Автор Артем Мальцев
22 сентября 1914 года, в самом начале Первой мировой войны, германская керосин-электрическая подлодка U-9 в ходе полуторачасового сражения потопила три британских крейсера типа «Кресси». Могучие боевые корабли водоизмещением более 12 тыс. тонн, оснащенные тяжелым артиллерийским вооружением и укрытые поясами стальной брони, оказались повержены небольшим подводным судном водоизмещением около 500 тонн, экипаж которого насчитывал 28 человек, а вооружение составляло 6 торпед.
В ходе боя погибло 1459 матросов и офицеров королевского военно-морского флота – потери, сравнимые со знаменитым Трафальгарским морским сражением. Таким образом, боевые субмарины впервые зарекомендовали себя не просто как техническую диковинку, но как мощное средство асимметричной морской войны, способное при нужных обстоятельствах наносить огромный урон потенциальному противнику.
С начала XX века ни один крупный морской конфликт в новейшей военной истории не обходился без участия подводных лодок. В ходе обеих мировых войн боевое применение субмарин и противолодочная оборона (ПЛО) приобрели стратегическое значение. Так, Германия задействовала сотни подводных лодок для уничтожения транспортных судов, обеспечивавших снабжение Британских островов из США и заморских колоний. Конечной целью были подрыв промышленного потенциала Великобритании и ее капитуляция в связи с невозможностью продолжения войны. Германские подводники смогли уничтожить тысячи торговых и военных кораблей общим водоизмещением более 28 млн тонн.
Тем не менее, как Первая (1914–1918) так и Вторая битва за Атлантику (1939–1945) были выиграны западными союзниками благодаря разработке эффективных средств и тактик противодействия подводным лодкам. Это позволило сократить потери до уровня, при котором промышленность США и Великобритании могла компенсировать уничтоженный тоннаж строительством новых кораблей.
Вместе с тем, аналогичная стратегия морской блокады также успешно применялась на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны. Американские подводные лодки потопили более 1000 надводных кораблей суммарным водоизмещением более 5,3 млн тонн, практически полностью нарушив военные поставки топлива и сырья для японской оборонной промышленности и внеся таким образом серьезный вклад в окончательный разгром Японской империи.
Подводная война продемонстрировала стремительную «гонку вооружений», при которой противоборствующие стороны внедряли новые технологии: активные и пассивные сонары (гидролокаторы), морские радары, магнитные мины, торпеды с акустической системой самонаведения, буксируемые акустические ложные цели и т.д. При этом вслед за появлением новых сенсоров, средств поражения надводных кораблей и субмарин следовала разработка средств противодействия, контрмер, «контр-контр» мер и так далее. В итоге баланс сил между наступательным потенциалом подводных лодок и возможностями средств ПЛО неоднократно менялся. В ходе Второй мировой войны дизель-электрические подводные лодки неоднократно уничтожали линкоры и авианосцы, но в то же время и надводные силы, и авиация ПЛО также успешно потопили сотни подводных лодок всех сторон конфликта.
Современный облик подводной лодки военного назначения преимущественно отражает наследие холодной войны. Стратегическая роль этого вида боевых кораблей еще более возросла после того, как субмарины стали одной из основных платформ развертывания ядерного оружия. В 1991 году в составе ВМС США имелась 121 атомная подводная лодка (АПЛ), включая 34 стратегические субмарины с баллистическими ракетами и 86 АПЛ общего назначения. С советской стороны им противостояли 171 АПЛ (из них 60 – стратегические) и 128 дизель-электрических подводных лодок. Как можно заметить, в количественном отношении СССР обладал более чем двукратным превосходством в боевых субмаринах, компенсируя таким образом очевидное превосходство американского авианосного флота в открытом океане.
Благодаря атомным силовым установкам подводные лодки получили практически неограниченную дальность хода в подводном положении. Выступая в качестве носителя межконтинентальных баллистических ракет, такие субмарины могут одним залпом стереть с лица земли целое государство. В то же время в качестве «обычного» средства морских вооружений подводные лодки стали еще более смертоносными для надводных кораблей, а также приобрели возможность наносить высокоточные удары по наземным целям с больших расстояний. Хотя за последние полвека боевые субмарины почти не применялись в конфликтах на море, нет сомнений, что в случае полномасштабного военного столкновения между крупными морскими державами подводные лодки могут сыграть критическую роль, склонив чашу весов противостояния в одну или другую сторону.
Сегодня подводные лодки активно поставляются на экспорт государствам по всему миру. Общий объем рынка подводных лодок при этом составил более 22% от совокупных трансферов морских вооружений (рис. 1). В период с 1991 по 2022 год не менее 136 подводных лодок было продано или построено по лицензии в интересах различных заказчиков-импортеров.
Важно отметить, что атомные подводные лодки, за отдельными исключениями программ лизинга, вплоть до недавнего времени не были предметом коммерческой продажи, что объясняется соображениями ядерного нераспространения, а также стратегической чувствительностью соответствующих технологий. Поэтому основным предметом экспорта выступают неатомные подводные лодки (НАПЛ) с дизель-электрической силовой установкой (ДЭПЛ) (рис. 2, 3).
По сравнению с типичной дизельной подводной лодкой времен Второй Мировой войны (например, печально известной серией субмарин типа VII «волчьих стай» Кригсмарине), современные ДЭПЛ, как правило, в 2–5 раз крупнее, обладают в разы большей дальностью и автономностью и могут постоянно находиться под водой не менее нескольких дней. Однако главный принцип боевого применения подводных лодок так и не изменился.
В отличие от обычных надводных кораблей, легко поддающихся обнаружению разведывательной авиацией и/или радиолокационными средствами, боевая субмарина в погруженном положении обладает высокой скрытностью. Это позволяет ей успешно действовать в условиях превосходства противника на море, атакуя морские и наземные цели торпедным и ракетным вооружением и затем уклоняясь от ответного удара. Однако будучи обнаруженной, подводная лодка практически не имеет средств самозащиты и может быть сравнительно легко уничтожена разнообразным современным противолодочным вооружением (включая высокоточные ракето-торпеды большого радиуса действия, а также «традиционные» торпеды и глубинные бомбы).
Также, в отличие от надводных кораблей, подводные лодки гораздо менее эффективны для решения общих задач патрулирования и разведки и защиты морских коммуникаций, но зато оказываются крайне опасным наступательным средством в ходе высокоинтенсивных боевых действий.
Таким образом, в современных морских доктринах подводные лодки часто рассматриваются как военно-политический инструмент воспрещения доступа к морским акваториям – в противоположность, например авианосным ударным соединениям, предназначенных для обеспечения господства на море.
Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.