Один в поле не воин?

Может ли частный бизнес быть конкурентным на рынке оптико-электронных систем

В наши дни на рынке гиростабилизированных оптико-электронных систем для авиации царит абсолютное превосходство импорта. Возможно, это и справедливо, если судить по их техническим характеристикам, качеству и надежности. А это значит, что для нужд МЧС, полиции и других государственных организаций применяются системы компаний FLIR, CONTROP, IAI и ряда других компаний. Кажется, мало кто может помешать засилью иностранных систем на российском рынке, но все же есть надежда на возрождение когда-то знаменитой на весь мир российской инженерной культуры.

Одной из таких вселяющих надежду компаний является небольшое предприятие ЗАО «ЭЛСИ» из города с более, чем тысячелетней историей, колыбели русской демократии - Великого Новгорода. Компания на данный момент является одним из основных разработчиков и производителей систем видео-регистрации для военной авиации. А ведь ее персонал - чуть более 200 человек.

Используя накопленный за десять лет работы опыт в сфере телевизионных систем, инфракрасной техники, систем сжатия и регистрации информации, конструирования аппаратуры, способной работать под воздействием внешних воздействующих факторов (заложенных в военных стандартах), руководство ЗАО «ЭЛСИ» приняло решение начать инициативную разработку новой гиростабилизированной оптико-электронной системы. Предназначение этого оборудования - установка на носитель типа небольшого беспилотного аппарата, выполняющего функцию разведки, поиска, мониторинга местности. Основной задачей оказалось создание изделия с небольшим весом и габаритами, включающего в состав телевизионную камеру, ИК-камеру (тепловизор) а также лазерный дальномер.

Решение о начале работы над проектом было принято в 2008 году, и уже в 2010 году после двух лет упорной работы, задача была выполнена. Конечно, первый промышленный образец был еще «сыроват» для поставки какому-либо заказчику, но свою лепту в развитие направления он сыграл. Во всяком случае, в процессе проектирования системы инженеры ЗАО «ЭЛСИ» разработали собственные электромагнитные бесконтактные моментные двигатели.

Казалось бы, такая мелочь, как электромагнитный двигатель должна быть доступна на российском рынке. Однако он должен обеспечить необходимую скорость поворота системы по азимуту и углу места, причем — с высокой точностью позиционирования, при этом его габариты и масса должны быть минимизированы. И выяснилось, что среди имеющихся российских двигателей, подходящих нет. Был проведен обзор импортных вариантов, среди них нашлись превосходные образцы, но, к сожалению (а может - к счастью), они оказались недоступными к поставке в Россию, и тем более - для применения в военной технике.

Помимо электроприводов, при проектировании изделия встал вопрос передачи информации из подвижной части в неподвижную. Дело в том, что объемы информации оказались немалыми (видео с ТВ-камеры, видео с ИК-камеры, данные датчиков о дальности, о месте положения подвижной части относительно неподвижной и т. п.). Инженеры решили использовать волоконно-оптическую линию связи (ВОЛС) для передачи данных, т. к. традиционные методы работы по медным проводам не давали должной скорости и увеличивали габариты системы - за счет использования громоздких соединителей.

И тут оказалось, что среди отечественных производителей нет тех, кто может предложить вращающийся соединитель ВОЛС, который мог бы работать в тяжелых условиях эксплуатации и обеспечивать при этом необходимую скорость передачи данных. К тому же одним из требований к такому соединителю была герметичность конструкции, которая бы не позволила выходить из подвижной части системы инертному газу, которым она наполнена. Да, были найдены импортные комплектующие, но их цена и сложность поставки для применения в военной технике не оставили выбора. И специалисты ЗАО «ЭЛСИ» принялись за разработку такого соединителя сами. И создали его. Кроме того были разработаны высокоскоростные двунаправленные трансиверы ВОЛС и источники вторичного питания, отвечающие всем требованиям Минобороны.

За последние 2-3 года ЗАО «ЭЛСИ» спроектировало и произвело еще несколько гиростабилизированных систем - более совершенных в сравнении с первой. В них применяется уже не ИК-камера диапазона 8-14 мкм, основанная на микроболометре, а охлаждаемая ИК-камера диапазона 3-5 мкм, который принято считать основным для применения в военной авиации.

Уровень стабилизации визирной оси этих систем доходит до 100 мкрад. Конечно, для иностранных производителей такие показатели – уже история. Но для отечественной промышленности это серьезный результат, во всяком случае – для конструкции с двухосной гиростабилизацией. Такие системы могут найти применение в вертолетах, предназначенных для морского патрулирования, сухопутных операций (патрулирование, сопровождение, обнаружение и слежение за наземными целями), поисково-спасательных операций (например, обнаружения терпящих бедствие морских судов и людей в море), а также работы полиции. Они могут быть использованы и на беспилотных летательных аппаратах для ведения разведки, в том числе — гражданской (мониторинга ЛЭП, нефте- и газопроводов).

По словам руководителя ЗАО «ЭЛСИ» Сергея Вяткина, пока еще рано говорить о конкуренции систем производства ЗАО «ЭЛСИ» с импортными аналогами в части технических характеристик. Но тенденция к этому есть. Так, в течение последних двух лет специалисты ЗАО «ЭЛСИ» посетили ряд иностранных производств и разработчиков аналогичных систем, ознакомились с технологиями. Сергей Николаевич с понятным сожалением делает вывод о том, что зарубежные технологии пока - более совершенные. Однако не стоит забывать, что иностранные компании могут закупить в открытом доступе необходимые ИК-камеры - охлаждаемые и не охлаждаемые, передовые лазерные излучатели, имеющие миниатюрные размеры и ряд других необходимых для создания подобных систем комплектующих, которые в России просто отсутствуют. При этом создание качественных систем у них заняло более 10 лет, с необходимым финансированием и инвестициями, а также последующими серийными поставками сотен изделий.

Если же говорить о производственной базе, то тут у ЗАО «ЭЛСИ» дела обстоят не хуже чем у зарубежных конкурентов, так что к серийному производству систем компания действительно готова. Стоит учесть и тот немаловажный факт, что пока разработка отечественных систем ведётся за счет собственных средств небольшой по меркам оборонно-промышленного комплекса компании, у которой пока нет заказов на эти системы от государственных структур. А ведь именно они бы могли послужить хорошим катализатором процесса создания отечественной системы мирового уровня.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры