Судостроение Санкт-Петербурга развивается планомерно и динамично

 

5-12-18В рамках IV Петербургского международного инновационного форума­ между Санкт-Петербургом и ОАО «Объединённая судострои­тельная корпорация» было подписано соглашение по созданию­ кластера судостроения, базовой площадкой которого­ должен был стать Кронштадт. С момента этого события прошло 12 месяцев. В каком состоянии находится реализация данного­ соглашения­? Каков­ механизм данного объединения? С этими вопросами­ мы обратились­ к начальнику отдела маркетинга­ Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Марии Семеновой.

– Исторически одной из ведущих промышленных отраслей в экономике Санкт-Петербурга является судостроение. В Санкт-Петербурге находятся более 40 организаций судостроительной отрасли. Продукция индустрии судостроения составляет более половины всей продукции оборонно-промышленного комплекса, выпущенной в Санкт-Петербурге.

Основу петербургского судостроительного кластера представляют организации, входящие в состав ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОАО «ОСК»). Это ведущие российские проектно-конструкторские бюро: ОАО «ЦКБ МТ „Рубин“», ОАО «СПМБМ „Малахит“», ОАО «ЦМКБ „Алмаз“», ОАО «Северное ПКБ», ОАО «Невское ПКБ», ОАО «ЦКБ „Айсберг“». По их проектам строятся атомные и дизельные подводные лодки различных классов, корабли и суда, составляющие сегодня основу морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения ВМФ России и военно-морских сил иностранных государств.

В состав Корпорации входят петербургские верфи: Адмиралтейские верфи и Средне-Невский судостроительный завод.

В 2011–2012 годах Корпорация получила контроль над судостроительным заводом «Северная верфь», Балтийским заводом и Пролетарским заводом.

Кроме организаций ОАО «ОСК» в Санкт-Петербурге сосредоточены ведущие российские научно-исследовательские институты, образовательные учреждения, работающие для судостроительной отрасли, и предприятия – поставщики судового оборудования.

В рамках реализации соглашения о взаимном сотрудничестве между Санкт-Пе­тер­бургом и ОАО «Объединённая судостроительная­ корпорация» по созданию кластера судостроения в его состав выразили согласие войти ФГУП «ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова», ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», ФГУП «ЦНИИ конструкционных материалов „Прометей“», ОАО «Концерн „ЦНИИ «Электроприбор»“», ОАО «Концерн „Океанприбор“», ОАО «Концерн „НПО «Авро­ра»“», ЗАО «Транзас», а также Санкт-Пе­тербургский государственный морской технический университет и Балтийский государственный технический университет «Военмех».

Дальнейшее развитие кластера безусловно может рассматриваться в сочетании с реализацией проекта строительства нового судостроительного комплекса на о. Котлин. Однако до настоящего времени ОАО «ОСК» не приняло окончательное решение о сроке начала строительства, а также о целевой специализации будущей верфи.

– Санкт-Петербург является признанной морской столицей России и по праву считается главным городом судостроения. Что можно сказать о современном состоянии ведущих судостроительных предприятий города?

– В последние годы прослеживается определённая положительная динамика в развитии судостроительной отрасли Санкт-Петербурга.

Сейчас нашим судостроителям передан максимальный за последние годы заказ на строительство надводных и подводных кораблей.

Адмиралтейские верфи строят серию дизель-электрических подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» для нужд ВМФ России и иностранного заказчика, возобновлено­ строительство подводных лодок проекта 677 «Лада». В этом году будет сдано научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников», предназначенное для обеспечения деятельности Российской антарктической экспедиции.

В соответствии с заключёнными контрактами ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“» должен до 2020 года построить и передать ВМФ России 6 фрегатов проекта 22350 и 6 корветов проектов 20380 и 20385.

На Средне-Невском судостроительном заводе продолжается строительство тральщиков по заказам Минобороны России.

После стабилизации ситуации на Балтийском заводе ему переданы крупные заказы на строительство ледоколов, кроме того продолжается строительство плавучего энергоблока «Академик Ломоносов».

Таким образом, заказами обеспечены практически все предприятия отрасли на ближайшие несколько лет.

– По-прежнему для многих предприятий отрасли остаётся серьёзной проблемой обеспечение производства необходимыми высококвалифицированными кадрами. Не появилось ли новое решение этой проблемы?

– Этой проблеме будет уделено внимание в разрабатываемой в настоящее время Государственной программе Российской Федерации «Развитие судостроительной промышленности». В рамках её подпрограммы «Развитие кадрового потенциала судостроения» предполагаются разработка и реализация комплекса мероприятий по подготовке и переподготовке квалифицированных кадров предприятий отрасли.

В ноябре 2012 года Комитет планирует проведение­ круглого стола с участием руководителей кадровых служб судострои­тельных предприятий, руководителей учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования по вопросу создания региональной программы подготовки кадров для судостроительного кластера Санкт-Петербурга.

В ходе мероприятия будут рассмотрены наиболее острые проблемы в части кадрового обеспечения промышленных предприятий, а также будут выработаны наиболее эффективные пути их решения.

Одной из ведущих промышленных отраслей в экономике Санкт-Петербурга исторически является судостроительная. Судостроительные­ предприятия не только вносят значительный вклад в экономику города, но и обеспечивают занятость тысячам горожан. Так, с учётом проектных организаций, приборостроительных, машиностроительных предприятий, производящих судовое оборудование, в отрасли занято более 50 000 человек.

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры