Автор Ольга Журавлева
В марте 2023 года Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) опубликовал ежегодный доклад «Тенденции в сфере международных поставок оружия, 2022». Для российских исследователей наиболее интересной оказалась оценка Питера Веземана, одного из авторов доклада, который считает, что в тройке лидеров по экспорту вооружений Франция в скором времени имеет шанс потеснить Россию и занять второе место[1].
В качестве аргументов аналитик приводит активность Франции в расширении своего оборонного сектора и влияние на Россию санкций со стороны Запада из-за конфликта в Украине. Вопросы текущего положения России на мировом рынке вооружений были широко освещены российскими экспертами, в то же время представляется не менее важным более пристально взглянуть на Францию, чтобы выяснить, что составляет основу сегодняшнего успеха этой страны в торговле оружием.
По данным SIPRI, в период первого президентского срока Э. Макрона (2017–2021) доля Франции на мировом рынке вооружений увеличилась вдвое по сравнению с периодом 2012–2016 годов и составила 11% от общемирового объема. При этом почти половина (47%) французского экспорта вооружений пришлась на Азию и Океанию и более трети (37%) – на Ближний Восток. Наибольших экспортных успехов в этот период Франции удалось добиться в продаже продукции авиационной промышленности – 56% от общего объема экспорта, на втором месте с гораздо более скромными показателями (15%) – продукция военно-морского сектора. Основными получателями французской военной техники были Индия, Катар и Египет, на долю которых в совокупности пришлось 56% французского экспорта вооружений в 2017–2021 годах.
Министерство вооруженных сил Франции в отчете парламенту приводит отдельно данные по стоимости полученных заказов и по поставкам оборудования, согласно которым Ближний Восток лидировал как с точки зрения стоимости полученных заказов (40%), так и в отношении поставок (23%), на страны ЕС пришлось около 25% заказов и около 3% поставок, а доля Азии и Океании по заказам и поставкам составила 16% и 30% соответственно. При этом в топ-5 стран по совокупной стоимости заказов предсказуемо вошли четыре ближневосточные страны – Египет, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ – и только одна европейская: Бельгия.
По сравнению с периодом 2012–2016 годов наблюдается относительное постоянство. Доля стран Ближнего Востока в объеме заказов сократилась примерно на 8%, при этом объем поставок в них увеличился почти на 10%. Таким образом, страны региона, в частности, Египет, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ, остаются ключевыми партнерами Франции в сфере экспорта вооружений. Ощутимыми изменениями выглядят снижение доли заказов от стран Азии и Океании на 19% (их доля в поставках осталась на прежнем уровне) и увеличение на 22% доли заказов от стран ЕС (доля в поставках незначительно снизилась). В целом за пятилетний период первого президентского срока Э. Макрона Франции удалось заключить контракты на сумму около 40 млрд евро и почти на такую же сумму (39 млрд евро) реализовать поставки техники.
Такие результаты выглядят впечатляющими, но еще более интересными представляются успехи Франции в военном экспорте в первый год второго президентского срока Э. Макрона. Согласно отчету Министерства вооруженных сил Франции, 2022 год ознаменовался рекордом для французской оборонной промышленности – были достигнуты экспортные соглашения почти на 27 млрд евро. В этот подсчет вошли не только крупные сделки, заключенные непосредственно в 2022 году, как, например, соглашение с Индонезией о продаже 42 истребителей «Рафаль», но и часть «сделки века» с ОАЭ о продаже 80 истребителей «Рафаль» и 12 боевых вертолетов (~16 млрд евро), контракт по которой был подписан в конце 2021 года и вступил в силу в 2022-м.
Хотя заказы на истребители «Рафаль» самые знаковые, спектр экспортных возможностей Франции также включает фрегаты типа FDI (Frégate de Défense et d'Intervention), соглашение о продаже которых было достигнуто с Грецией. В целом следует отметить, что для 600 компаний, получивших экспортные лицензии в 2022 году, лицензии на «малые контракты» стоимостью менее 200 млн евро составили всего только 4 млрд евро из 27, иными словами, в основе французского экспорта вооружений – крупные сделки.
О том, насколько успешен был для Франции 2023 год, на текущий момент рассуждать рано – ввиду отсутствия официальных данных. Однако, уже будучи заметным игроком на мировом рынке вооружений, Франция неизбежно привлекает к себе внимание независимо от того, добивается ли она успеха, как в случае с подписанием упомянутого контракта с ОАЭ, или терпит неудачу, как в ситуации с отменой Австралией многомиллиардного заказа на подводные лодки в 2021 году.
