Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Китайские компании на российском рынке после 24 февраля

После 24 февраля значительное количество западных компаний покинули российский рынок, а их место стали активно занимать компании из Китая. При этом, если некоторые компании расширили присутствие на рынке, другие стали его сокращать с целью минимизации рисков вторичных санкций. Китаист Вита Спивак рассматривает, как санкции изменили работу китайских компаний в России.

 

После начала горячей фазы российско-украинского конфликта, западные корпорации стали активно сокращать присутствие на российском рынке, как в силу репутационных издержек, так и проблем с логистикой и другими чисто техническими сложностями. Китайские компании, напротив, увидели в сложившейся ситуации возможности для расширения присутствия на рынке России.

В некоторых сегментах, затронутых и не затронутых санкциями, компании из КНР значительно расширили присутствие. Например, на китайские автомобили в 2022 году приходилось 20% продаж против 6% годом ранее. В этом году доля проданных китайских машин может удвоиться, несмотря на рост их стоимости. В марте 2023 года с целью систематизации процесса выхода на российский рынок была создана Ассоциация китайских автопроизводителей.

Похожее происходит и в иных отраслях. Например, китайские производители бытовой техника вышли на лидирующие позиции по продажам стиральных машин, холодильников, ноутбуков и смартфонов в конце 2022 года. Официальные китайские данные подтверждают эту информацию — в 2022 году экспорт стиральных машин в РФ вырос на 35,5% по сравнению с предыдущим годом, а холодильников — на 6,4%. Доля китайских сматрфонов тоже растет и в прошлом году достигла 70% на фоне ухода Apple и Samsung.

Вместе с тем, некоторые китайские компании намного более аккуратны в своем продвижении в России. Например, компания Huawei уже в марте 2022 года фактически ушла с российского рынка, несмотря на то, что она была одной из крупнейших поставщиков базовых станций связи в Россию. Официальной причиной ухода Huawei заявлена нехватка товаров. Вместе с этим, Huawei с 2019 года находится под санкциями США, из-за чего не может закупать американские компоненты и технологии, что ограничило ее доступ к полупроводникам. «В таких условиях компания не хочет привлекать к себе лишнего внимания и готова пожертвовать присутствием на российском рынке, который в 2021 году принес ей всего 2% от общего объема доходов», — пишет Спивак.

Другим примером «тихого ухода» с рынка России является ситуация с китайским производителем дронов DJI, которая приостановила деятельность в апреле 2022 года.

Китайский панковский сектор проявляет наибольшую осторожность в отношении контактов с Россией после 24 февраля. Так, UnionPay, в которой многие видели спасение после отключения ключевых российских банков от системы SWIFT, сократила свои контакты с подпавшими под санкции российскими банками. Два ведущих китайских банка, ICBC и Bank of China, полностью прекратили деятельность в России и Беларуси весной 2022 года, а Новый банк развития и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций — в том же году ограничили российским организациям доступ к финансированию.

Санкционные риски повлияли и на инвестиции из Китая. «В 2022 году Китай обошелся без крупных вложений в российскую экономику, хотя увеличил финансирование проектов в рамках инициативы «Пояс и путь» в других странах», — напоминает эксперт.

Постоянный рост санкционного давления на Россию, а также усугубляющиеся отношения Китая с Западом делают сотрудничество КНР и России более сложным, ровно как и обход санкций Запада китайскими компаниями. Вместе с тем, пока торговые отношения России и Китая растут и в первом квартале 2023 года китайский экспорт в Россию вырос на 67%.

«И если до 2022 года в экономических отношениях с Россией тон задавали китайские государственные энергетические предприятия, то сегодня речь идет скорее о частных компаниях, занятых производством потребительских товаров, и региональных китайских фирмах, в планах которых нет глобальной международной экспансии. Именно они теперь будут брать на себя ведущую роль в экспансии Китая на российский рынок», — заключает Спивак.

Источник — Carnegie Politika (внесен в реестр иностранных агентов РФ)