Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Дмитрий Ломовцев: «Мы работаем в очень выгодной ситуации почти полного отсутствия конкуренции»

Тула – историческая и символическая столица оборонной промышленности России, и все жизненно важные для отрасли процессы отражаются в Тульской области, как в зеркале. Социально-экономические показатели региона – индикатор и успехов, и проблем оборонки. На основании суждений руководителей и профессионалов ведущей отрасли области можно составить наиболее объективную картину современных положительных и негативных трендов развития ОПК.

 

 

Об опыте применения обновленного закона о государственном оборонном заказе, об умении налаживать диалог с исполнительной властью, о проблемах и поводах для оптимизма рассказал журналу «Новый оборонный заказ. Стратегии» министр промышленности и топливно-энергетического комплекса Тульской области – директор департамента промышленной политики Дмитрий Ломовцев.

 

– Тульская область традиционно считается оружейной столицей России. Какой вклад в валовой региональный продукт области вносят сегодня оборонные предприятия?

В целом на долю машиностроения приходится 28% всего объема отгружаемой в регионе продукции. Доминирующая доля в этом объеме – именно оборонная промышленность. То есть, очень значительный показатель. В регионе сегодня работают 25 оборонных предприятий. В отрасли занято более 10% трудоспособного населения, и этот показатель растет, поскольку повышается загрузка предприятий, увеличиваются производственные мощности.

– Сегодня идет активное перевооружение российской армии, тульские предприятия обеспечены заказами Минобороны. Когда произойдет неминуемое насыщение внутреннего рынка, важную роль для поддержания благополучия отрасли будет играть портфель экспортных контрактов. В прошлые годы экспорт доходил до 20% от общего объема поставок ВВТ в регионе. Изменилось ли соотношение на сегодня и каковы перспективы по поддержанию интереса иностранных покупателей?

– Действительно, широкая номенклатура продукции производится на экспорт, интерес зарубежных покупателей не угасает, а скорее растет. Важно отметить, что мы не только производим, но и разрабатываем новые образцы. В частности, ЗРПК «Панцирь-С» в свое время проектировался специально под зарубежного заказчика. На сегодняшний день экспортная привлекательность и актуальность производимых в регионе систем СЗО и ПВО не вызывает сомнений. Мы работаем в выгодной ситуации почти полного отсутствия конкуренции по основным образцам и изготавливаем продукцию с очень достойными характеристиками, так что у тульских производителей и разработчиков очень выгодные позиции. Как на внутреннем, приоритетном для нас рынке, так и на внешнем заключаются многолетние контракты.

Второй способ гарантировать для промышленности региона надежное будущее – это диверсификация производства. Основным направлением гражданской отрасли было решено выбрать производство медицинской техники. В июне этого года на тульской земле будет проходить выставка, посвященная опыту оборонных предприятий в производстве медицинской техники. Ведущие разработчики и производители диверсифицированной продукции – несколько головных исполнителей: «КБП им. академика А.Г. Шипунова» и НПО «СПЛАВ».

– Ощущает ли оборонная промышленность региона федеральную поддержку, в частности, действие целевой программы развития оборонно-промышленного комплекса, запущенной еще в 2011 году?

– Да, безусловно. За короткий срок благодаря федеральной поддержке многие предприятия смогли провести техническое перевооружение. Основные производственные мощности большинства предприятий были модернизированы еще до санкций. Наличие достойной производственной базы необходимо, в том числе, для успешного и своевременного исполнения ГОЗ, так что обновление не прекращается. Наличие современного универсального оборудования, в частности, внедрение на производствах универсальных трех- и пятикоординатных станков с ЧПУ также дает возможность постоянно осваивать производство высокотехнологичных гражданских изделий.

В конце 2015 года произошли серьезные изменения в гособоронзаказе. Вступили в силу новые нормы Федерального закона № 275-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «О государственном оборонном заказе» (в редакции 159-ФЗ от 29 июня 2015 г.). Ужесточился контроль за исполнением гособоронзаказа, строже стала регламентация взаимоотношений в цепочке «заказчик – исполнитель», значительные перемены произошли в части банковского обслуживания и финансовой дисциплины для предприятий ОПК.

Прошло более полугода, уже можно оценить первые результаты. Расскажите, как в вашем регионе справлялись с трудностями переходного периода?

– Само появление 159-ФЗ – закона, который обеспечивает прозрачность финансовых потоков и исключает злоупотребления в сфере ГОЗ, – это очевидное благо для всех оборонных предприятий, и, думаю, скоро этот закон будет оценен по достоинству. Основные трудности в процессе налаживания работы по новым нормам закона у тульских предприятий возникли при взаимодействии с банками. Однако решить большинство проблем мы смогли с помощью конструктивного диалога с заказчиком. Временно исполняющий обязанности губернатора Тульской области Алексей Дюмин обратился напрямую в Минобороны с просьбой внести необходимые разъяснения по применению 275-ФЗ в новой редакции. Надо сказать, ведомство в лице заместителя министра Татьяны Шевцовой отреагировало на запрос максимально конструктивно и быстро. Руководитель Департамента финансового мониторинга Минобороны Ольга Осауленко лично приехала в Тулу и провела разъяснительную трехстороннюю встречу с непосредственными исполнителями гособоронзаказа – руководством предприятий, уполномоченными банками и региональными властями. После открытой и профессиональной четырехчасовой дискуссии неразрешимых вопросов не осталось. Сейчас предприятия функционируют в нормальном режиме.

На заседании рабочей группы «Совершенствование государственного управления в сфере государственного оборонного заказа» Экспертного совета в сфере ГОЗ ФАС России, которое провел 5 апреля заместитель полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе Николай Овсиенко, вы предложили создать ситуационный центр на базе Тульской области. Предполагается, что специалисты предприятий, которые испытывают сложности в применении 275-ФЗ, смогут получить консультацию практически онлайн. Какой круг вопросов предположительно смогут комментировать операторы центра? Какова будет их квалификация?

Сейчас идут переговоры со Сбербанком, и скорее всего ситуационный центр будет организован в нашем регионе на площадке банка с привлечением их кадровых ресурсов. Преимущественно в круг компетенций консультантов будут входить вопросы, связанные с режимом использования отдельных счетов, банковским сопровождением в рамках ГОЗ, а также разъяснение причин, по которым банк может отказать в транзакции в соответствии с требованиями 275-ФЗ. Важно, что подготовка консультантов будет проходить при участии Департамента финансового мониторинга Минобороны, поэтому позиции банка и контролирующего органа заказчика по вопросам применения норм закона окажутся максимально сближенными.

У тульских предприятий уже сложился успешный опыт работы в соответствии с нормами 275-ФЗ. Что вы могли бы посоветовать коллегам, которые до сих пор не освоили работу по новым правилам?

Профессионалам необходимо общаться, надо инициировать встречи, конференции, круглые столы с участием региональных органов управления, представителей предприятий, участвующих в ГОЗ, совместно с непосредственным заказчиком и представителями контролирующих органов. Конструктивная дискуссия снимает все острые вопросы. Наш опыт однозначно подтверждает эффективность подобного интеллектуального обмена.

– Как известно, на ОПК влияет не только экономический, но и кадровый кризис. Каких специалистов, на ваш взгляд, больше всего недостает сегодня рынку?

– Наибольшая проблема у нас в нехватке квалифицированных операторов станков с ЧПУ. Молодежь приходит на предприятия недостаточно подготовленной, приходится переучивать на месте. Проблему кадрового дефицита, конечно, не решить наскоком, она тянется давно, а сейчас при расширении производства стала очень заметной. Мы подошли к вопросу концептуально и в то же время практически – создали попечительские советы из руководителей кадровых служб предприятий при областных учебных заведениях. Попечители будут участвовать в корректировке учебных программ, курировать практику студентов. В ближайшее время планируем наладить создание максимально профориентированных учебных групп, где студентов будут готовить непосредственно «под заказ» конкретного предприятия, с гарантированным трудоустройством.

– Назовите три ключевые проблемы оборонной отрасли на сегодня.

– Во-первых, это именно кадровый дефицит. Результат разрушенной в 1990-е годы связи поколений, когда молодые люди не хотели работать в оборонной отрасли. Во-вторых, это отсутствие оперативной информации о технологических возможностях производств и эффективного взаимодействия между предприятиями. Это проблема не областного характера, она актуальна для отраслей оборонки по стране в целом. Условно говоря, предприятие на Урале может нуждаться в изготовлении сложной детали определенной конфигурации в определенные сроки и просто не знать о том, что возможность удовлетворить их запрос есть на одном из тульских производств. Прозрачность и эффективный анализ финансовых потоков теперь обеспечивается единой информационной системой (ЕИС) в рамках 159-ФЗ, что в разы увеличивает эффективность межотраслевого и межведомственного информационного взаимодействия. Хорошо бы подобный подход употребить и в производственно-технической кооперации.

И, в-третьих, – это недостаточная вовлеченность в отрасли ОПК малого и среднего бизнеса. Отчасти эта проблема вытекает из предыдущей и требует отдельного обсуждения и проработки.

- Есть ли поводы для оптимизма?

- Безусловно. Я недавно был на Тульском оружейном заводе, в цехах я увидел много молодых заинтересованных лиц. Возрождаются династии оружейников, растет престиж профессии. Изменилась в целом атмосфера на предприятиях, стала более вдохновляющей.

Вторым поводом для оптимизма можно назвать серьезную работу над техническим перевооружением предприятий. В основном она была завершена еще до кризиса, и сейчас дает возможность изготавливать большие объемы продукции и создавать новые образцы вооружений, равно как и запускать новые проекты в гражданских отраслях. Кроме того, определенный оптимизм вселяют изменения в законодательной сфере, направленные на прозрачность и, как следствие, упорядочивание финансовых потоков, от чего в итоге выигрывают все, как заказчики, так и исполнители.

 

Беседовала Александра Григоренко