С 2025 года в силу требований постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ПП РФ № 1875) все заказчики, осуществляющие государственные, муниципальные или корпоративные закупки в соответствии с двумя профильными законами,[1] обязаны соблюдать правила национального режима.
Для государственных заказчиков механизм применения запрета на закупки иностранных товаров, работ, услуг почти не претерпел изменений по сравнению с механизмами, работавшими в предыдущие годы. А вот для головных исполнителей и исполнителей, заключающих расходные договоры в кооперации на основании Закона № 223-ФЗ и изданного в его реализацию положения о закупках, законодательные ограничения возможности приобретения интересующих товаров стали новой большой проблемой, из-за которой и так не быстрое материально-техническое обеспечение предприятий необходимыми для выполнения государственного оборонного заказа покупными комплектующими изделиями, полуфабрикатами и иной продукцией окажется под новой угрозой.
Напомним, что применение национального режима осуществляется путем установления:
- запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг) выполняемых (оказываемых) иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами (продукция по перечню, указанному в приложении № 1 к ПП РФ № 1875);
- ограничения допуска иностранных товаров, работ, услуг (продукция по перечню, указанному в приложении № 2 к ПП РФ № 1875);
- преимущества в отношении товаров российского происхождения (все другие товары, не указанные в приложении № 1 и № 2 к ПП РФ № 1875).
Причем предусмотрено, что при закупках в рамках государственного оборонного заказа всегда устанавливается запрет на допуск, в том числе если такие закупки направлены на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. А в случае, если выяснится, что отечественное производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) отсутствует, то при соблюдении определенных в ПП РФ № 1875 требований допускается вместо запрета установить ограничение допуска либо преимущество или вовсе не предусматривать применение ограничительных мер.
Более подробно порядок применения национального режима в гособоронзаказе отображен на рисунке (брошюра прилагается).

Брошюра "Применение национального режима в ГОЗ"
В июне 2025 года с учетом уже сложившейся практики применения и выявления правовых пробелов Правительством РФ было выпущено постановление от 10.06.2025 № 879 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которым внесен ряд важных поправок в порядок применения национального режима, касающегося именно работы
организаций в гособоронзаказе, в том числе:
- однозначно определено, что для подтверждения страны происхождения товаров,
не указанных в приложении № 1 и № 2 к ПП РФ № 1875, от поставщика всегда будет требоваться указание (декларирование) страны происхождения товара;
- уточнено, что наряду со случаями закупки непосредственно вооружения, военной
и специальной техники (ВВСТ), принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и образцов ВВСТ, разработанных в соответствии с конструкторской документацией
с литерой не ниже «О1», подтвердить соответствие продукции требованиям национального режима посредством декларирования страны происхождения товара (а не включения в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза) также возможно и при осуществлении закупок составных частей таких ВВСТ и (или) товаров, указанных в конструкторской документации на такие составные части;
‑ неприменение запретов, ограничения и преимущества в случае закупки товара по индивидуальному заказу заказчика путем заключения договора на выполнение работ или оказание услуг по изготовлению товара, а также в случае, если ранее заключенным (до 01.01.2025) договором уже была предусмотрена поставка или использование товара, закупка которого теперь запрещена;
- не обошлось без изменений с ограничительной пометкой «для служебного пользования», но тут стоит отметить, что такая пометка указана в новой редакции случаев неприменения запретов, ограничения и преимущества, если для целей поставки продукции по государственному оборонному заказу будет необходимо воспользоваться одним из таких изъятий, то государственные заказчики ознакомят с ними головного исполнителя и (или) его кооперации.
В завершении напомним о значимых нюансах применения национального режима:
- положения ПП РФ № 1875, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином, российским юридическим лицом, применяются также в отношении товара, происходящего из государства - члена Евразийского экономического союза, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза (то есть ТРУ из государств – членов ЕАЭС не считаются иностранными при соблюдении предусмотренного порядка подтверждения страны происхождения);
- запрет на допуск товаров также распространяется на случаи поставки товара в рамках исполнения договора на выполнение работ или оказание услуг (в данном случае рекомендуем ознакомиться с позицией ФАС России, изложенной в письме службы от 26.06.2020
№ ИА/53616/20 о том, что поставляемым товаром считается только тот товар, который передается заказчику по товарной накладной или акту передачи, либо товар, который принимается к бухгалтерскому учету заказчика);
- организациями-исполнителями, которые вынужденно столкнутся с национальным режимом, будут не только заказчики по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ, и непосредственные поставщики товаров, поставляемых по таким контрактам, но и исполнители нижестоящих уровней кооперации в случае, если их продукция будет поставляться через дистрибьютеров, либо ее «российскость» будет важна для целей соблюдения заказчиком-изготовителем максимальной доли использования иностранных товаров.
[1] Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ;
Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 № 223-ФЗ.