Евросоюз и Европарламент предварительно утвердили обширные ограничения для российских поставщиков газа, которые в первую очередь затронут компании «Газпром» и «НОВАТЭК». После принятия этих мер страны ЕС получат возможность на национальном уровне запрещать доступ российским поставщикам к газотранспортной инфраструктуре, включая терминалы СПГ.
Это дает европейским компаниям возможность расторгнуть долгосрочные контракты с российскими поставщиками, уменьшая свои риски по выплате штрафов. Несмотря на то, что существующие получатели российского газа, вероятно, не будут отказываться от этого источника энергии, наличие такой опции открывает возможности для политического давления.
Согласно предварительному политическому соглашению, достигнутому Советом ЕС и Европарламентом 8 декабря, введены новые нормы по газовому регулированию с фокусом на декарбонизацию газа и водорода. Одним из ключевых положений является правило по энергетической безопасности, которое предоставляет странам ЕС право национально ограничивать доступ к инфраструктурным мощностям, включая СПГ-терминалы и газопроводы, для экспортеров из России и Белоруссии.
«Регламент будет содержать положения, позволяющие государствам-членам принимать ограничения на поставки природного газа, включая СПГ из РФ или Белоруссии»,— приводит сообщение Совета ЕС «Коммерсантъ».
В случае принятия этих норм страны ЕС приобретут возможность односторонне приостанавливать долгосрочные контракты с «Газпромом» по поставке трубопроводного газа и с НОВАТЭКом по поставке СПГ. Этот механизм позволит им объявлять форс-мажор, опираясь на решения своих правительств. Такой подход, скорее всего, обеспечит возможность избежать выплаты штрафов. Применение подобной стратегии ранее продемонстрировал «Газпром» в контексте перевода платежей за российский газ в рубли в соответствии с указом президента РФ в мае 2022 года. В тот момент компания приостановила поставки тем европейским покупателям, которые не согласились с изменением схемы оплаты.
На данный момент Евросоюз не имеет законодательных ограничений по отношению к приобретению российского газа, несмотря на призывы чиновников Еврокомиссии отказаться от этих поставок и искать альтернативные источники, а также не заключать новые долгосрочные контракты с Россией.
Теоретически, новое регулирование может стать основанием для усиления политического давления на страны, которые продолжают приобретать российский газ.
Газпром осуществляет поставки природного газа через Украину в Словакию, Австрию и Италию, а также через «Турецкий поток» в Македонию, Хорватию, Венгрию, Грецию, Сербию и Боснию. В предыдущем году объем поставок «Газпрома» в страны Европейского союза снизился на 56%, достигнув 63,8 миллиарда кубометров. В текущем году прогнозируется дополнительное сокращение объема экспорта до 29 миллиардов кубометров. Доля газа, поставляемого «Газпромом» в общее потребление газа ЕС, может уменьшиться до приблизительно 8,5%, в сравнении с 34% в 2021 году.
Отказ от российского сжиженного природного газа (СПГ) пока произошел только со стороны Великобритании, Польши и стран Балтии. Испания за период январь—ноябрь закупила у России 4,43 миллиона тонн, Бельгия — 4,3 миллиона тонн, Франция — 3 миллиона тонн. Продолжаются поставки также в Нидерланды, Грецию, Финляндию и Швецию. Согласно оценкам Еврокомиссии, импорт российского газа (включая СПГ) в 2023 году составит 40–45 миллиардов кубометров, что сравнимо с 80 миллиардами кубометров в 2022 году и 155 миллиардами кубометров в 2021 году.
Крупные покупатели российского СПГ, такие как TotalEnergies и Naturgy, сообщили, что не могут отказаться от долгосрочных контрактов с НОВАТЭКом. Глава TotalEnergies Патрик Пуянне подчеркнул, что они соблюдают обязательства по долгосрочным контрактам на объемы в 4 миллиона тонн, но при этом закупают именно этот объем. Хотя основная часть объемов по контрактам с TotalEnergies и Naturgy направляется, соответственно, во Францию и Испанию на условиях доставки DES, запрет на импорт со стороны этих стран не обязательно влечет отмену контрактов, так как покупатели могут перераспределить газ на другие рынки.
Сергей Кондратьев из Института энергетики и финансов в комментарии «Коммерсанту» отметил, что ограничения применяются исключительно к России и Белоруссии, что свидетельствует о дискриминационном характере меры. В своем обосновании этой меры Еврокомиссия ссылается на «обеспечение безопасности», но при этом подчеркивает, что такие ограничения не должны нарушать международные обязательства ЕС. Введение ограничений на национальном уровне возможно только после изучения рисков, включая возможные негативные последствия для других участников ЕС. По мнению эксперта, на данный момент риски того, что страны ЕС воспользуются новыми правилами для отказа от российских поставок, минимальны. Эксперт подчеркивает, что формально документ предоставляет больше свободы транзитным странам, таким как Болгария и Словакия, для ограничения или приостановки транзита российского газа, но страны-получатели, вероятно, будут выступать против таких мер.
Источник — Коммерсантъ