В ОКБ Сухого рассказали об эргономике современных самолетов

В рамках интервью для корпоративного журнала «Горизонты» Объединенной авиастроительной корпорации в материале Константина Лантратова начальник отдела кабин ОКБ Сухого Никита Дорофеев поделился информацией об эргономике кабин современных военных самолетов, разрабатываемых конструкторским бюро.

 

Следите за новостями «Новый оборонный заказ. Стратегии» в Google News, будьте в курсе событий!

Отвечая на вопрос об определяющих требованиях к эргономике кабины, Никита Дорофеев отметил, что как общих технических требований ВВС, так и эргономических ГОСТов очень много. Однако, по словам специалиста, требования к эргономике определяют три основных тезиса: максимальная автоматизация «рутинных» процессов пилотирования и боевого применения, «фильтрация» и комплексирование информации, поступающей из различных источников и интеллектуальная поддержка пилота самолета бортовым комплексом.

К текущему моменту ОКБ достигло успехов в удовлетворении первых двух вышеупомянутых требований, позволяя пилотам более эффективно расходовать время и координировать свои действия. Наряду с этим активно ведется работа над развитием третьего параметра, задача которого определяется Дорофеевым как «сделать так, чтобы летчик был ситуационно-осведомленным, чтобы он знал, что делает самолет». Это прямое следствие процесса автоматизации, а обратная её сторона – выключение пилота из процесса управления.  ОКБ ставит перед собой цель – достичь баланса в системе «человек-машина».

В ходе интервью также обсудили отличия подходов к эргономике в гражданской и военной авиации, которые продиктованы разницей в функциях, выполняемых самолетами, и, как следствие, требуемыми размерами кабин. Гражданские судна имеют место для двух пилотов, и «место для отдельных индикаторов для каждого вида индикации — только навигационная обстановка или только состояние систем, есть возможность размещения многофункциональных пультов с полноценными кнопочными наборными полями, специализированных органов управления». На боевых же самолетах, в силу ограниченного пространства и большего количества выполняемых задач, устанавливаются многофункциональные оперативные органы управления и индикаторы, отображающие специализированную информацию - тактическую обстановку, изображение от обзорно-прицельных систем, радиолокационная картинка, картинка оптико-локационной системы, картинка с головок самонаведения ракет.

эргономика

Многофункциональные оперативные органы управления и их расположение играют существенную в оптимизации процесса управления боевым самолетом. Начальник отдела кабин ОКБ Сухого также поделился информацией о том, каким образом и в каких местах наиболее целесообразно их расположение. «Многофункциональные органы управления можно поставить как на штурвал, так и на рукоятку. Расположение на ней органов управления определяется уже чисто антропометрией: размер кисти руки, степень подвижности суставов в разных плоскостях. Есть рука летчика, на которой пять пальцев… Поэтому на данный момент, если мы говорим об истребителях, фактически определен и состав, и общее расположение органов управления на рукоятках — и на РУС (ручка управления самолетом), и на РУД (рычаг управления двигателем), как бы конструктивно они ни были выполнены», — рассказал Дорофеев читателям. Основной проблемой в данном вопросе, по мнению эксперта, является не столько расположение органов управления, сколько наделение их определенными функциями, которые должны быть «самыми нужными и оперативными» и в то же время «интуитивно понятными». Решением этой задачи на данный момент и занимается ОКБ.  

Визуальное отображение индикации наряду с многофункциональными органами управления занимает существенное место в проектировании кабин боевых самолетов. Лучшим местом для размещения индикаторов, по словам начальника отдела кабин, является зона непосредственно перед летчиком размером в 20х30 градусов, размещение индикаторов за пределами этой зоны требуют от пилота дополнительных действий – поворота головы, переноса взгляда и т.д., что может оказать критическое влияние в экстренной ситуации. Однако в условиях ограниченного пространства в кабине пилота конструкторам приходится искать компромисс, таким образом, на самолетах ОКБ Сухого в оптимальной зоне специалисты расположили коллиматорный индикатор, резервный индикатор и аварийную сигнализацию.

Однако ОКБ не останавливается на достигнутом и продолжает работу по развитию эргономики и повышению комфорта и эффективности пилота в кабине самолета.

По материалам журнала «Горизонты»

Партнеры