Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Семантика ГОЗ

Комментирует эксперт НОЗС А.Н. Быхал:

Семантика (от др.-греч. σημαντικός «обозначающий») — раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка.  ГОЗ содержит достаточное количество терминов, которые при всей своей простоте требуют осмысления и объяснения. Один из таких терминов – «единственный поставщик». Этот простой термин содержит много нюансов.

 

Читайте и обсуждайте наши материалы с экспертами НОЗС в Телеграм и Вконтакте 

У некоторых участников ГОЗ возникают сомнения в толковании термина. Создается впечатление, что он очень невнятно прописан в законодательстве. ГОЗ является частью (и очень заметной) контрактной системы, точнее ее особенностью, применяемой при осуществлении закупок.

ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что называется, «заточен» на конкурентную процедуру размещения заказов, что обеспечивает гласность и прозрачность, направленные на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок (ст.1 ФЗ-44).

Конкурентный способ предусматривает определение поставщика (подрядчика, исполнителя). Это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд либо в установленных ФЗ-44 случаях и направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и заканчивая заключением контракта (пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ-44).

Контрактная система просто и понятно разделяет все закупки на две группы ‑ конкурентные и неконкурентные. К последним относится и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). А одно и то же предприятие с одной и той же продукцией в одном случае может выступать как конкурент другим предприятиям, а в другом быть единственным поставщиком со всеми вытекающими из этого статуса обязательствами и последствиями.

Собственно, конкурентная процедура и отличается от заключения ГК с единственным поставщиком тем, что в первом случае требуется определение поставщика – выбор поставщика из нескольких потенциальных поставщиков, а во втором поставщик заранее определен. Это ключевой показатель, объясняющий термин «единственный». Единственный не в плане, что кроме него никто не может поставить ту или иную продукцию, а в смысле, что заказчик не собирается искать других, альтернативных поставщиков, даже если они есть.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст.93 ФЗ-44) описывает 63 случая.

При закупке ВВСТ по ГОЗ чаще всего используются следующие случаи (в нумерации части 1 статьи 93):

2) осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации.

7) заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком таких вооружения и военной техники, включенным в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники. Порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен, Положением о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники (утв. постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 826);

24) заключение контракта в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся при закрытом конкурентном способе (подана только одна заявка, только одна заявка соответствует требованиям конкурсной документации, не подано ни одной заявки, комиссия отказал всем участникам в предоставлении конкурсной документации);

25) заключение контракта в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся при открытом конкурентном способе;

56) осуществление Минобороны России, подведомственными ему ГУ и ГУП, иными федеральными органами исполнительной власти, перечень которых утверждается правительством, подведомственными им государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями закупок товаров, работ, услуг в целях проведения специальной военной операции, а также в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму. Перечни товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящим пунктом, утверждаются руководителями таких федеральных органов исполнительной власти.

В перечисленных случаях далеко не всегда единственный поставщик действительно является уникальным поставщиком продукции.

По пункту 2 части 1 статьи 93 ФЗ-44 любое предприятие, поименованное в постановлении о ГОЗ является единственным, даже если такую же продукцию выпускают и другие предприятия. На профессиональном сленге это называется «строчная позиция», когда в постановлении о ГОЗ указано предприятие, наименование продукции, количество и объем финансирования. В то же время, например, корабли одного проекта могут строить различные верфи, которые имеют «строчную позицию» и признаются в постановлении о ГОЗ единственными поставщиками. Так правительство обеспечивает, в том числе, загрузку верфей и сохранение рабочих мест на градообразующих предприятиях. Другим поводом для размещения заказов на одну и ту же продукцию на предприятиях в разных регионах является соображение мобилизационной готовности.  

По пункту 7 части 1 статьи 93, реестр единственных поставщиков ведет ФАС России на основании заявок уполномоченных органов исполнительной власти или самих исполнителей. Для включения в реестр требуется представить, в том числе, заключение государственного заказчика об отсутствии российских аналогов военной продукции. При появлении альтернативного производителя предприятие, включенное в реестр, может потерять свой статус единственного поставщика, если такая информация поступит в ФАС России от государственного заказчика или альтернативного производителя.

