Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Учебно-боевой самолет 

Як-130 разработан ОКБ им. А. С. Яковлева, главный конструктор  — Николай Долженков. Конкурс на создание современного учебно-боевого самолета объявлен ВВС СССР во второй половине 1980-х годов. В результате конкурса для проектирования были выбраны два проекта — Як-УТС / Як-130 и МиГ-АТ. Также в конкурсе участвовали самолеты КБ Сухого С-54 и КБ Мясищева М-200. Проектирование самолета начато в 1991 г. и завершено в сентябре 1993 г. В том же 1993 к работам по проекту по финансовым причинам привлечена компания Aermacchi (Италия), которая на завершающем этапе разработки отошла от участия в проекте. 10 апреля 2002 г. Як-130 объявлен победителем конкурса на учебно-боевой самолет для ВВС России.

Первый полет Як-130 совершил 25 апреля 1996 в Раменском, пилот — Андрей Синицын. В 2003 г. начато производство двух прототипов Як-130. 30 апреля 2004 г. совершил первый полет первый прототип Як-130 производства авиазавода «Сокол" — второй летный Як-130. В апреле 2009 г. завершен первый этап государственных испытаний Як-130 с базовым составом вооружения. Государственные совместные испытания самолета завершены в 2009 — акт о завершении государственных испытаний подписан 25 декабря 2009 г. 

В 2008 г. начато серийное производство самолетов Як-130 на Иркутском авиазаводе НПК «Иркут». Первые серийные Як-130 производства Иркутского авиазавода для ВВС России и Алжира совершили первые полеты в 2009 г. С февраля 2010 Як-130 поступают в ВВС России.

Летом 2011 г. появилась информация о прекращении производства Як-130 на авиазаводе «Сокол» и полном переводе производства для ВВС России на НПК «Иркут». Всего авиазаводом «Сокол» выпущено 12 Як-130, не считая первого летного прототипа. 7 декабря 2011 г. корпорация «Иркут» и Министерство обороны России заключили контракт на поставку 55 Як-130 до конца 2015 г. 

 

Як-130 (http://www.mil.ru/)

 

Як-130 в ВВС России

По состоянию на начало 2018 г. в ВВС России не менее 95 учебно-боевых самолетов Як-130. В 2018 г. ожидается поступление в ВВС и в авиацию ВМФ еще не менее 30 самолетов.

Конструкция самолета

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с боковыми воздухозаборниками (закрываются на взлете и посадке для защиты от посторонних предметов) со среднерасположенным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением. Конструкция планера позволяет осуществлять устойчивый управляемый полет при углах атаки до 35—40° . Шасси трехопорное с пневматиками низкого давления, обеспечивающее эксплуатацию на небольших грунтовых аэродромах. 

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.