Упрощенный порядок размещения ГОЗ, который применялся в 2021-2022 годах, действует и в 2023 году. Только теперь условия применения упрощенного порядка введены не распоряжениями Правительства (как, например, они были введены распоряжениями N 408-р и N 559-р), а являются одним из приложений постановления Правительства о ГОЗ на 2023 год.
В 2021-2022 годах правоприменительная практика упрощенного порядка размещения ГОЗ зачастую противоречила ПП-1465 «О госрегулировании цен» (далее – Положение). Не всегда было очевидно, где заканчивается действие упрощенного порядка и начинается действие Положения. Госзаказчик интерпретировал требования правительственных распоряжений и собственного внутреннего регламента по-разному.
Нет никаких оснований полагать, что в этом году действия госзаказчика станут более прозрачными и предсказуемыми.
Не для этого содержание упрощенного порядка размещения ГОЗ вышло в закрытом документе. В этой связи головному исполнителю рекомендуется обратиться к госзаказчику с просьбой ознакомиться с содержанием документов, устанавливающих упрощенный порядок размещения ГОЗ. Эти знания пригодятся и при согласовании уровня ориентировочной и фиксированной цены, и при получении подробного мотивированного обоснования несогласования цены от заказчика. Количество ценовых споров неизбежно вырастет.
Обобщим опыт читателей «НОЗС» в части обращения в государственные структуры с ценовыми спорами.
После получения заключения по цене и мотивированного обоснования снятия части затрат читатели рекомендуют незамедлительно обратиться к госзаказчику с просьбой провести согласительное совещание. Госзаказчик может согласиться на проведение совещания только для того, чтобы головной исполнитель подписал протокол, в котором будет написано, что причины снятия затрат ему разъяснены и понятны. Получив стандартный ответ, который заключается в том, что оснований для пересмотра цены не имеется, следует обратится в ФАС, поскольку обращение в вышестоящую организацию госзаказчика скорее всего результата не даст, т.к. ответ все равно будет готовить орган ценообразования.
Функциями по контролю за вопросами ценообразования также наделены Коллегия ВПК и Координационный совет при Правительстве. На практике этот контроль проявляется в поручениях соответствующим органам исполнительной власти рассмотреть обращение по существу.
Соответственно, после получения отказа госзаказчика наиболее рациональным выходом, по мнению читателей, является обращение в ФАС. Порядок такого обращения регламентирован законодательством. Заявление подается в письменной форме и должно содержать, в том числе, описание нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа и существо требований, с которыми обращается заявитель. К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа. В случае невозможности представления таких документов указываются причина их непредставления и предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены. Отсутствие этих сведений станет основанием оставить заявление без рассмотрения (статья 15.17).
Подробности рассмотрения дел о нарушении законодательства содержатся в Порядке рассмотрения дел о нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа (Приложение к приказу Федеральной антимонопольной службы от 2 декабря 2015 г. № 1197/15).
Не следует воспринимать обращение в ФАС как чрезвычайную ситуацию. Это, скорее, цивилизованный способ решить разногласия по цене. При необходимости дальнейшего обращения в арбитражный суд решение ФАС или просто мнение службы могут сыграть заметную роль.
Учитывая, что упрощенный порядок предполагает заключение государственного контракта по ориентировочной цене и последующий её перевод в фиксированную, скорее всего потребуется обратиться в ФАС дважды. Во второй раз – для установления фиксированной цены с учетом фактических затрат.
Александр Быхал
«НОЗС»