Пункты 24 и 25 части 1 статьи 93 ФЗ-44 описывают ситуацию, когда размещение заказа осуществляется конкурентным способом, но по результатам проведения этой процедуры конкурс может быть признан несостоявшимся, а государственный заказчик  заключает государственный контракт с единственным поставщиком, подавшим заявку на участие в такой закупку, либо в случае если заявок подано не было или все заявки были отклонены, то государственный заказчик вправе выбрать для заключения госконтракта любую организацию, соответствующую требованиям, установленной в закупочной документации, в том числе и ту организацию, которая не принимала участие в торгах. В этом случае в 8-ом разряде ИГК указывается значение 2 (пункт 4 приказа Министра обороны РФ и Федерального казначейства от 11 августа 2015 г. № 475/13н «Об утверждении Порядка формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу»). Потенциальный поставщик, участник конкурентной процедуры, становится поставщиком не в результате победы над другими участниками конкурса, а в силу отсутствия других конкурентов. И государственный заказчик, предполагая, что повторная конкурентная процедура так же не даст результата, принимает решение заключить государственный контракт с конкретным потенциальным поставщиком, как с единственным. Причем в случае если никто не вышел на торги, государственный заказчик может разместить заказ, например, на государственном унитарном предприятии и (или) иной организации, занимающей доминирующее положение на товарном рынке продукции по государственному оборонному заказу. Для таких организаций заключение государственного контракта является обязательным (п.6 ст.6 ФЗ-275), при условии, что государственный оборонный заказ обеспечивает уровень прибыли при расчете цены по ПП 1465.

Пункт 56 части 3 статьи 93 ФЗ-44 появился в 2020 году. В соответствии с ним, любое предприятие, включенное в Перечни товаров, работ, услуг силовых органов, автоматически становятся единственными поставщиками, что предоставляет государственному заказчику право заключения госконтракта с такими организациями без проведения торгов. При этом ту же продукцию могут выпускать и другие производители или даже поставщики, но для сокращения сроков поставки было принято решение закупаться у конкретной организации (предприятия). Считается, что конкурентная процедура по скорости размещения заказа серьезно уступает закупкам у единственных поставщиков.

В соответствии со статьей 3.6 ФЗ-223, в случае принятия Правительством Российской Федерации решений о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренных пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», заказчик вправе осуществлять у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) закупку товаров,  в том числе и для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Под единственным поставщиком подразумевается любое предприятие, с которым заключается контракт без проведения конкурентных процедур как с единственным поставщиком.

Подпункт «а» пункта 2 ПП 2532 (разработано во исполнение пункта 1 статьи 26.1 ФЗ-61) устанавливает даже не право, а обязанность юридических лиц, указанных в ФЗ-223 осуществлять закупки у единственных поставщиков. Это осуществляется с той же целью увеличения скорости размещения и исполнения ГОЗ.

Таким образом, в рамках ПП 2532 не только головной исполнитель является единственным поставщиком, но и исполнители всех уровней тоже. Даже поставщики болтов и гаек. И такие поставщики, имеющие альтернативных конкурентов, будут в таком случае считаться единственными поставщиками.

Статья 14 ФЗ-275, устанавливающая антимонопольные требования в сфере ГОЗ, в то же время, признает, что есть хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение под которым понимается включение в реестр единственных поставщиков или если он является единственным производителем продукции по ГОЗ, использование которой, и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий при выполнении государственного оборонного заказа предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика. Естественно в конструкторской или иной документации могут содержаться как поставщики действительно уникальной продукции, так и поставщики, продукция которых обращается на открытом рынке. Но по факту их упоминания в документации считаются занимающими доминирующее положение и по сути являются единственными поставщиками, так как сложившаяся ситуация предусматривает осуществление у них прямой закупки без проведения торгов.

Понятие доминирования означает преобладание, главенствующее положение над другими субъектами и предметами.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 6 ФЗ-275 заключение контракта обязательно для хозяйствующего субъекта, занимающего в соответствии со статьей 14 доминирующее положение, при условии отсутствия у него обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта. Доминирующий хозяйственный субъект не обязан быть во всех отношениях уникальным, особенным. Он просто является единственным поставщиком по ряду признаков, описанных выше.

Вывод: понятие единственного поставщика указывает не столько на уникальность выпускаемой (поставляемой) продукции, сколько на способ размещения заказа, а именно на прямую закупку без проведения торгов.

Остались вопросы? – Станьте подписчиком НОЗ.С и получайте онлайн-консультации с экспертами в закрытом телеграм-чате

Мы используем файлы «Cookie» и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта.
Нажимая кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных и обработкой файлов «Cookie».
При отключении файлов «Cookie» некоторые функции сайта могут быть недоступны.
Принять