Севастопольский “13 СРЗ ЧФ” – ведущее предприятие судоремонта в Южном регионе России

Год назад на флагмане черноморского судоремонта - ФГУП "13 СРЗ ЧФ"  - сменилось руководство. Директором завода стал Александр ЮРЬЕВ, главным инженером назначен Игорь ПОЛИЩУК

Событие во многом стало рубежным и в истории ведущего предприятия судоремонтной отрасли Юга России, и в реорганизации самой системы судоремонта региона. 

 

В этой связи, пожалуй, стоит пояснить: в "советское время" в Причерноморье судоремонтом, в том числе военным, занимался целый ряд предприятий России и Украины. Это было обусловлено большим количеством "гражданских" судов и боевых кораблей, входивших в состав пароходств и Черноморского флота СССР. Вполне обоснованно можно утверждать: Юг Отечества во многом являлся ведущим по ряду параметров в кораблестроении и, соответственно, судоремонте Советского Союза. Чего, к примеру, стоили всемирно знаменитые судостроительные верфи Николаева. Эксклюзивную продукцию выдавал феодосийский завод "Море". И этот список, по большому счету, национальной гордости можно было бы продолжить.

Эта уникальная производственная и научная база создавалась веками, а разрушена была, увы, даже не за десятилетия – за годы. Полное банкротство и разруха накрыли николаевские верфи, еще недавно строившие авианосцы и ракетные крейсера (вместе со многим-многим другим).

В украинские времена, как говорится, в полный рост досталось и крымским предприятиям. К примеру, численность работающих на Севастопольском судостроительном заводе с 16 тысяч человек сократилась до… двухсот! В этих условиях во многом благодаря прозорливости профессионалов отрасли и патриотизму судоремонтников был сохранен 13-й судоремонтный завод Черноморского флота. Сохранен со своей школой судоремонта, кадрами и технологическими компетенциями.

В результате именно ФГУП "13 СРЗ ЧФ" Минобороны России (Севастополь) сегодня является ведущим предприятием судоремонта во всем Южном регионе – от Ростова-на-Дону до кавказских портов и Крыма.

– На Черном и Азовском морях в той или иной степени судоремонтом занимается несколько предприятий, в том числе в Новороссийске, Темрюке, Керчи. Однако – уж так сложилось – центром отрасли на сегодняшний день является Севастополь, – отмечает в беседе с корреспондентом an-crimea.ru  директор 13-го судоремонтного завода Александр Петрович Юрьев. – И хотя судоремонт как вид деятельности заявлен в регистрационных документах – вы не поверите – нескольких сот севастопольских предприятий, тем не менее, реальных "игроков" на этой площадке немного. Если же говорить о наличии производственной базы, состоящей из полной цепочки технологического цикла, то ею обладаем только мы. В этой связи весьма показателен ремонт после навигационной аварии большого десантного корабля "Ямал" – ряд наших коллег заявлял о желании взяться за ремонт этого объекта, ведь данный заказ по понятным причинам находился в центре и административного, и профессионального, и общественного внимания. Но в конце концов "десантник" встал у нашего заводского причала. На мой взгляд, данный пример красноречиво говорит о том, кто и что реально стоит.

 

– Однако ситуация меняется: действуют законы рынка, растет конкуренция…

– Действительно, конкурентная среда меняется. И это не просто закономерно, а естественно: возвращение Севастополя и Крыма в состав России способствует реанимации отрасли, впавшей "при Украине" в полный коматоз. К региону проявляют внимание многие российские судоремонтные и судостроительные предприятия, пытаются зайти инвесторы. Но по целому ряду причин многие из уже озвученных замыслов остаются лишь декларациями, хотя некоторые проекты и удается реализовать.

– А почему так происходит?

– Этому способствует комплекс причин. Конечно, в данном случае трудно определить их степень значимости, но все-таки, пытаясь расставить какие-то приоритеты, я бы отметил влияние антироссийских санкций. Далее – особый статус Крыма, точнее, отношение к этому статусу со стороны бизнес-элит, в том числе отечественных. Вне всяких сомнений: Крым и Севастополь интегрировались во все ниши жизни Российской Федерации. Однако в полной мере переход, в том числе и нашего завода, к современной системе экономических, производственных, финансовых, материально-технических отношений и связей произошел относительно недавно. На это многое влияло.

– Что, например?

– С одной стороны, в течение 23 лет (1991–2014 гг.) наш завод, подчинявшийся Черноморскому флоту, работал в правовом поле Украины, находясь в узле переплетения российской и украинской экономик. С другой стороны, при изменении "правил игры" в 2014 году завод не мог замереть, приостановить свою работу, ведь судоремонт, как плавка стали, – процесс непрерывный. Поэтому к существовавшим проблемам, скажем, материально-технического обеспечения, организации закупок комплектующих, необходимых для производства материалов, добавился ряд новых. Так, к примеру, наш завод оказался единственным в таком формате существования во всей системе российского военного судоремонта. Так сказать, мы действовали не только с украинской, но и постсоветской спецификой организации производства. Естественно, так продолжаться не может.

