Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Техническое регулирование разработки и производства промышленной продукции

Авторы В.Л. Гладышевский, д.э.н., доцент, А.А. Пьянков, к.т.н., доцент, С.А. Звягинцев, к.э.н., И.Н. Филатов, д.т.н., доцент 

Нарастающая напряженность в мире, колоссальное санкционное давление и ограничение импорта промышленной продукции и технологий обусловливают повышенные требования к оперативности и точности принятия решений в области развития системы вооружения, включая формирование и реализацию заданий государственного оборонного заказа (ГОЗ).

 

На сегодняшний день в ходе разработки новых образцов вооружения растет номенклатура промышленной продукции составных частей (СЧ) и комплектующих изделий межотраслевого применения (КИМП).

Во-первых, этому способствует действующий механизм ценообразования на продукцию по ГОЗ, стимулирующий головных исполнителей самостоятельно выполнять максимальное количество работ при минимальном привлечении соисполнителей[1]. В такой ситуации головной исполнитель может рассчитывать на получение прибыли в размере до 30% от собственных затрат, в то время как привлечение соисполнителей позволяет ему получать не более 1% прибыли от привнесенных затрат, что, естественно, делает кооперацию исполнителей невыгодной для головного исполнителя, так как снижает его собственную базу рентабельности. Следствием этого обстоятельства становится расширение номенклатуры вновь создаваемой промышленной продукции вместо использования уже имеющихся изделий, которые могли бы существенно снизить себестоимость работ, связанных с созданием образца ВВСТ.

Во-вторых, на сегодняшний день отсутствует централизованная системная работа на межотраслевом уровне по управлению номенклатурой СЧ и КИМП, применяемых в составе образцов ВВСТ, тогда как необходимость такой деятельности очевидна.

С практической точки зрения, отсутствие действенного механизма контроля над расширением номенклатуры промышленной продукции СЧ и КИМП приводит к удорожанию финальных изделий и увеличению сроков их разработки. Это проявляется на разных стадиях жизненного цикла изделий. Например, СЧ и КИМП, материалы, ранее разработанные, появляются вновь в том же или слегка измененном (вплоть до обозначений) виде в качестве «впервые» разработанных – уже в других ОКР для других (или тех же) целей. Нередко возникает и такая ситуация, когда в силу скудости информации ни заказчик, ни разработчик не знают о существовании аналогичного (идентичного) изделия и тратят силы и средства на разработку нового, по существу, не отличающегося по своим показателям от уже имеющегося и апробированного в эксплуатации (а в ряде случаев новое изделие оказывается менее качественным).

Без наличия достоверных сведений (характеристик и др.) о существующих однородных (идентичных) изделиях и проведения их сравнительного анализа заказчик (а во втором случае – и разработчик) о факте «псевдоразработки» и (или) о наличии серийно выпускаемого аналога практически никогда не узнает. И в том, и в другом случае налицо дублирование работ и неоправданный рост многообразия изделий, СЧ и КИМП, что ведет как к увеличению стоимости ОКР без какого-либо прироста показателей качества изделий, так и к увеличению стоимости эксплуатации финального изделия [1].

Таким образом, в целях управления промышленной продукцией целесообразно:

  • развитие внутри- и межотраслевой специализации и кооперирования;
  • повышение качества продукции и эффективности ее использования;
  • сокращение сроков на разработку и освоение производства продукции;
  • сокращение издержек, связанных с неоправданным разнообразием выпускаемой продукции;
  • упрощение снабжения сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями;
  • улучшение организации специализированного обслуживания и ремонта выпускаемых изделий.

Перечисленные цели достигаются за счет применения различных форм стандартизации, среди которых одна из наиболее эффективных – унификация: рациональное уменьшение числа типов, видов, размеров объектов функционального назначения. Унификация направлена на устранение излишнего многообразия изделий промышленной продукции и процессов их изготовления. В процессе развития унификации все более четко определяются два основных ее направления: ограничительное и компоновочное.

Ограничительное направление – это проведение анализа номенклатуры выпускаемых изделий и ограничение ее до минимально необходимой номенклатуры типоразмеров изделий и их элементов.

Компоновочное направление – это проведение анализа потребности и выявление номенклатуры изделий, необходимых народному хозяйству. Результатом этого анализа становится создание новой линейки промышленной продукции и промежуточных типоразмеров изделий на основе компоновки из определенного набора унифицированных узлов, агрегатов или блоков, но в пределах стандартных действующих или создаваемых типоразмерных рядов [2].

 

Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.