С 19 по 21 мая в Москве проходила крупнейшая в Европе 9-я Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2016, которая выступает главным событием года для всех участников вертолетной отрасли.
HeliRussia 2016 проведена в соответствии с распоряжением Правительства России от 19 июня 2015 г. № 1140-р, ее организатором выступил Минпромторг России, мероприятие прошло при поддержке Ассоциации Вертолетной Индустрии (АВИ). Титульным спонсором выступил холдинг «Вертолеты России», а в роли генерального спонсора – Exclasses Holding эксклюзивный дистрибьютор вертолетов марки AgustaWestland (ныне Leonardo Helicopters). Выставка традиционно демонстрирует продукцию как гражданского, так и военного назначения. Место проведения HeliRussia 2016 – залы № 3 и 4 павильона № 1 МВЦ «Крокус Экспо» в Москве.
Выставка HeliRussia 2016 получила поддержку на самом высоком уровне: на торжественной церемонии открытия помощник Президента России по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин зачитал приветствие Президента России Владимира Путина участникам, гостям и организаторам выставки, а член коллегии Военно-промышленной комиссии России Михаил Каштан зачитал приветствие Заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Рогозина. В церемонии приняли участие первый заместитель Министра промышленности и торговли России Глеб Никитин, Заместитель директора ФСВТС России Анатолий Пунчук, заместитель Государственного секретаря Союзного государства Алексей Кубрин, заместитель руководителя «Росавиации» Олег Сторчевой, генеральный директор «Вертолетов России» Александр Михеев и председатель Правления АВИ Михаил Казачков.
В то время, как в некоторых других промышленных отраслях заметен спад деловой активности, что связано со сложной внешнеполитической обстановкой и экономической ситуацией, HeliRussia 2016 демонстрирует успехи развития вертолетостроительной отрасли как в технологическом плане, так и в рамках международной кооперации. В этом году выставка собрала 224 компании, в их числе 44 зарубежных, из 15 стран: России, Беларуси, Литвы, США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Австрии, Бельгии, Норвегии, Канады, ЮАР и Чехии. Это превосходит результаты прошлого года, когда на выставке было представлено 219 компаний, в том числе 41 зарубежная, из 13 стран мира. Количество посетителей – более 11.000 человек – осталось на прежнем уровне.
Вертолеты на HeliRussia 2016
На выставке было представлено 16 вертолетов, которые наглядно продемонстрировали богатство и многообразие российской вертолетной индустрии: среди продемонстрированных моделей – как исключительно российские, так и модели, построенные с применением зарубежных узлов и агрегатов, а также вертолеты иностранного производства и машины зарубежной разработки, построенные в России.
Холдинг «Вертолеты России» представил новый многоцелевой вертолет «Ансат» сразу в двух конфигурациях – VIP на стенде холдинга и медико-эвакуационной на стенде компании «Русские Вертолетные Системы». «Ансат» производства и разработки Казанского вертолетного завода оснащен двигателям Pratt & Whitney Canada PW207K и был последовательно сертифицирован сначала в транспортной, а затем в пассажирской и VIP-версии. В «Ансате» применена цельнометаллическая конструкция фюзеляжа, композиционные материалы в несиловых элементах и стеклопластиковые лопасти. Бесшарнирная втулка несущего винта обеспечивает высокий уровень управляемости и значительно снижает эксплуатационные расходы.
Другая новинка отечественного вертолетостроительного холдинга – многоцелевой вертолет Ми-171А2, который впервые был показан на выставке в оффшорной версии. Ми-171А2 символизирует собой синтез опыта и талантливых конструкторских решений великих умов отечественного вертолетостроения, воплотившихся в семействе вертолетов Ми-8/17, с передовыми материалами, технологиями, достижениями и разработками, доступными в XXI веке. Специалисты КБ Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля внесли более ста принципиальных изменений в конструкцию сертифицированного по нормам EASA Ми-171А1, интегрировали в вертолет новейшие двигатели ВК-2500ПС-03 производства компании «Климов» холдинга ОДК и комплекс авионики КБО-17 производства Ульяновского конструкторского бюро приборостроения, являющегося частью холдинга КРЭТ. Производство опытных образцов вертолета, как и последующий серийный выпуск модели, отведено Улан-Удэнскому авиационному заводу. Сертификация запланирована на 2017 год.
Отдельно, на стенде компании Pall Aerospace, демонстрировались новые пылезащитные устройства двигателей вертолета Ми-171А2, обеспечивающие беспрецедентно-высокий уровень фильтрации воздуха в семействе вертолетов Ми-8/17.
Другой не менее значимый российский вертолет, демонстрирующийся на HeliRussia 2016, это Ми-38. Машина средне-тяжелого класса открывает новый весовой сегмент в линейке отечественной вертолетной техники. Спроектированный Московским вертолетным заводом им. М.Л. Миля и выпускающийся на Казанском вертолетном заводе вертолет оснащен двигателями ТВ7-117В разработки компании «Климов», сертифицированными в 2015 году, и комплексом авионики ИБКО-38 производства Группы «Кронштадт» (ранее – «Транзас»). Ми-38 в транспортной конфигурации имеет сертификат типа, который подтверждает соответствие конструкции вертолета требованиям российских и иностранных авиационных норм.
Одной из заметных новостей выставки стало решение Министерства обороны России закупить Ми-38 для нужд Военно-космических сил страны. Транспортная версия вертолета Ми-38 позволяет наращивать функционал и расширять область его применения, создавая специализированные версии, в том числе «арктический» вариант вертолета по аналогии с Ми-8АМТШ-ВА. Вертолет Ми-38 в военно-транспортной модификации пройдет ряд летных испытаний на соответствие требованиям заказчика, а по их результатам будут спланированы дальнейшие закупки вертолета для нужд ВКС. Сообщается, что в настоящее время существует договоренность о поставке трех вертолетов с опционом на еще пять.
Заместитель генерального директора Казанского вертолетного завода Игорь Бугаков рассказал на HeliRussia 2016, что поставки военно-транспортной версии планируется начать в 2018 году, а коммерческого варианта – в конце 2018 или начале 2019 года. Первым гражданским оператором может стать компания «Роснефть», которая уже рассматривает возможность использования Ми-38 для обслуживания нефтедобывающих платформ на шельфе. Ми-38 отличается хорошей вместительностью – он способен взять на борт до 30 человек.
Компания «Авиа-Проект» представила собственную перспективную разработку – вертолет АП-55. Однодвигательный вертолет АП-55 выполнен по соосной схеме несущих винтов. К разработке привлекаются ведущие отечественные и зарубежные инжиниринговые компании, а в конструкции вертолета широко используются полимерные композитные материалы. Сегодня проект находится в завершающей стадии рабочего проектирования, ведутся работы по подготовке производства агрегатов и систем. Изготовлен макетный главный редуктор, проводятся работы по изготовлению опытных отсеков лопастей, которые также были показаны на HeliRussia 2016 вместе с макетом вертолета, оснащенным функционирующим комплексом бортового оборудования. За исключением газотурбинного двигателя, все узлы, агрегаты и комплектующие изделия вертолета АП-55 разработаны, технологически ориентированы и готовы к опытному производству на базе отечественных предприятий авиастроительной отрасли.
Компания AirLane представила воздушный скутер соосной схемы «Микрон». Это новый российский сверхлегкий одноместный вертолет, который ориентирован на любителей и энтузиастов авиации. Его сухой вес составляет 115 кг., а максимальная взлетная масса – 250 кг. При этом крейсерская скорость «Микрона» может достигать 115 км/ч, при статическом потолке аппарата в 3 км. Предполагается, что «Микрон» станет бюджетной и достаточно удобной альтернативой вертолету начального класса и сможет привлечь новых людей в вертолетную индустрию, сделав обучение пилотированию более доступным.
Согласно заявлению производителя, благодаря сверхлегкой размерности, «Микрон» не требует получения сертификата летной годности, а для его пилотирования не нужно иметь свидетельство пилота-любителя. Компания AirLane отметила крайне высокий интерес посетителей к своей новинке и получила несколько «мягких» заказов. Также следует отметить, что «Микрон» может быть спроектирован в беспилотном варианте.
Экспозиция западных компаний вертолетной индустрии не уступает предприятиям отечественной промышленности. К примеру, компания Airbus Helicopters впервые в России показала новый медико-эвакуационный H135, участие которого в выставке HeliRussia 2016 стало частью масштабного российского демонстрационного тура. Отечественным клиентам демонстрируется вертолет австрийского оператора ÖAMTC (Österreichischer Automobil-, Motorrad- und Touring Club). Представленный в России вертолет выпущен в 2016 году и относится к новейшему поколению машин этой серии. Медицинский модуль вертолета оснащен по последнему слову техники и имеет возможность оснащения дополнительным оборудованием согласно пожеланиям заказчика.
Вертолеты производства Airbus Helicopters (ранее – Eurocopter) используются в санитарной авиации России более 20 лет. Среди операторов – МЧС России и Московский авиационный центр, а также региональные операторы. В России применяются медицинские вертолеты Во 105, AS350 B3e / H125, EC135 / H135, EC145 / Н145. Потенциальный рынок новой версии Н135 в России оценивается производителем в 150 машин.
Компания Airbus Helicopters продемонстрировала вертолет Н130 в коммерческой многофункциональной комплектации. Этот однодвигательный вертолет хорошо подходит для корпоративных перевозок и может вместить до семи пассажиров. Н130 является улучшенной версией известного во всем мире EC130 семейства Ecureuil. Новая версия оснащена двигателем Turbomeca (Safran) Arriel 2D с увеличенной на 10% мощностью и более низким потреблением топлива. Вертолет имеет новый дизайн кабины с одноуровневым полом, новый интерфейс систем в кабине пилота для лучшего взаимодействия между человеком и машиной, новые энергопоглощающие кресла и ударопрочный топливный бак. Н130 был показан на стенде компании «Хелипорты России».
Компания Bell Helicopter и ее российский представитель Jet Transfer представили многоцелевой Bell 407GX, который хорошо известен операторам вертолетов по всему миру, работающими в сфере корпоративных перевозок и оффшорных полетов. Эта модель является одной из самых успешных в линейке американской компании: по итогам прошлого года, из 175 гражданских вертолетов, поставленных Bell Helicopter, 99 машин составляют вертолеты семейства Bell 407GX/GXP. За последние годы 29 таких машин были поставлены в Россию, 5 из них – в прошлом году.
В связи с высоким интересом российских заказчиков к Bell 407GX/GXP, производство вертолета этого типа было локализовано в России на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА), соглашение о чем было подписано на прошлой выставке, HeliRussia 2015. В конце декабря 2015 года первый вертолет Bell 407GX российской сборки был поставлен в Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А. В. Ляпидевского (филиал Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации), а второй – в конце апреля этого года.
Другой интересной для российских заказчиков моделью американской компании стал Bell 429 GlobalRanger в VIP-комплектации. Являющаяся развитием модели Bell 427, модель 429 была представлена в 2007 году и получила сертификат в США в 2009 году, а у нас в стране в 2011 году. В России популярность вертолетов Bell 429 растет, преимущественно для использования в корпоративных целях и в области медицинской эвакуации. В России и СНГ на сегодняшний день эксплуатируется более 20 вертолетов Bell 429.
Лицензионное производство вертолетов зарубежной разработки в России в рамках международной кооперации, поддерживаемой выставкой HeliRussia, является уже знакомой практикой. Так, Exclasses Holding продемонстрировала на HeliRussia 2016 известный в России AW139, выпускающийся на подмосковном заводе «ХелиВерт», совместном предприятии «Вертолетов России» и итальянской AgustaWestland (которая меняет название на Leonardo Helicopters). Этот вертолет является одним из лидеров в своем классе и обладает высокими летно-техническими характеристиками. В России AW139 применяется для корпоративных перевозок, в частности четыре таких вертолета работают в Специальном летном отряде «Россия». Кроме пассажирских перевозок, в других странах AW139 применяется для выполнения поисково-спасательных работ, в санитарной авиации и в полицейских ведомствах.
Также на своем стенде Exclasses Holding показала легкий AW119Keв VIP-конфигурации. Этот вертолет изначально проектировался как машина для бизнес-авиации и VIP-перевозок, и с этими задачами AW119Ke справляется на «отлично». К люксовому интерьеру однодвигательного AW119Ke приложили руку специалисты легендарной итальянской компании Versace. Такой вертолет может разместить до 6 пассажиров. По прогнозам Exclasses Holding, AW119Ke должен пройти сертификацию в России летом этого года.
На HeliRussia 2016 компанией Exclasses Holding впервые была продемонстрирована VIP-кабина вертолета AW169, который недавно вышел на мировой рынок: средний AW169 получил сертификат EASA в 2015 году, а в нашей стране процесс сертификации планируется начать после получения твердых заказов со стороны российских операторов. Благодаря HeliRussia 2016, многие отечественные клиенты смогли познакомиться с интерьером этого вертолета и узнать о ходе программы его развития. AW169 оснащен двумя двигателями Pratt & Whitney Canada PW210 и «стеклянной кабиной» с сенсорными экранами. В конструкции несущей системы и трансмиссии вертолета применяются инновационные технические решения.
Авиационное оборудование и комплектующие на HeliRussia 2016
Выставка HeliRussia из года в год собирает большое количество компаний различного профиля, которые занимаются разработкой, производством и обслуживанием систем вертолетов и иной авиационной техники. Не стала исключением и выставка этого года, на ней выступили со своими новинками и показали перспективные разработки все крупные отраслевые холдинги: «Технодинамика», КРЭТ, ОДК, ОПК и «Швабе» госкорпорации «Ростех», а также Группа «Кронштадт».
Пожалуй, самыми долгожданными новостями стали известия о старте работ по проектированию двигателей нового поколения для российских вертолетов: на HeliRussia 2016 представители «Технодинамики» рассказали, что компания в рамках программы импортозамещения разрабатывает маршевые двигатели серии ТД-700, предназначенные для легких вертолетов «Ансат» и Ка-226Т, которые в течение четырех лет могут заменить двигатели производства Pratt & Whitney Canada PW207K и Turbomeca (Safran) Arrius 2G1, которыми сейчас, соответственно, оснащаются эти вертолеты.
Предполагается, что новые двигатели в отличие от западных моделей будут рассчитаны на более широкий диапазон эксплуатационных температур и будут получат широкие возможности для форсирования мощности. По прогнозам компании, двигатели серии ТД-700 окажутся на 15% дешевле, благодаря использованию во всей линейке унифицированного газогенератора.
На своей экспозиции в выставке HeliRussia 2016 «Технодинамика» впервые презентовала авариестойкую топливную систему для вертолетов, которая уже прошла испытания на работоспособность. Система помогает предотвратить возгорание топлива при жестких посадках вертолетов. Максим Кузюк, генеральный директор компании, подчеркнул, что системы столь высокой сложности никогда еще не разрабатывались в России. «Технодинамика» также продемонстрировала стартер-генератор для вертолетов нового поколения (например, Ка-62), разработка которого ведется по государственному контракту с Минпромторгом. Другие перспективные разработки «Технодинамики», в том числе новейшие вспомогательные силовые установки разных типов размерности, были представлены в виде интерактивных 3D-макетамов на видеостене.
Холдинг «Технодинамика» провел насыщенную деловую программу. Заместитель генерального директора «Технодинамики» по инновациям, развитию и продажам Александр Литвинов предложил создать институт независимого контроля качества создаваемой авиационной техники и внедрить унифицированную с международной систему сертификации и квалификацию авиационных властей, которая должна помочь развить механизмы валидации результатов сертификации в «Росавиации» в международных авиационных властях. Подобная система призвана сократить сроки приведения в соответствие нормативной базы «Росавиации» актуальным требованиям международных авиационных властей США и Европы (FAA и EASA соответственно).
На своем стенде Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) представил более 150 экспонатов, произведенных компаниями холдинга: образцы вертолетного радиоэлектронного оборудования, бесплатформенные инерциальные навигационные системы (БИНС) и бортовые комплексы обороны (БКО). В выставке приняли участие 17 крупнейших предприятий, входящих в КРЭТ.
КРЭТ представил комплекс бортового оборудования для вертолетов и самолетов авиации общего назначения КБО-42Т, а также продукцию военного назначения – лазерную станцию оптико-электронного подавления из состава оптико-электронной системы защиты самолетов и вертолетов «Президент-С», нашлемную система целеуказания и индикации НСЦИ-В и бортовую радиолокационную станцию Н-025Э ударного вертолета Ми-28Н(Э) «Ночной охотник».
На примере многофункционального демонстратора впервые была показана работа современного вертолетного оборудования, с которым мог познакомиться каждый посетитель выставки и «полетать» на вертолете. Унифицированный пилотажный навигационный комплекс состоит из четырех дисплеев, вычислителя, приборной панели с трекболом с одной стороны от пилота и джойстиком — с другой. По словам генерального директора, входящего в КРЭТ «Раменского приборостроительного бюро» Даниила Бренермана, эта техническая новинка уникальна, а джойстики будут установлены на новых вертолетах Ми-38. При этом стендовые испытания уже проведены, а летные планируется организовать до конца года.
В ходе выставки HeliRussia 2016 советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев рассказал, что компания в ближайшее время завершит испытания лазерной станции подавления, повышающую защиту модернизированного ударного вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник», который в настоящее время проходит испытания. Ожидается, что такая система будет эффективна против всех существующих и перспективных ракет с тепловыми головками самонаведения. После завершения испытаний планируется серийное производство лазерной станции подавления, которая будет устанавливаться на все вертолеты Ми-28НМ.
На HeliRussia 2016 КРЭТ познакомил посетителей и представителей профессионального сообщества с ходом работ по разработке комплекса радиоэлектронной борьбы для вертолетов «Рычаг-АВМ». Запуск в производство нового комплекса запланирован на 2017 год, а поступление в войска прогнозируется в 2018-2019 годах. В частности, такой комплекс может устанавливаться на модернизированные вертолеты Ми-8АМТШ-В(А).
Заместитель генерального директора КРЭТ Игорь Насенков поделился информацией, что уже прошли испытания и поставлены заказчику первые серийные образцы лазерной станции подавления, предназначенной для защиты вертолетов Ми-28НЭ (экспортная модификация Ми-28Н). Он напомнил, что впервые система была представлена на выставке HeliRussia 2014. К началу 2016 года были завершены испытания системы, а первые образцы уже переданы на производство для оснащения вертолетов, которые производятся для иностранных заказчиков.
Кроме того, КРЭТ представил новое и перспективное оборудование и системы для вертолетов, в частности комплекс «Президент-С» разработки входящего в холдинг НИИ «Экран». Комплекс предназначен для защиты вертолетов от зенитных управляемых ракет и разнообразных артиллерийских комплексов. Также «Президент-С» может вести оборону от ракет класса «воздух-воздух». БКО способен самостоятельно обнаружить угрозу, определить степень ее силы и активировать электронные помехи, которые предотвратят попадание в цель.
«Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК) в рамках своей экспозиции представил на HeliRussia 2016 вертолетные двигатели ТВ7-117В и ВК-2500ПС в полноразмерных макетах. ТВ7-117В разработан на базе самолетного двигателя ТВ7-117СМ, и предназначен для вертолета Ми-38. Двигатель получил сертификат типа в 2015 году. Двигатель ВК-2500ПС в классе мощности 2200 — 2500 л.с. является глубокой модификацией ВК-2500 с использованием современной цифровой системы автоматического управления типа FADEC. Он предназначен для установки на новый вертолет Ми-171А2. Благодаря новым конструктивным решениям ВК-2500ПС обеспечит более надежную эксплуатацию вертолетной техники в районах с высокой температурой и в условиях высокогорья. В настоящее время «Климов» проводит комплекс сертификационных работ по этому двигателю. Прочие перспективные разработки компании были представлены на HeliRussia 2016 в формате мультимедийной презентации.
«Объединенная приборостроительная корпорация» (ОПК) представила на выставке HeliRussia 2016 образцы передового БРЭО для вертолетной техники. Компания провела премьерный показ интегрированной антенно-фидерной системы «Аист-62», построенной по принципу «интеллектуальной обшивки», а также новую аппаратуру связи для вертолетов, способную вести обмен данными с землей без участия человека, самостоятельно настраивая и восстанавливая свою работу.
Представленная на выставке HeliRussia 2016 аппаратура от ОПК обеспечивает голосовую связь, передачу видео, данных РЛС и навигации. В ней реализован пакетный обмен данными в цифровой форме, широкополосные каналы радиосвязи и новые методы борьбы с помехами, что увеличивает скорость, дальность и качество связи. Количество внешних антенн сведено к минимуму, а антенная система «Аист-62» встраивается в обшивку вертолета. Такой подход в 10 раз повышает эффективность антенн, их надежность, одновременно снижая энергопотребление систем связи.
Заместитель генерального директора ОПК Сергей Скоков рассказал, что это очень гибкая техника, способная работать в разных алгоритмах, меняться и совершенствоваться путем обновления версии программного обеспечения. Подобная аппаратура производства ОПК в настоящее время проходит испытания в составе авионики вертолета Ка-62. Сергей Скоков сообщил, что ОПК создала модификации подобных элементов БРЭО для военной вертолетной техники, в частности, для вертолетов Ка-52 «Аллигатор».
Холдинг «Швабе» на HeliRussia 2016 был представлен «Производственным объединением «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова» (ПО «УОМЗ»), которое показало системы оптического наблюдения. Эти системы позволяют решать широкий перечень задач: круглосуточный поиск, обнаружение и распознавание наземных и надводных, подвижных и неподвижных объектов при проведении спасательных операций. Кроме того, эта техника также применяется при дистанционном обнаружении очагов лесных пожаров в условиях задымленности и полной темноты, для технического мониторинга нефтегазовых трубопроводов и высоковольтных линий электропередач.
На выставке HeliRussia 2016 Группа «Кронштадт» (ранее «Транзас») представила ряд новых проектов для вертолетной индустрии. Огромный интерес вызвала «стеклянная кабина» для нового вертолета Ка-62, которая сочетает в себе самое современное бортовое оборудование. Авионика от «Кронштадта» установлена уже на три опытных Ка-62, один из которых впервые поднялся в воздух в апреле этого года.
Группа «Кронштадт» познакомила участников выставки с программой модернизации и сервисной поддержки авиационных тренажеров собственного производства. В частности, в них может быть интегрирована система визуализации АВРОРА-3 – инновационный прорыв этого года.
Кроме того, компания представила новинки светотехнического оборудования: прожектор со встроенной камерой высокого разрешения, управляемые микропроцессором переносные огни. На стенде компании на выставке HeliRussia 2016 был представлен обновленный авиационный прожектор TSL-1600 со встроенной камерой высокого разрешения и модернизированным пультом управления. Видеокамера с 30-кратным оптическим увеличением и 12-кратным цифровым увеличением, оснащенная системой стабилизации изображения, установлена в герметичном боксе с подогревом.
Появилась информация о завершении разработки документации на установку прожекторов производства Группы «Кронштадт» на вертолеты Ми-8Т, Ми-8МТВ и Ми-8АМТ, что позволит расширить функционал находящихся у авиокомпаний машин. Кроме того, в настоящее время на Казанском вертолетном заводе проходят испытания вертолета Ми-8МТВ-5-1 с прожектором TSL-1600.
Компания Heliatica представила широкий ассортимент вспомогательного оборудования и аксессуаров для вертолетной техники, например, легкосъемные корзины Heli-Utility-Basket производства DART Aerospace, официальным дилером которой она является, для вертолетов Robinson R44 и R66. Сейчас Heli-Utility-Basket проходят сертификационные испытания в Канаде и впоследствии могут быть сертифицированы в России. HeliRussia 2016 продемонстрировала большой интерес российских клиентов к этому продукту.
Также на стенде компании были представлены гарнитуры Lightspeed Aviation (США), одного из самых популярных производителей авиационных гарнитур. Heliatica стала официальным дилером этой компании в марте 2016 года. На выставке впервые в России была представлена модель беспроводной гарнитуры Tango, которую Lightspeed Aviation вывела на рынок в конце прошлого года.
Еще одной новинкой на стенде Heliatica стал бортовой регистратор полетных данных Gesvol для Robinson R44 со встроенным модулем GPS и GSM.
Компания Airbus DS Optronics, до вступления в EADS известная как Carl Zeiss Optronics, представила системы оптических и электрических методов обработки, хранения и передачи информации (оптронику) для авиации, транспортной индустрии, а также оптронику специального назначения.
В этом году GIFAS (Французская ассоциация авиационно-космической промышленности) организовала экспонирование отраслевых французских компаний на едином французском стенде. В нее вошли ALKAN, Composite Industrie, MÄDER, Novintec и Permaswage.
Представленные предприятия продемонстрировали широкий перечень материалов, систем и оборудования для вертолетов как гражданского, так и военного назначения. Входящие в GIFAS предприятия обладают уникальной компетенцией в аэрокосмической индустрии, а компании-участники отметили высокий уровень интереса со стороны российских коллег, заинтересованных в международной кооперации.
Французская SafranHelicopterEngines (ранее Turbomeca) представила на своем стенде газотурбинные двигатели для российских вертолетов – модели Arrius 2G1 и Ardiden 3G, которыми оснащаются вертолеты Ка-226Т и Ка-62 соответственно. Arrius 2G1 стал первым двигателем зарубежного производства, которым оснащаются вертолеты соосной схемы, а интеграция современного Ardiden 3G в конструкцию Ка-62 позволяет добиться потенциально-высоких ЛТХ и снижения эксплуатационных расходов.
Компания ZehrAero, в составе которой выступили Cobham и TITEFLEX, представила инженерные решения и комплектующие, изготовленные французскими и швейцарскими компаниями. Французская Zehr Aero выступает коммерческим представительством ряда европейских производителей комплектующих для аэрокосмической промышленности. Партнеры ZEHR Aero являются поставщиками крупных корпораций аэрокосмической отрасли, таких как Airbus, Boeing, Safran, General Electric, Thales, Sagem и прочих. Компания также предлагает услуги по подбору поставщиков авиакомпонентов в Европе.
Trace Worldwide Corporation представила медицинские модули и оборудование для экстренной медицинской помощи (HEMS, EMI) производства компании Air Methods Corporation. Также были показаны очистные системы для переработки сточных вод при мойке воздушных судов производства компании Hydro-Engineering; кресла для пассажиров, членов экипажа вертолетов и VIP-салонов производства компании B/E Aerospace Fischer.
В дополнение, Trace Worldwide Corporation познакомила посетителей и участников HeliRussia 2016 со своими возможностями по предоставлению технических услуг и логистическому обеспечению своих клиентов.
Подписание соглашений на HeliRussia 2016
В ходе выставки HeliRussia 2016 было подписано значительное количество соглашений, договоров и контрактов. Выставка из года в год является примером площадки для эффективной бизнес-активности и способствует развитию межотраслевой кооперации.
Так, «Вертолеты России» и «Объединенная приборостроительная корпорация» (ОПК) подписали соглашение о сотрудничестве в области разработки, производства, поставок аппаратуры связи и управления для российской вертолетной техники. Компании намерены сформировать единую научно-техническую политику и организовать взаимодействие дочерних предприятий. В кооперации планируется выполнять научно-исследовательские, опытно-конструкторские, экспериментальные работы по созданию перспективного бортового оборудования. Компании договорились сотрудничать в области развития автоматизированных систем управления авиационными группировками.
Приоритетными задачами сотрудничества компаний на ближайшую перспективу являются летная отработка режимов эффективных групповых действий вертолетов Ка-52 «Аллигатор» и модернизированного Ми-28НМ, а также интеграция военной вертолетной техники в войсковые автоматизированные системы управления. Такой шаг повысит боевые возможности машин, позволит непрерывно контролировать состояние вертолетов и оперативно реагировать на изменения окружающей обстановки в ходе выполнения различных задач в интересах ВКС России.
«Вертолеты России» и компания «Рособоронэкспорт», единственный российский государственный посредник по экспорту продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения, подписали на выставке HeliRussia 2016 программу совместной деятельности по продвижению на внешний рынок продукции военного и двойного назначения на период с 2016 по 2019 гг., которая ставит своей целью увеличение объема экспортных поставок боевых и многоцелевых вертолетов. Специалисты холдинга «Вертолеты России» и «Рособоронэкспорта» проанализируют зарубежные вертолетные рынки и по результатам исследований проведут ряд маркетинговых мероприятий, в том числе встреч с потенциальными клиентами и презентаций техники.
Кстати, по информации от Сергея Корнева, главы делегации «Рособоронэкспорта» на HeliRussia 2016, портфель зарубежных заказов на российские военные вертолеты на сегодняшний день составляет порядка 8 миллиардов долларов. Эта цифра превосходит озвученные ранее данные.
Коммерческим вертолетам российского производства было уделено особое внимание: холдинг «Вертолеты России» и «ЮТэйр – Вертолетные услуги» подписали меморандум о сотрудничестве в области продвижения гражданской вертолетной техники на российский рынок. Согласно меморандуму, основными направлениями сотрудничества станут совместное продвижение и вывод на российский рынок легкого многоцелевого вертолета «Ансат», в том числе в медицинском исполнении в рамках развития программы санитарной авиации. Специалисты холдинга «Вертолеты России» и «ЮТэйр – Вертолетные услуги» также оптимизируют технико-эксплуатационную документацию на вертолет «Ансат» и организуют систему его послепродажного обслуживания.
Деловая программа HeliRussia 2016
Международной выставке HeliRussia из года в год сопутствует насыщенная деловая программа, одна из самых масштабных в индустрии. В 2016 году в ходе выставки прошло 58 российских и международных конференций, семинаров и круглых столов, посвященных проблемам, стоящим перед вертолетной индустрией и смежных отраслей, а также презентации компаний и церемонии награждений победителей и лауреатов авиационных конкурсов. Этот показатель оказался рекордным для выставки: в прошлом году деловая программа включала в себя 46 событий.
В деловой программе HeliRussia 2016 состоялся ряд знаковых мероприятий, которые стали своеобразной «визитной карточкой» выставки и привлекают отдельную аудиторию: это конференции по санитарной авиации, рынку вертолетов, по вопросам дизайна, сервису, поставкам авиационных компонентов и другим важным темам вертолетной индустрии и межотраслевой кооперации.
В первую очередь следует отметить рост внимания к санитарной авиации, подтверждением чему оказалась презентация сразу двух медико-эвакуационных вертолетов на выставке – российского «Ансата» и европейского H135, а также показ специализированного оборудования. И в условиях современных мегаполисов, и в регионах с недостаточно-развитой транспортной инфраструктурой, вертолет позволяет экстренно эвакуировать пациента в медицинское учреждение в течение «золотого часа», проводить оперативную перевозку пациентов, быстро доставлять медицинский персонал туда, где он необходим. Современные медико-эвакуационные вертолеты оснащаются специализированным медицинским оборудованием, которое позволяет проводить медико-реанимационные работы прямо в воздухе.
В деловой программе выставки этой теме была посвящена 5-я Межведомственная научно – практическая конференция «Санитарная авиация и медицинская эвакуация – 2016», в рамках которой 19 мая прошло пленарное заседание «Опыт применения санитарной авиации в регионах Российской Федерации», а 20 мая состоялся круглый стол по этой же теме. Организаторами мероприятия выступили Ассоциация Вертолетной Индустрии, дирекция выставки HeliRussia, «Мобильная медицина» и ВЦМК «Защита».
В конференции традиционно участвуют представители государственных органов власти, специалисты медицинских организаций различных форм собственности с опытом медицинской эвакуации пациентов по воздуху, гражданские и военные пилоты медицинских и поисково-спасательных вертолетов, а также компании, участвующие в разработке, производстве и сертификации авиационной и медицинской техники.
На пленарном заседании был дан анализ опыта применения медицинских вертолетов в разных регионах страны и предоставлены наработки по всестороннему развитию санитарной авиации. В частности, на конференции удалось выделить наиболее явные проблемы санитарной авиации в России, как то: отсутствие нормативно-правовой базы, отсутствие достаточного количества современных вертолетов (123 единицы в 45 субъектах страны), слаборазвитая инфраструктура, отсутствие необходимого количество вертолетных площадок при больницах и высокая стоимость летного часа.
На конференции было отмечено, что польза применения вертолетов в качестве «скорой помощи» оценена во всем мире, а в России вопросы развития применения медицинских вертолетов поднимаются на самых высоких уровнях. Так, за 2015 год на территории России произошло 133,203 ДТП в результате которых погибли 16 638 человек (в том числе 582 ребенка), а 168 146 человек получили ранения (включая 15 860 детей). Показатель соотношения погибших к пострадавшим в России составляет 13%, тогда как на территории США и Европы данный показатель не превышает 3%. Значительный вклад в снижение этого соотношения вносит использование вертолетов.
Со стороны холдинга «Вертолеты России» была проведена презентация вертолета «Ансат» в медицинской модификации. Этот современный вертолет, который обладает высокой экономичностью и способен эффективно использоваться во всех регионах страны.
Компания Airbus Helicopters, в свою очередь, провела летную демонстрацию H135, в ходе которой специалисты и пилоты санитарной авиации смогли ознакомиться с высокими ЛТХ модели на практике.
Конференция «Санитарная авиация и медицинская эвакуация» на выставке HeliRussia 2016 выступила открытой дискуссионной площадкой для обсуждения обширного комплекса вопросов развития санитарной авиации в нашей стране. Результатом работы конференции стал солидарный подход представителей как предприятий вертолетной индустрии, так и медицинских ведомств, к необходимости развития межотраслевого и межрегионального взаимодействия с целью обмена позитивным опытом и для выработки наиболее эффективных практик.
Круглый стол «Контрафакт в поставках: возможно ли исключить спрос на контрафактную продукцию в вертолетной индустрии?» был организован Ассоциацией Вертолетной Индустрии 19 мая и продемонстрировал высокий интерес со стороны компаний-операторов вертолетной техники к решению проблемы наличия на рынке контрафакта. Дискуссия на круглом столе была направлена на анализ проблематики контрафакта в авиационно-техническом имуществе с привлечением представителей со стороны производителей, поставщиков, авиаремонтных заводов, операторов вертолетной техники и государственных органов. Целью круглого стола стал поиск ответов на вопросы – как бороться с контрафактом и что каждый участник вертолетного сообщества сможет сделать для достижения этой цели.
Мероприятие показало, что большое внимание всех участников отрасли направлено к законодательной работе, которую ведут государственные органы страны по этому вопросу. А именно, в России предлагается введение уголовной ответственности за поставку неаутентичных комплектующих и ориентацию на практики ICAO в борьбе с контрафактом.
Было отмечено, что с 2001 года ГосНИИ ГА в рамках работ по оценке аутентичности провел проверку более 62 тыс. компонентов ВС, из них выявлено 5 025 неаутентичных, включая авиадвигатели, лопасти несущего винта и хвостовых винтов, а также другие ключевые компоненты. Только за один 2014 год и только на вертолетах типа Ми-8/17 выявлено более 400 неаутентичных и сомнительных компонентов.
Согласно консолидированной позиции «Росавиации» и ГосНИИ ГА, для улучшения ситуации с наличием неаутентичных компонентов ВС требуется совершенствование нормативно-правовой базы, разработка информативно-аналитической системы мониторинга летной годности, разработка методов идентификации компонентов ВС, электронной эксплуатационной документации и развитие межотраслевого взаимодействия, введение уголовной ответственности за поставку авиационного контрафакта.
Специалисты Ассоциации Вертолетной Индустрии отмечают, что большинство потребителей неаутентичной продукции являются добросовестными покупателями, то есть сами порой не догадываются о том, что приобретают контрафактную продукцию. Мероприятие показало важность участия представителей вертолетного сообщества в рабочем процессе для оптимальной реализации авиационного законодательства.
В рамках конференции «Рынок вертолетов: реалии и перспективы» свой доклад представили Пауло Менегуссо, аналитик рынка компании Honeywell Aerospace и Председатель правления АВИ Михаил Казачков, а модератором выступил Олег Пантелеев, глава аналитической службы отраслевого агентства «АвиаПорт». Конференция проходит на выставке HeliRussia уже 8-й раз и ставит целью отслеживание параметров российского вертолетного рынка, а также выявление корреляций с параметрами рынка мирового. Ее организаторами выступают Ассоциация Вертолетной Индустрии и отраслевое агентство «АвиаПорт».
Эта конференция является уникальным мероприятием для российской вертолетной индустрии. Оно собирает в одну рабочую группу как российских, так и международных экспертов, потребителей и производителей вертолетной техники, различные компании вертолетной индустрии. Это позволяет проводить всеобъемлющий анализ рынка и давать авторитетные прогнозы его развития.
На конференции был представлен обзор текущего состояния парка вертолетов в России, включая численность вертолетов по типам и моделям, анализ их использования по видам выполняемых авиационных работ, состояние летной годности, интенсивность их эксплуатации. В частности, было сказано, что общий российский парк вертолетов отечественного производства составил 1,828 машин по состоянию на 2015 год, уменьшившись на 6 единиц по сравнению с 2014 годом. При этом цифра вертолетов в эксплуатации ниже – 948 бортов (снижение составило 36 вертолетов по сравнению с 2014 годом). По данным «Росавиации», российский флот в прошлом году пополнили 70 новых вертолетов, а общий налет вертолетного парка составил 360 тысяч часов. На фоне сокращения парка ВС отечественного производства, доля зарубежных вертолетов продолжает расти.