В этой связи Правительством РФ было принято решение о включении ФГУП "13 СРЗ ЧФ" Минобороны России в план приватизации. В соответствии с ним предприятие до конца 2019 года будет акционировано, изменит свою модель, что позволит нам быть эффективными, современными, прибыльными. Фактически так совпало: мое назначение на должность директора стало рубежом, с которого мы перешли к практическим подготовительным мерам по формированию новой модели существования предприятия. Понятное дело: процесс этот очень непростой, важно все продумать и не допустить ошибок. Тем более, что производства, как я говорил, мы не останавливаем, надежно обеспечивая техническую готовность флотских сил. Думаю, что о наработках, предложениях, которые в этой связи предлагаются, подробно говорить нет смысла – когда реальные изменения произойдут, об этом узнают все. Да само судоремонтное дело об этом скажет!

– И, тем не менее… Ведь, Александр Петрович, в прессе регулярно появляются материалы о развитии судоремонта, о создании в Крыму, Севастополе судостроительно­-судоремонтного холдинга, кластера, о модернизации производств, инвестициях… Сообщалось, что в этот холдинг войдут 13­-й и 91-­й судоремонтные заводы, 771-­й ремонтный завод средств связи ЧФ, ЦКБ "Черноморец"… Вообще часто упоминается 13-й СРЗ, который якобы с кем-то "сольют", куда-то "включат"…

– А с кем его можно "слить", куда "включить"? В нашем субъекте Федерации таких производств нет. Скорее можно было бы говорить о развитии кооперации, присоединении к нам каких-то судоремонтных структур. Сегодня в процессе решения вопрос о расширении нашей доковой составляющей, появлении в составе завода эффективной конструкторской структуры, обретении производственных площадок с целью объединения сил в сфере выполнения гособоронзаказа в интересах Военно-Морского Флота. Эти решения в состоянии проработки.

Если же говорить о холдинге, кластере, каком-то объединении мощностей по производственно-кустовому принципу, о локализации производства на севастопольской индустриальной площадке, то тут надо разбираться в сути процесса. Наш 13-й судоремонтный завод твердо придерживается позиции сохранения своей самостоятельности, независимо от итогов приватизации. Ведь, к примеру, в составе той же Объединенной судостроительной корпорации – порядка сорока заводов, КБ, научных и других структур, связанных между собой, но работающих самостоятельно.

Вы знаете, когда знакомишься с публикациями о перспективах севастопольского судоремонта, иной раз диву даешься: откуда авторы материалов черпают фактуру, где они получают информацию? Даже чиновники и наши региональные политики, делая заявления по поводу перспектив развития нашей отрасли, порой искажают факты, путают понятия, не разбираются в терминах… Разумеется, СМИ тиражируют сказанное, рождая домыслы и новые слухи, путаницу в головах.

13 СРЗ_Директор Александр Петрович Юрьев

Часто журналисты отрабатывают чей-то заказ, продвигая на информационном поле интересы конкретных предприятий и бизнесменов, за которыми нет никого и ничего, кроме пустозвонства. Часто подолгу пиарятся информационные пустышки типа создания аэропорта на Бельбеке. Кто же решится вывести эту важнейшую в системе обороны и безопасности страны авиабазу из системы Минобороны и создать конкурента аэропорту Симферополя, на который затрачены миллиарды? Тем не менее подобного рода публикации постоянно появляются, в том числе на судоремонтную тему. Думаю, что журналисты к подготовке материалов должны подходить ответственно. А уж о чиновниках и политиках я и не говорю – они ошибок не должны допускать по определению.

Что же касается ситуации на заводе, то скажу: загрузка предприятия сегодня в полтора раза выше нормативной. Ежемесячно судоремонтники работают примерно на сорока объектах. В этом плане показательно: именно нашему заводу доверен ремонт флагмана Черноморского флота ГРКР "Москва". Востребован наш доковый комплекс, развивается сектор материально-технического обеспечения предприятия, что является залогом преодоления многих проблем, в том числе по "закрытию" ГОЗ. Наши специалисты приложили много сил для решения вопросов реструктуризации имевшегося долга, получения оборотных средств. Есть уверенность в финансировании, как следствие – стабильности в выплате зарплат.

Таким образом, могу ответственно заявить: 13-й завод находится в готовности к переменам, не останавливая, а наращивая производственные темпы. Уверен: к переменам к лучшему. Это в определенной мере и есть результат моей работы в должности директора.

 

Источник: an-crimea.ru

Фото:© Артем Геодакян/ТАСС

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры