Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Гособоронзаказ больше волнует предприятия ОПК

 

Минувшее лето запомнится предприятиям ОПК России беспрецедентным фактом: власть официально признала срыв исполнения Гособоронзаказа-2011. Своей точкой зрения на сложившуюся ситуацию делится начальник коммерческого отдела крупнейшего в России текстильного производства – Королёвской шёлковой фабрики «Передовая текстильщица» – Елена Закарян.

Оборонный заказ на 2011 год практически размещён. Теперь необходимо про­анализировать все те огрехи, которыми был полон текущий год, чтобы достойно выйти на Гособоронзаказ 2012 года. Министр обороны РФ Сердюков, заверил, что все контракты по Гособоронзаказу со всеми поставщиками на 2012 год будут подписаны до конца 2011 года. «Мы первый раз за всю историю существования Гособоронзаказа выйдем на такой режим.

И такой режим теперь будет постоянно».

В связи с этим, как представитель предприятия, участвующего в соисполнении госконтрактов, хочу высказать определённые соображения по формированию ГОЗ-2012.

Считаю, что МО РФ не должно быть озабочено состоянием промышленных предприятий, выполняющих ГОЗ. Министерство обороны, в сегодняшнем статусе, не имеет ни рычагов воздействия, ни механизма для решения проблем, мешающих   предприятиям выполнять Гособоронзаказ. Какая сегодня основная задача этого министерства?

• Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или посягательств на интересы Российской Федерации;

• защита экономических и политических интересов РФ;

• осуществление силовых операций

в мирное время;

• применение военной силы.

Мы спросим с МО РФ не за то, что по его вине остановилось то или иное предприятие, а за то, что наши войска оснащены старым, несовременным вооружением, что они не смогли достойно отразить угрозы.

Так кто же в нашей стране должен (цитирую из «Полномочий»):

– отвечать за реализацию предусмотренных Государственным оборонным заказом мер по сохранению и развитию стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса и критических технологий?

– следить за заключением и выполнением государственных контрактов (договоров) по Государственному оборонному заказу?

Кто должен надзирать «за реализацией государственной ценовой политики, применением государственных регулируемых цен при размещении и выполнении Государственного оборонного заказа»? Рособоронзаказ. Рособоронзаказ – это Федеральная служба по оборонному заказу – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по контролю и надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, юридическими лицами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации норм и правил в сфере Государственного оборонного заказа.

В связи с предоставленными данному органу полномочиями, учитывая что руководство деятельностью Рособоронзаказа осуществляет Президент Российской Федерации, считаю необходимым:

1. Резко усилить роль данного органа в решении целого ряда серьёзнейших проблем, которые существуют сегодня в оборонной промышленности.

2. Для успешного выполнения ГОЗ заблаговременно проанализировать все вертикальные технологические цепочки соисполнителей оборонного заказа.

Это очень большой труд, требующий анализа взаимосвязей предприятий, но для того чтобы вовремя предотвратить негативную ситуацию, гарантировать выполнение ГОЗ, это должно быть сделано, и я не вижу другого органа, кроме структуры РОЗ, который бы имел полномочия этим заниматься.

Приведу пример подобного рода ситуации.Несколько лет назад прекратило производство и демонтировало оборудование, необходимое для наработки полиамидных нитей от 2,2 до 58 Текс ГОСТ 15897-97, ООО «Объединённая химическая компания „Щёкиноазот“».

В результате в критической ситуации оказались предприятия, использующие технические ткани из данного полиамидного сырья, такие как ФГУП «ГНПП „Сплав“», ОАО «НПП „Звезда“», ФГУП «Авангард», ФГУП «ВИАМ», ФГУП «Воткинский завод», ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», ФГУП «ГНПРКЦ „ЦСКБ – Прогресс“», ФГУП «НПО ИТ», ФГУП «МКПК „Универсал“», ФГУП «НИИ парашютостроения», ФГУП «ЦНИИ­точмаш», ФГУП «КАПО им. С. П. Горбунова», ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия», ОАО «Полёт», ОАО «УЗЭМИК», ОАО «ЯРТ» и сотни других.

Мы обращались с просьбой в различные инстанции и понимали, что не существует внеэкономического механизма и федеральной уполномоченной структуры, способной взять на себя решение данной проблемы. Был получен официальный ответ из Минпромторга. Нам указали, что химзаводу нерентабельно производить данную продукцию и о последствиях должно было позаботиться Министерство обороны РФ. То есть государственная структура озаботилась интересами частного производителя, но не Государства.

Только благодаря патриотически настроенному руководству другого химзавода – «Курскхимволокно» – было освоено производство этой нити, но проблема существует и сегодня, буквально на волоске висит выполнение заказов всех вышеназванных предприятий.

Понятно, что только с помощью федеральной уполномоченной структуры необходимо решать такого рода вопросы.

Хочу сказать несколько слов по наболевшему вопросу ценообразования на изделия по ГОЗ. Выше приводилась цитата из «Полномочий» РОЗ по реализации государственной ценовой политики. Полностью поддерживаем возмущение МО РФ высокими ценами на изделия. Как производители мы постоянно сталкиваемся с попытками повысить цены на исходные материалы и сырьё вплоть до 90 %. Нужно, опять-таки, на уровне федерального органа предварительно провести контроль обоснованности роста цен по всем технологическим цепочкам. Необходимо в законодательном порядке для ГОЗ внедрять «сквозной» дефлятор для всех соисполнителей.

Но это должен быть обоснованный, объективный размер дефлятора, дающий не менее 10 % рентабельности.