Пауло Менегуссо рассказал о тенденциях развития и практиках зарубежных операторов вертолетной техники и представил доклад о перспективах международного рынка вертолетов. Так, по прогнозу компании Honeywell Aerospace в 2016-2020 на мировой рынок будет поставлено от 4,000 до 4,500 новых коммерческих вертолетов, среди них 805 новых газотрурбинных вертолетов ежегодно. Этот прогноз учитывает падение спроса на новые вертолеты в Северной Америке, Европе и Азии. Тем не менее, в Латинской Америке спрос возрастает, что выводит этот регион в рекордсмены по обновлению парка ВТ в пятилетней перспективе. Пауло Менегуссо отдельно выделил рост спроса на вертолеты в Бразилии и Индии.
Среди главных причин обновления парка ВТ в мире Honeywell Aerospace выделяет устаревание имеющегося парка, исчерпание ресурса, рост операционных расходов и снижение безопасности старых моделей, а также контрактные требования к обновлению парка. Среди объективных технических преимуществ новых вертолетов выделяется увеличенная дальность полета, увеличение полезного объема кабины, возросшая высокая скорость, полезная нагрузка, дальность полета и высотность новых вертолетов.
По итогам конференции были отмечены негативные моменты на российском рынке гражданских вертолетов: ни один из иностранных производителей, кроме Bell Helicopter, не сумел нарастить поставки вертолетов на российский рынок. Реестровая численность парка вертолетов отечественного производства сокращается. Позитивной является тенденция «омоложения» российского флота: наблюдается замена Ми-8Т более современными Ми-8МТВ и Ми-8АМТ.
На конференции были выделены тенденции снижения поставок вертолетов марки Robinson после длительного лидерства в поставках, а также снижение все еще остающегося в лидерах Airbus Helicopters до минимума с 2010 года. Компании Bell Helicopter году удалось нарастить поставки в 2015, что, как было отмечено на конференции, отчасти связано с активной позицией головного офиса Textron в России.
Самое низкое количество вертолетов на российский рынок поставила AgustaWestland, однако поставляемые AW139 одни из самых дорогих.
На конференции «Рынок вертолетов: реалии и перспективы» было отмечено сохранение тенденции «облегчения» парка, кроме нижнего сегмента, где R66 удалось фактически сменить R44 в поставках. Конференция выделила снижение налета на один исправный борт на вертолетах отечественного производства кроме вертолетов Ми-2 и Ми-8Т, показавших незначительный рост, прежде всего на фоне сокращения их количества. На вертолетах иностранного производства тенденция характеризуется как разнонаправленная.
20 мая выставку HeliRussia 2016 посетил шеф-инструктор компании Robinson Helicopter Тим Такер, который выступил с докладом «Подходы компании Robinson Helicopter к безопасности полетов», а затем участвовал в открытом диалоге на тему «Мифы о безопасности двухлопастных вертолетов».
В ходе общения с Тимом Такером все заинтересованные пилоты вертолетов смогли получить ответы на интересующие их вопросы от заслуженного профессионала. Тим Такер – шеф-инструктор проводимых с 1982 года курсов по безопасному пилотированию вертолетов компании Robinson Helicopter, с 1992 года преподает на зарубежных курсах компании. За 38 лет работы в авиации внес значительный вклад в развитие отрасли, имеет более 18,000 часов налета. Его участие в выставке HeliRussia 2016 было организовано компанией «Авиамаркет» («Хелипорт Истра»).
20 и 21 мая в деловой программе выставки HeliRussia 2016 проходило новое мероприятие – международная конференция «Индустрия беспилотных авиационных систем». Организаторами конференции выступили дирекция выставки HeliRussia, Рабочая группа направления «АэроНэта» Национальной технологической инициативы (НТИ) и Ассоциация «ЭРБАС».
Пленарное заседание «Настоящее и будущее индустрии беспилотной авиации» в рамках конференции «Индустрия БАС» сфокусировалось на векторе развития индустрии в контексте создания благоприятных условий функционирования отрасли. Модератором мероприятия выступил Амир Валиев (Президент Ассоциации ЭРБАС).
Работу конференции приветственным словом открыл Сергей Емельянов, директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга России, который рассказал о Национальной технологической инициативе, как о программе, призванной обеспечить лидерство российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15-20 лет. По словам Сергея Емельянова, в течение последнего десятилетия разработка и производство беспилотных авиационных систем являются наиболее динамичным сегментом мировой авиационной отрасли и стабильно обеспечивают совокупный среднегодовой темп роста не менее 10%. Даже в периоды общего спада отрасли сегмент БАС демонстрирует положительную динамику.
Профессор Уве Майнберг, руководитель немецкого центра компетенций CURPAS, занимающегося развитием гражданского использования дистанционно-пилотируемых авиационных систем, выступил с докладом на пленарном заседании. Он поделился прогнозами, согласно которым общий объем рынка БАС в Европе в ближайшем будущем может составить 127,3 миллиарда долларов.
Уве Майнберг рассказал о европейском опыте регулирования индустрии БАС. В частности, представители европейской аэрокосмической отрасли согласились считать системы БАС новым видом авиасистем и пришли к решению о срочной необходимости разработки системы безопасного применения БАС. Отмечается, что компаниям необходимо инвестировать разработку технологий и стандартов, которые будут способствовать интеграции систем БАС в регулируемое воздушное пространство, при этом ключевое внимание должно уделяться защите личных данных и конфиденциальности. Естественно, в Европе также существует понимание, что оператор БЛА несет ответственность за его применение, а аппарат должен иметь возможность для идентификации владельца.
Уве Майнберг отметил, что в вопросах правового развития формирующейся отрасли, которая бесспорно будет играть важную роль в будущем, важен синхронизированный международной подход, стандартизация нормативно-понятийной базы, постоянная коммуникация и обмен опытом.
Со стороны РГ НТИ по направлению «АэроНет», которую представил со-руководитель Сергей Жуков, было представлено видение будущего рынка, где беспилотные системы не только займут уверенную позицию в традиционных авиаработах (грузоперевозки, строительно-монтажные работы, мониторинг и т.д.), но и откроют новые – в частности, будет развиваться курьерская доставка, фото- и видеосъемка. Продажи в сфере БАС, по прогнозам РГ «АэроНет», ждет буквально взрывной рост.
Наиболее важные направления развития технологий и систем БАС, согласно прогнозам РГ «АэроНет», это разработка скоростных БЛА вертикального взлета и посадки, разработка транспортных БАС, развитие систем управления группировками БЛА, совершенствование точной посадки, работа над электрохимическими источники тока и алгоритмами интерпретации данных БАС.
Ключевыми же проектами станут дистанционное зондирование земли, создание кадастровых планов всей территории России, мониторинг разных типов инфраструктур, применение БЛА в сельском хозяйстве, а также интеграция БАС в системы поиска и спасания.
На пленарном заседании был представлен доклад «Обеспечение инвестиционной привлекательности рынка беспилотной авиации» от представителя «Федерального центра проектного финансирования ВЭБ», предложивший взгляд финансового института на развитие индустрии БАС. Было отмечено, что для привлечения инвесторов в индустрию необходима реализация комплекса мер по формированию соответствующего законодательства, снятию технических ограничений и созданию условий по финансовой поддержке.
