Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Что координирует новый совет при правительстве?

Указ «О Координационном совете при правительстве…» можно прокомментировать как большой шаг в сторону мобилизационной экономики. Внимательно читая Положения об этом совете, трудно не заметить недвусмысленные сигналы.

 

 

Пятый пункт Указа перечисляет основные задачи Координационного совета. К ним относятся:

  • «определение целевого задания по обеспечению в ходе проведения специальной военной операции потребностей Вооруженных Сил РФ…» (в),
  • «определение сроков и объемов осуществления поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг, объемов и источников финансирования» (г),
  • «определение объемов и направлений расходования бюджетных средств…» (д)
  • «решение вопросов, связанных с формированием цен на товары, работы, услуги» (е), а также
  • «подготовка предложений по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), субподрядчиков, соисполнителей для осуществления поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг в целях Обеспечения Потребностей» (ж)

Те, кто знаком с организацией гособоронзаказа, могут увидеть в этом документе, что существующая система планирования и согласования интересов всех сторон — заказчика, головного исполнителя и участников кооперации — признана практически недействительной в условиях военного времени.

Претензии президента к качеству работы российского правительства и ОПК проявились в середине лета, когда в отставку был отправлен Юрий Борисов, а на его место назначен Денис Мантуров. С одной стороны, нового вице-премьера связывают тесные отношения с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым. С другой стороны, президент явно считает Мантурова эффективным менеджером.

Однако и новое назначение в правительстве не явилось действенным способом для реализации материально-технического и организационного обеспечения мобилизации и мобилизованных, и Минобороны не смогло удовлетворительно осуществить этот процесс. Жилья, одежды, обмундирования, средств защиты и даже медицинских расходных материалов на всех не хватает.

Впрочем, очевидно, не достает и самих мобилизуемых.  По крайней мере, об этом говорят следующие два пункта Положения о совете, которые закрепляют за ним полномочия по «оказанию содействия в обеспечении создания объектов военной инфраструктуры» (з), а также «координации цифровизации, автоматизации и информационно-аналитического обеспечения в области обороны» (и).

В итоге указ президента создает «мобилизационную» надстройку над Минобороны, связанную преимущественно с размещением гособоронзаказа в части тех видов вооружений и продукции военного назначения, которые могут быть использованы при проведении военных действий на Украине. Контроль как над над заказчиками, так и над исполнителями передается в руки экономико-хозяйственного блока правительства.

По сути, Совет получает в их отношении полномочия вышестоящего органа, частично заменяя действующие администрации госкорпораций. Кроме того, в руки IT-блока правительства будет передана организация учета россиян, подлежащих мобилизации или воинскому призыву.

Сергей Горшков

«НОЗС»