Развитие судового состава аварийно-спасательных служб Российской Федерации

Основой всех отечественных и зарубежных морских аварийно-спасательных служб всегда были и будут спасательные суда различных классов.

Анализ динамики развития судового состава спасательных судов различных министерств и ведомств за последние 20 лет выявил устойчивую тенденцию к сокращению их количества вследствие как их физического износа и морального старения, так и необоснованного списания части судов в 1990-х годах. Так, например, в составе ВМФ имеются: спасательное судно «Эпрон» проекта 527, построенное в 1959 г., спасательные суда пр. 536 постройки конца 1970-х годов. Средний возраст противопожарных судов и катеров превышает 40 лет. Не лучше обстоят дела и в других ведомствах. Без принятия кардинальных мер по увеличению количественного состава спасательных судов к 2020–2025 г. во всех спасательных службах страны останется не больше двух десятков спасательных судов, что не может не сказаться на эффективности решения соответствующих задач.

Поэтому Стратегией развития морской деятельности РФ до 2030 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ  № 2205-р от 8.12.2010, предусмотрено в том числе и решение стратегической задачи – комплексная модернизация и техническое перевооружение существующих сил и средств федеральной системы поиска и спасания на море путём строительства различных судов. В соответствии с постановлениями Правительства РФ «Развитие гражданской морской техники» (№ 103 от 21.2.2008) и «Развитие транспортной системы РФ» (№ 377 от 20.5.2008) и другими программами осуществляется создание спасательного судна проекта 21300 для ВМФ, многофункциональных аварийно-спасательных судов мощностью 7 и 4 МВт, морского водолазного судна для ФГУ «Госморспасслужба» и ряд других проектов. Остановимся подробнее на рейдовом водолазном катере.

Проект рейдового водолазного катера (РВК) А160 разработан в 2008 г. ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» совместно с ООО «Агат Дизайн Бюро» по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта.

Закладка головного катера состоялась в сентябре 2009 г. Спущено на воду 4 катера. Катера сданы заказчику (порты приписки Новороссийск, Мурманск, Санкт-Петербург).

На сегодня освоено серийное строительство катеров данного проекта. От закладки до спуска на воду проходит 6–7 месяцев.

В 2011 г. по результатам модернизации и корректировки технического проекта катера пр. А160 в соответствии с требованиями ВМФ был создан проект рейдового водолазного катера ZT28D «Пеликан».

РВК пр. ZT28D разработан в соответствии с требованиями Российского морского регистра судоходства, предъявляемыми к катерам данного класса. Размещённый на катерах судовой водолазный комплекс отвечает «Правилам классификации и постройки обитаемых подводных аппаратов, судовых водолазных комплексов и пассажирских подводных аппаратов».

РВК пр. ZT28D предназначен для:

– водолазного обеспечения подводно-технических работ на глубинах до 60 м при волнении моря до 3 баллов;

– участия в аварийно-спасательных и судоподъёмных работах;

– обследования дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов (кораблей) и гидротехнических сооружений.

Район плавания катера смешанный (река-море) с удалением от места убежища до 50 миль (R3 – RSN).

Катер спроектирован по Правилам Российского морского регистра судоходства на класс КМ Ice2 R3 – RSN АUT3 SDS

Главная энергетическая установка состоит из двух главных двигателей мощностью по 447 кВт. В форпике установлено подруливающее устройство с эффективной тягой 475 кгс.

Судовые устройства, общесудовые системы, средства связи и навигации, система управления движением отвечают требованиям Регистра и международным правилам, конвенциям и нормам.

Водолазный комплекс РВК пр. ZT28D обеспечивает:

– проведение водолазных спусков на глубины до 60 м одновременно двумя водолазами в любом типе водолазного снаряжения – вентилируемом или с открытой схемой дыхания. Экспозиция на грунте – больше 1 часа;

– проведение всех видов водолазных и подводно-технических работ, в том числе с использованием сварки (резки);

– проведение декомпрессии водолазов при спусках на глубины 12–60 м с применением для дыхания воздуха и кислорода, в том числе по аварийным режимам декомпрессии при спусках на глубины 63–80 м;

– проведение декомпрессии водолазного состава и медицинского персонала при тренировках в барокамере с применением для дыхания воздуха и кислорода;

– проведение лечебной рекомпрессии по всем режимам с применением гелия и кислорода.

Проведение декомпрессии и лечебной декомпрессии обеспечивается в соответствии с режимами «Межотраслевых правил по охране труда при проведении водолазных работ». По воздушным, кислородным и воздушно-кислородным режимам возможно проведение декомпрессси и рекомпрессии с использованием как открытого, так и замкнутого принципа вентиляции барокамеры, по кислородно-азотно-гелиевым – с использованием замкнутой системы вентиляции.

Анализ основных тактико-технических характеристик РВК пр. ZT28D в сравнении с имеющимся в составе ВМФ аналогичным катером пр. РВ-1415 позволяет отметить:

– ZT28D обладает лучшими маневренными характеристиками;

– при одинаковой численности экипажа катер пр. А160 обладает лучшей обитаемостью;

– имеется возможность разместить на ZT28D малый телеуправляемый необитаемый подводный аппарат осмотрового класса.

Разработанный с учётом требований современных нормативных документов судовой водолазный комплекс судна пр. ZT28D обладает высокими функциональными и эргономическими характеристиками, повышенной безопасностью эксплуатации. Комплекс позволяет выполнять весь спектр водолазных и подводно-технических работ на малых и средних глубинах в комфортных и безопасных условиях эксплуатации. Судовой водолазный комплекс позволяет существенно расширить спектр подводно-технических и водолазных аварийно-спасательных работ, которые способен решить РВК пр. ZT28D в интересах ВМФ. По насыщенности водолазного вооружения ZT28D можно отнести к классу водолазных морских судов, и во многом превышает объём специального водолазного вооружения «Фламинго».

В отличие от РВК пр. РВ-1415 катер пр. ZT28D оснащён средствами оказания помощи аварийному кораблю.

Следует отметить, целый ряд как существующих, так и перспективных спасательных судов позволяют использовать автономный обитаемый подводный аппарат с гидравлическим манипулятором (по классификации ВМФ – автономный рабочий снаряд) АРС-600 производства компании Nuytco Research (Канада) для выполнения поисково-обследовательских, спасательных и подводно-технических работ на глубинах до 600 м. Основные преимущества данного аппарата в сравнении с находящимися в эксплуатации в ВМФ техническими средствами:

– компактность и малый вес (около 2 т);

– возможность использования с судов, не имеющих системы динамического позиционирования и водоизмещением от 500–600 т с применением штатных судовых спускоподъёмных устройств;

– минимальные требования к судну-носителю и энергообеспечению;

– мобильность комплекса, позволяющая перевозить его любым видом транспорта;

– широкий спектр штатного и дополнительного оборудования для выполнения аварийно-спасательных и подводно-технических работ;

– многоуровневая система безопасности;

– невысокая стоимость, в т. ч. расходов по эксплуатации;

– отсутствие необходимости введения дополнительных должностей для обслуживания.

В отличие от имеющихся в ВМФ необитаемых телеуправляемых подводных аппаратов и нормобарических скафандров HS-1200 (закупленных около 10 лет назад), АРС-600, являясь полностью автономным средством, может более безопасно и эффективно использоваться совместно со спасательным глубоководным аппаратом (СГА) и другими средствами при оказании помощи аварийным подводным лодкам в полном объёме своих ТТХ на существующих судах ВМФ без их дооборудования. Стоимость комплекта АРС-600 составляет 98,6 млн руб., что в 5 раз меньше стоимости комплекта HS-1200. Значительно меньше и стоимость авторского надзора за этими аппаратами. Эффективность же использования АРС-600 при выполнении задач в 1,5–2 раза выше эффективности закупленных ранее за рубежом аналогов.

За рубежом аппараты этого типа успешно используются в интересах ВМС США и Канады, сил береговой охраны США, NASA. Компания-изготовитель получила заказ на данные аппараты от ВМС Великобритании. Они являются одним из наиболее перспективных направлений развития поисково-спасательной техники. Аппарат существует в исполнении, рассчитанном на глубину 1000 м. Аналогов данному аппарату (оригинальное название DeepWorker – «глубоководный рабочий») в мире нет.

По мнению научно-исследовательских организаций, рассмотревших технико-экономическое обоснование по закупке АРС-600 и давших положительные заключения, использование АРС-600 целесообразно совместно со стоящими на вооружении в ВМФ СГА, в т. ч. на строящемся спасательном судне

пр. 21300, что позволит повысить безопасность и эффективность проведения поисково-спасательных операций в условиях отсутствия в составе ВМФ АРС, выслуживших установленные сроки службы, окончания срока службы нормобарических скафандров HS-1200 в 2012 г., а также отсутствия в составе ВМФ дооборудованных судов-носителей для закупленных ранее обитаемых и необитаемых подводных аппаратов.

Таким образом, РВК пр. ZT28D способны решать задачи поисково-спасательного обеспечения в интересах различных министерств и ведомств. В определённой степени, наличием данного судна компенсируется отсутствие должного количества водолазных судов пр. 11980. Кроме того, строительство современных серийно выпускаемых РВК пр. ZT28D на замену морально и физически устаревших катеров пр. РВ-1415 позволит в кратчайшее время восполнить нехватку катеров данного класса в составе ВМФ РФ.

Современный судовой водолазный комплекс РВК пр. ZT28D, а также размещённое на катере оборудование, обеспечивающее выполнение водолазных, подводно-технических, аварийно-спасательных работ, позволит:

– расширить спектр технологий выполнения водолазных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ;

– повысить эффективность и качество подводных работ, выполняемых с использованием водолазного труда;

– повысить уровень безопасности проведения водолазных работ: ТТХ катера позволяют разместить на ZT28D малый телеуправляемый необитаемый подводный аппарат осмотрового класса или аппарат водолазной поддержки, что существенно повысит эффективность и безопасность выполнения водолазных и подводно-технических работ.

Виктор Илюхин, председатель некоммерческой организации «Ассоциация развития поисково-спасательной техники и технологий», д-р техн. наук, профессор

Партнеры