На различных стадиях жизненного цикла проекта БАС целесообразно использовать различные инструменты финансирования. Особое значение для финансового института имеет стадия подготовки проекта, на которой закладываются ключевые показатели эффективности проекта и оцениваются его риски – таким образом, для повышения финансовой привлекательности индустрии БАС следует провести комплексную работу со всеми участниками отрасли.
Круглый стол «БАС и пилотируемая авиация – противостояние или единая система» продолжил тему изучения вопросов доступа беспилотной авиации к несегрегированному воздушному пространству. Модераторами круглого стола выступили Владимир Тюрин (Президент и Председатель правления АОПА-Россия) и Юрий Чернышев (ведущий инженер ФГУП ГосНИИАС).
По мнению участников круглого стола, имеющиеся в настоящее время широко используемые и отвечающие действующим стандартам Международной организации гражданской авиации (ICAO) технические средства организации полетов пилотируемой авиации, оказываются недостаточными для интеграции БАС в гражданское воздушное пространство. Этим же объясняется и неразвитость нормативно-правовой базы для выполнения полетов БАС в гражданском воздушном пространстве.
В ходе дискуссий между участниками круглого стола обсуждались вопросы безопасности применения беспилотных систем, их встраивание в контролируемое и неконтролируемое воздушное пространство с приемлемым риском для пилотируемых вертолетов и самолетов. В ходе дискуссии о возможности применения АЗН-В для систем предупреждения столкновений, была отмечена необходимость дальнейшего развития систем Detect and Avoid (датчиков обнаружения и уклонения) для БЛА.
Круглый стол «БАС и пилотируемая авиация – противостояние или единая система» выделил ключевые задачи на ближайшую перспективу. Ими стали разработка принципов функционирования и параметров технических средств, включая средства Detect and Avoid на основе технического зрения, для интеграции БАС в гражданское воздушное пространство, а также разработка и утверждение нормативно-правовой базы выполнения совместных полетов пилотируемых и беспилотных систем в общем воздушном пространстве.
Третье и последнее 20 мая мероприятие конференции «Индустрия БАС» – круглый стол «Сегменты потребительского рынка беспилотной авиации», в ходе которого обсуждалось практикующееся и перспективное использование БЛА в задачах мониторинга и дистанционного зондирования земли, поиска и спасания, перевозок грузов, а также в сельском хозяйстве.
Модераторами круглого стола выступили Эдуард Багдасарян (вице-президент Ассоциации ЭРБАС) и Леонид Крючков (главный специалист «ЛИИ им. М.М. Громова»).
На круглом столе участниками была отмечен тренд развития автоматизации вместе с необходимостью высокой точности в рассматриваемых задачах. Это приводит к необходимости не только более активного внедрения БАС, но и комплексный подход к их испытаниям.
Среди основных причин необходимости проведениям тестовых испытаний БАС перечислены выявленные отказы систем БЛА вследствие конструктивных недостатков, отказы систем управления комплексом по причинам сбоя в работе программного обеспечения, сбои в работе каналов связи, не соответствие заявленных ЛТХ реальным показателям, низкий ресурс отдельных узлов и агрегатов БЛА.
Участники мероприятия оказались солидарны в решении, что технологическая база и системы БЛА должны стандартизироваться и необходимо разработать общие и частные принципы совместного использования и взаимодействия БАС во всех средах.
Деловая программа выставки HeliRussia вместе с проводимым АВИ «Вертолетным форумом» служат ключевыми мероприятиями, которые формируют повестку дня для вертолетной индустрии. Одним из главных вопросов в этой повестке является сервис, которому в этом году было уделено значительное внимание. Управляющий директор «Вертолетной сервисной компании» (ВСК) Дмитрий Борисенко представил интересный, без преувеличения, всем операторам отечественной вертолетной техники доклад на тему «Развитие системы послепродажного обслуживания российских вертолетов» на круглом столе «Стратегическое развитие системы послепродажного обслуживания российских вертолетов», организованном Ассоциацией Вертолетной Индустрии.
Дмитрий Борисенко поделился информацией о принятой стратегии развития ППО до 2030 года, а представители операторов получили шанс задать интересующие их вопросы руководителю сервисной компании, имеющей уникальную позицию на российском рынке. Согласно политике ВСК, особое внимание уделяется созданию и продвижению пакетных предложений и услуг по ППО, развитию глобальной сети сервисных центров, совершенствованию логистики и системы планирования поставок запчастей операторам, а также разработке программ модернизации вертолетов для продления летного ресурса и улучшения эксплуатационных характеристик.
На круглом столе было отмечено, что внеплановые простои могут составлять до 40-60% от совокупных, поэтому возможность срочной поставки комплектующих критична для обеспечения эксплуатационной готовности со стороны операторов, поэтому развитая сеть сервисных центров является неотъемлемым атрибутом современной системы ППО. В западной практике проблемы ППО эффективно решены, в связи с этим российская вертолетная индустрия должна ориентироваться на опыт зарубежных коллег и перенимать лучшие практики, такие как удаленная поддержка 24/7, электронные каталоги и актуальная цифровая документация, использование унифицированных систем для диагностики авиационного оборудования, обучение с применением новейших технологий в том числе на базах операторов.
Таким образом, среди первоочередных задач для развития российской системы ППО стоят создание сервиса технической поддержки, организация пилотного проекта по доступу операторов к цифровой эксплуатационной документации, увеличение количества АТИ 2-ой категории (с частичной наработкой в эксплуатации и/или после капитально-восстановительного ремонта), доступного к заказу из наличия. Помимо этого, ВСК предлагает расширение каталога доступных модернизаций вертолетов, позволяющих повышать их характеристики и производительность.
Конференция «Оффшорные полеты вертолетов в России: реалии и перспективы», организованная «Центром аэронавигационного обеспечения полетов» затронула важную тему развития полетов вертолетов над морскими акваториями. На конференции были выделены основные недостатки законодательной базы в области проектирования и строительства авиационных комплексов морских сооружений: так, «Общие авиационные требования к средствам обеспечения вертолетов на судах и приподнятых над водой платформах», введены в действие в 1990-м году, морально устарели, в значительной степени противоречат и не соответствуют международным стандартам и правилам ICAO, а также российским регламентам. В частности, в зоне конечного этапа захода на посадку и взлета допускается наличие препятствий, не соответствующих характеристикам ICAO, а параметры леерного ограждения посадочной площадки не соответствуют общемировым стандартам. Маркировка посадочных площадок полностью отличается от рекомендаций ICAO, как и состав средств светотехнического оборудования посадочных площадок и цвет огней периметра.
Помимо этого, конференция рассмотрела ряд других актуальных тем, таких как обеспечение полетов вертолетов на морские суда и морские буровые установки (МБУ), подготовку специалистов для обеспечения полетов вертолетов на морские суда и МБУ в международной и российской практике, а также нормативно-правовое регулирование полетов вертолетов на морские суда и МБУ в нашей стране. Результатом работы конференции стало предложение создания межведомственного национального стандарта под названием «Авиационные комплексы надводных объектов – проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию», который помог бы гармонизировать российские стандарты с международной практикой.
Научно-практическую конференцию «Авиационное бортовое оборудование» на выставке HeliRussia 2016 совместно организовали холдинги «Вертолеты России» и КРЭТ. Мероприятие поспособствовало распространению информации в области новинок авионики. На конференции были представлены последние разработки в области оборудования для навигации и вертолетовождения, средства приема и обработки радиосигналов систем навигации и посадки, а также элементы управления, индикации и контроля КБО. Значительное внимание было уделено обеспечению безопасности полета и наблюдению, связи цифрового оборудования с аналоговыми приборами и датчиками.
