Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель представил первую стратегию развития европейского оборонно-промышленного комплекса. Стратегия призвана укрепить европейский ОПК в современных реалиях. В ходе презентации Боррель отметил, что страны-участницы Европейского Союза (ЕС) нарастили оборонное производство на 50% с момента начала российско-украинского конфликта в 2022 году.
По словам Борреля, резкий рост объемов производства оборонной продукции привел и к определенным проблемам, часть из которых удалось решить. Так, он заявил, что страны ЕС обладают достаточными производственными мощностями, однако при этом производители оборонной продукции не получают должного финансирования. На этом фоне он призвал страны-члены Евросоюза «сотрудничать и координировать действия государств-членов, чтобы обеспечить финансирование промышленности и ее потенциал для удовлетворения растущего спроса».
Представленную Боррелем стратегию развития европейского оборонно-промышленного комплекса в ЕС назвали амбициозным набором новых мер для поддержки конкурентоспособности и повышению готовности европейской оборонной промышленности. В тексте говорится, что необходимость в составлении стратегии возникла на фоне высокоинтенсивного вооруженного конфликта в Европе. Стратегия «устанавливает четкое долгосрочное видение достижения готовности оборонно-промышленного комплекса в Европейском Союзе».
В тексте документа приводятся проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается европейская оборонная технологическая и промышленная база, а также предложения по определению направления ее развития на ближайшее десятилетие и реализации ее потенциала. Сообщается, что европейская оборонно-промышленная стратегия представляет собой комплекс мер, направленных на:
- Стимулирование сотрудничества государств-членов на этапе закупок оборонных средств, что планируется реализовать на основе имеющихся в ЕС механизмов, среди которых План развития потенциала (CDP), Скоординированный ежегодный обзор обороны (Coordinated Annual Review on Defence), Постоянное структурированное сотрудничество (Permanent Structured Cooperation);
- Обеспечение доступности оборонной продукции за счет повышения гибкости европейской оборонной технологической и промышленной базы. Предполагаются поддержка инвестиций в разработку и вывод на рынок современных и перспективных образцов оборонной продукции, а также меры по укреплению безопасности поставок;
- Обеспечение адаптации европейской оборонной промышленности к новым условиям безопасности за счет средств национальных бюджетов и бюджетов ЕС;
- Включение культуры готовности к обороне в политическую повестку, в частности, путем призыва к пересмотру кредитной политики Европейского инвестиционного банка в текущем году;
- Привлечение союзников ЕС к инициативам по поддержке оборонной промышленности Евросоюза;
- Объединение усилий с НАТО и стратегическими партнерами.
Также в стратегии установлены определенные показатели, которые выступают в роли метрик успеха в ее реализации. Так, государствам-членам ЕС предлагается:
- Довести закупки оборонной продукции на совместной основе до показателя не менее 40% от общих закупок к 2030 году;
- Обеспечить к 2030 году объем оборонной торговли внутри ЕС 35%-ной долей от общего объема оборонной торговли Евросоюза;
- Обеспечить направление 50% оборонных бюджетов на закупки в ЕС к 2030 году и 60% – 2040 году.
Также в рамках стратегии Европейская комиссия (ЕК) представила законодательное предложение по Европейской программе оборонной промышленности (EDIP). Программа характеризуется ЕК как новая законодательная инициатива, которая позволит перейти от краткосрочных чрезвычайных мер к более структурированному и долгосрочному подходу к оборонной промышленности. Это должно обеспечить непрерывность поддержки европейской оборонной технологической и промышленной базы и ускорить ее адаптацию к современным условиям.
Программа включает в себя финансовые и нормативные аспекты. Так, EDIP предполагает выделение €1,5 млрд из бюджета ЕС в 2025-2027 годах на повышение конкурентоспособности европейской оборонной технологической и промышленной базы и привлечение инвестиций в оборонный сектор. Также в рамках программы ожидается поддержка научно-исследовательских и конструкторских работ, проводимых по линии Европейского оборонного фонда, поддержка деятельности по укреплению цепочек поставок в сфере обороны и других оборонных инициатив. С нормативной точки зрения программа предлагает новую правовую базу для облегчения и расширения сотрудничества государств-членов в области оборонного оборудования, в полной мере дополняющую структуру PESCO, а также предлагает создание структуры управления, в которой государства-члены ЕС «будут полностью вовлечены, для обеспечения общей последовательности действий ЕС в области оборонной промышленности»
Источник – Европейская Комиссия