябре 2023 года, когда конституционный суд Германии признал неконституционным принятое ранее решение правительства о перераспределении €60 млрд чрезвычайного долга из фонда COVID-19 на финансирование «зеленого» перехода страны, что привело к образованию дыры в бюджете на €60 млрд. Дальнейшие попытки финансового планирования на 2025 год привели к формированию бюджета с дефицитом в €17 млрд. Однако планы по поддержанию расходов на оборону на уровне 2% пока что остаются нетронутыми.

Источники – Defense News, Politico, Responsible Statecraft, Reuters, Министерство обороны ФРГ