Власти стран ЕС готовят правовые основания для задержания 16 танкеров без флага, если они войдут в Балтийское море. Об этом со ссылкой на источники и внутренние документы ЕС сообщает EUobserver. Брюссель намерен противодействовать проходу подсанкционных судов через воды стран ЕС несмотря на то, что последние не нарушают запрета на вход в европейские порты. Обсуждаемые меры, вероятно, войдут в 19 пакет антироссийских санкций.
По версии издания, причиной для обсуждения мер по задержанию судов могли послужить инциденты с дронами, произошедшие осенью текущего года. Напомним, что в ЕС придерживаются позиции, согласно которой БЛА, нарушившие воздушное пространство стран Евросоюза, могли быть запущены с танкеров так называемого «теневого флота». Россия в свою очередь отрицала свою причастность к упомянутым случаям.
ЕС намерен внести в черный список еще 120 судов, которые, по данным ЕС, причастны к экспорту российских энергоресурсов. Попадание судна в санкционный список подразумевает запрет на вход в порты ЕС, запрет на взаимодействие с европейскими компаниями, а также запрет на оказание таким судам страховых и других услуг. При этом эксперты считают эффективность таких мер относительно низкой, поскольку танкеры «теневого флота» все еще свободно проходят через европейские воды, не останавливаясь в портах стран ЕС, пользуясь «правом мирного прохода», которое закреплено в Конвенции ООН по морскому праву 1994 года и Копенгагенском договоре 1857 года.
Тем не менее сейчас страны ЕС намерены воспользоваться 110 статьей Конвенции ООН, которая предусматривает право перехвата судов в открытом море государствами в случае если имеются подозрения в том, что судно может быть связано с пиратством, работорговлей, несанкционированным вещанием или в случаях, когда судно не имеет национальности, не имеет флага или отказывается его поднять. Основываясь на том, что 16 из 120 судов «теневого флота», запланированных к внесению в санкционные списки ЕС, не имеют флага, Брюссель намерен задерживать их в европейских водах.
Среди 16 судов без гражданства EUobserver назвал: Adonia, Apate, Apus, Aquilla II, Bolu, Briont, Ethera, Everdine, Leona, Manaslu, Myra, Nemrut, Omni (теперь называемый Evali), Samos, Tagor и Tassos. По данным сервиса Marine Traffic, они ходят под флагами Кюрасао, Гвинеи, Барбадоса, Панамы, Арубы (остров в Карибском море), Сан-Томе и Принсипи и других, часть выходила из российских портов.
Напомним, что ужесточение мер направленных на так называемый «теневой флот» танкеров обсуждалось на прошлой неделе в контексте задержания французскими ВМС судна Boracay, следовавшего из России в Индию. Судно подозревали в причастности к появлению дронов в воздушном пространстве Дании. Комментируя инцидент, президент Франции Эмманюэль Макрон призвал к оптимизации совместных действий «коалиции желающих» по противодействию «теневому флоту» и добавил, что в ближайшее время начальники генштабов стран ЕС проведут встречу с участием представителей НАТО «для разработки совместных действий» по борьбе с такими судами.
Формулировку «теневой флот танкеров» применяют для обозначения группы судов, использующихся для обхода действующих санкций и ограничений в торговле нефтью и нефтепродуктами. Флот включает в себя старые суда, принадлежащие неизвестным владельцам или структурам, скрывающим бенефициаров, и использует различные схемы и методы для перевозки подсанкционной нефти.
Источник – EUobserver
