Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Российский экспорт нефти: больше, но дешевле

В апреле Россия экспортировала рекордный объем нефти с 24 февраля 2022 года, однако выручка и поступления в бюджет оказались ниже, чем до начала горячей фазы конфликта. Основная часть экспорта была направлена в Индию и Китай. Эксперты считают, что Россия сможет удерживать позиции на азиатских рынках, пока российская смесь Urals продается с дисконтом к ближневосточной и африканской, однако страны Запада могут усложнить положение России, введя ограничительные меры против теневого флота танкеров страны.

 

В апреле 2023 Россия экспортировала в среднем 8,3 млн баррелей нефти в сутки, что больше, чем средние показатели 2022 года (7,7 млн баррелей в сутки) и 2021 года (7,5 млн), подсчитало Международное энергетическое агентство (МЭА). Эксперты МЭА объясняют рост поставок стремлением России компенсировать снижение доходов. В апреле 2023 года выручка от продажи нефти составила $15 млрд — на 27% меньше, чем годом ранее. Поступления в бюджет снизились еще существеннее — на 64%, что стало результатом вступления в силу нового правила расчета цен (цена Urals привязана к цене Brent с определенным дисконтом).

80% российского экспорта нефти (5,2 млн баррелей в сутки) в апреле были направлены в Китай и Индию, в результате чего Россия потеснила партнеров по ОПЕК+ с Ближнего Востока и из Западной Африки, которые являются традиционными поставщиками этого региона. Обе страны значительно повысили долю российской нефти в своем импорте. Так, Индия в апреле импортировала 1,9 млн баррелей российской нефти в сутки против 65 тыс. до событий февраля 2022 года, а поставки в Китай выросли на 80%. Эксперты полагают, что Россия сможет удержать новые рынки, пока ее нефть стоит дешевле ближневосточной и африканской. По состоянию на 15 мая баррель Urals с учетом транспортировки обходился Индии на $12 дешевле барреля Brent.

Около половины поставок российской нефти были осуществлены специально сформированным для этого теневым флотом танкеров, на которые нефть перегружается с российских танкеров в море с целью обхода санкционных ограничений. Страны Запада уже обсуждают меры против российского теневого флота. Так, в рамках 11-го пакета санкций ЕС обсуждаются меры против этой схемы обхода. В частности, участвующим в ней судам хотят запретить заходить в европейские порты, а за отключение транспондеров владельцев судов могут начать штрафовать.

Источник — RE:Russia