Вместе с тем, Франции далеко не сразу удалось занять некую нишу на рынке вооружений, это стало возможным благодаря различным факторам, под влиянием которых формировалась политика страны в сфере экспорта военной техники.
Экспортная политика
Политика Франции в сфере экспорта вооружений неотъемлемо связана с внешней, оборонной и экономической политикой страны. Ее концептуальные основы формировались в далеких шестидесятых, в период президентства Шарля де Голля, и с тех пор они не подвергались глубокому пересмотру. Когда Шарль де Голль стал президентом Франции, он поставил своей приоритетной задачей восстановление независимости и суверенитета страны, а также возвращение ей звания великой державы. Эти убеждения легли в основу концепции стратегической автономии, которая подразумевает способность принимать решения и действовать автономно для защиты интересов страны. Концепция включает в себя политические, оперативные, промышленные и технологические аспекты и рассматривается Францией как необходимое условие для обеспечения суверенитета, а также как условие доверия к ней в глазах союзников и партнеров.
Суть политики Франции в сфере экспорта вооружений, в том числе при Макроне, тесно связана с концепцией стратегической автономии, о чем свидетельствует формулировка целей этой политики: 1) поддержание в долгосрочной перспективе французской и европейской оборонной промышленности для удовлетворения потребностей вооруженных сил Франции (экономический аспект автономии); 2) укрепление оборонного сотрудничества, необходимого для обеспечения безопасности Франции, а также международной безопасности путем удовлетворения законных оборонных потребностей партнеров Франции (политический аспект).
Таким образом, политика Франции в сфере экспорта вооружений сводится к поиску баланса между экономическими и геополитическими соображениями с учетом контекста международной безопасности.
В поддержку указанных целей во Франции выстроена крепкая законодательная и институциональная база. Законодательство на национальном уровне создает инструменты контроля, в частности, устанавливает принцип запрета на поставки вооружений без разрешения государства, т.е. лицензии на экспорт, а также предусматривает процедуру контроля a posteriori, чтобы убедиться в том, что после получения лицензии компании осуществляют операции в соответствии с выданными разрешениями. Кроме того, оно ограничивает круг субъектов, вовлеченных в процесс принятия решений по вопросам экспорта вооружений, исполнительной властью.
Основные ведомства, отвечающие за проведение политики Франции в сфере экспорта военной техники, – Министерство вооруженных сил, Министерство Европы и иностранных дел, а также Министерство экономики, финансов, промышленного и цифрового суверенитета. Все они располагают внутренними структурами, которые выполняют различные задачи в области экспорта оружия, направленные как на обеспечение соблюдения положений внутреннего законодательства Франции, международных соглашений и договоренностей, так и на создание условий, способствующих экспорту оружия и сотрудничеству в области обороны.
Клиенты Франции, будь то члены НАТО, Европейского союза или партнеры в других регионах мира, знают, что обладание современным оружием и способность развернуть его служат гарантией их безопасности и суверенитета
Себастьян Лекорню, министр Вооруженных сил Франции
Решения о выдаче разрешений на экспорт оружия принимает Межведомственная комиссия по контролю над экспортом продукции военного назначения (CIEEMG). В состав этой комиссии входят представители перечисленных министерств. Генеральный секретарь по вопросам обороны и национальной безопасности (SGDSN) занимает роль председателя, он действует от имени премьер-министра и следит за тем, чтобы разрешение на экспорт оружия не создавало рисков для национальной безопасности и политического имиджа Франции. Такой подход позволяет учесть интересы Франции в различных сферах, однако участникам комиссии не всегда удается прийти к консенсусу или даже компромиссу, и тогда к разрешению спорных вопросов подключается премьер-министр или даже президент.
Так было, например, в 2018 году, когда Министерство вооруженных сил и Министерство Европы и иностранных дел не смогли прийти к соглашению относительно разрешения на операцию по экспорту оружия в Саудовскую Аравию из-за войны в Йемене, и президент Э. Макрон вмешался, поддержав Министерство вооруженных сил, которое выступало за то, чтобы сделка состоялась. Этот фактор можно рассматривать как благоприятный для политики Франции в области экспорта вооружений, поскольку он позволяет учитывать интересы заинтересованных ведомств, но не парализовывать процесс принятия решений в случае расхождения интересов. Это позволяет Франции проводить относительно последовательную политику в области экспорта вооружений.
Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.