На конференции было уделено внимание процессам разработки и внедрения новых решений по архитектуре бортовой интегрированной авионики. Представители Государственного научно-исследовательского института авиационных систем познакомили собравшихся с основными направлениями развития научно-технического задела в области авиационного приборостроения для вертолетов нового поколения, а специалисты Летно-исследовательского института имени М. М. Громова познакомили участников мероприятия с планами модернизации экспериментальной базы для опережающих летных исследований в интересах разработки эффективных комплексов автоматизированного управления и БРЭО перспективных вертолетов и беспилотных систем.
В частности, такая работа ведется для создания научно-технического задела и рекомендаций для проектирования и летных испытаний вертолетов нового поколения, а также для внедрения систем с элементами искусственного интеллекта в беспилотные авиационные комплексы различного типа. Согласно представленными ГосНИИАС перспективам, БРЭО нового типа будет иметь интеллектуальную поддержку экипажа, интегрированную систему безопасности полета и интегрированную систему управления техническим состоянием вертолета. Разработки такого оборудования уже ведутся в России.
Международный форум «Дизайн летательных аппаратов», организованный компанией «Авиа-Концепт», познакомил участников с современным подходом к проектированию воздушных судов. Область авиастроения отличается повышенными требованиями к безопасности и функциональности, поэтому при проектировании интерьеров гражданских и частных самолетов уже сейчас прослеживается тенденция увеличения внимания к эстетике и эргономике, она же заметна в вертолетной индустрии.
Представителями компании «Авиа-Концепт», Italdesign Giugiaro S.p.A. и Industrial Design на форуме была рассмотрена история дизайна, его влияние на повышение качества и конкурентоспособности авиатехники, представлено видение системного подхода к проектированию новых образцов авиатехники.
На форуме было отмечено, что дизайн вертолета предполагает более тесную интеграцию дизайнеров в процесс разработки вертолетов, поэтому еще на стадии проектирования в разработку должны закладываются комфорт, эргономика и эстетичность, дополняющие ЛТХ, на которых фокусируются инженеры-конструкторы.
Организованный компанией «Авиасистемы» круглый стол по организации пула запасных частей вертолетов Ми-8/17 за рубежом поднял вопросы своевременного сервисного оснащения современных российских многоцелевых вертолетов, применяющимися в мире, аутентичными запасными частями. Вертолеты серии Ми-8/17 являются самым массовым продуктом отечественного вертолетостроения – на сегодняшний день общее число выпущенных вертолетов составляет около 12 тысяч машин, при этом значительная часть из них это современные Ми-8АМТ и Ми-8МТВ, а также их экспортные модификации, Ми-171 и Ми-172, которые активно применяются международными операторами во всех регионах мира при выполнении самого широкого перечня задач. Создание пула запасных частей для этих вертолетов является вопросом престижа и успеха российского вертолетостроения на внешнем рынке.
Среди научно-познавательных мероприятий следует отметить мастер-класс «Аддитивные технологии в инженерной среде» (организатор – CSD) и презентацию «Системы связи БЛА. Комплексные решения для организации командно-телеметрической радиолинии и линии передачи данных» (организатор – НПП «АВАКС-ГеоСервис»). Учащиеся смогли посетить презентацию о подготовке инженерных кадров для вертолетной отрасли на кафедре «Проектирование вертолетов» Московского Авиационного Университета, на которой представители университета ответили на интересующие многих вопросы. Благодаря выставке HeliRussia растет популярность вертолетной индустрии и интерес к проектированию вертолетов и их систем среди молодежи.
Публичные события на HeliRussia 2016
Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia важна не только для отраслевых предприятий: она ежегодно собирает всех представителей профессионального сообщества. Формат выставки позволяет проводить целый ряд отраслевых мероприятий, награждений и встреч.
На HeliRussia 2016 состоялось награждение победителей конкурса «Премии АВИ». Это конкурс на получение ежегодной премии Ассоциации Вертолетной Индустрии, организованный для сотрудников предприятий вертолетной отрасли, который проводится с 2008 года и служит целям поощрения профессионального мастерства, продвижению инноваций, современных технологий и уникальных достижений на рынке вертолетостроения.
Победителями номинаций интернет-голосования по итогам 2015 года стали: «Летчик государственной авиации» – Вячеслав Бодров, «Инженер года» – Надим Гашумов, «Инженер-конструктор года» – Наталья Коробова, «Инженер-испытатель года» – Сергей Комолов, «Перспективный молодой инженер года» – Олеся Агзигитова.
Лауреатами «Премии АВИ» за 2015 год стали: «Пилот года» – Юрий Пежемский, «Летчик-испытатель года» – Олег Хохлов, «Летчик года госавиации РФ» – Александр Бардаков, «Пилот-спортсмен года» – Александр Жуперин, «Инженер года» – Надим Гашумов, «Инженер-конструктор года» – Дмитрий Кортышко, «Инженер-испытатель года» – Евгений Богомолов, «Перспективный молодой инженер года» – Наталья Голубева и Георгий Пискунов.
Как и ранее, на HeliRussia 2016 была организована церемония награждения призеров конкурса «Вертолеты XXI века – 2016», которую организует холдинг «Вертолеты России». В мероприятии приняли участие 106 человек – студенты технических вузов, расположенных в разных городах России, а также молодые работники производственных предприятий и конструкторских бюро холдинга «Вертолеты России».
Директор дочерней компании холдинга «ВР-Технологии» Александр Охонько и директор по персоналу и организационному развитию холдинга «Вертолеты России» Евгений Кузьменков отметили высокую важность конкурса для отечественной вертолетной индустрии и наградили финалистов конкурса.
Победителями стали 7 студенческих команд по четырем номинациям: «Конструкторская разработка», «Расчетная работа», «Разработка проекта управления жизненным циклом технологий и материалов» и «Разработка новых материалов для авиационных конструкций». Также призерами стали специалисты предприятий холдинга, представившие лучшие проекты по следующим кейсам: «Система активного управления вибрациями для легких вертолетов», «Система винта измеряемого шага для конвертоплана», «Концепция применения аддитивных технологий на вертолетостроительном предприятии».
Рассматривается возможность использования предложенных молодыми инженерами технологий в рамках авиастроительного производства.
Победители конкурса были награждены денежными призами, а студенты в дополнение получили возможность пройти практику на предприятиях холдинга «Вертолеты России» с возможностью дальнейшего трудоустройства. Конкурс дает возможность карьерного роста тем специалистам, кто уже работает на предприятиях холдинга.
Фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества «От Винта!» организовал ряд занимательных мероприятий. В дни выставки на стенде «От Винта!» проходили мастер-классы по темам: «Инженерная отрасль – место внедрения передовых разработок и технологий», «О композитах в авиа- и вертолетостроении», «3D принтер, особенности настройки и использования», «Технологии трехмерной визуализации – практическое применение», «Инженер – профессия на стыке наук, польза внедрения комплексного подхода», а также «Аддитивные технологии в инженерной среде». Кроме того, на стенде проходили встречи детей с легендарными людьми отрасли и презентация достижений вертолетной индустрии.
HeliRussia 2016 традиционно стала местом награждения призеров и финалистов ежегодного фотоконкурса «Красота винтокрылых машин», который проводится Ассоциацией Вертолетной Индустрии уже 9-й раз. Конкурс открыт как для профессиональных фотографов, так и для любителей. Присланные на конкурс фотографии демонстрируют повседневную работу вертолетов в самых разнообразных условиях. Партнерами фотоконкурса «Красота винтокрылых машин – 2016» стали Федерация вертолетного спорта России, компания «Аэроприбор-Восход», а также группа компаний «ФораФарм».
На специальной экспозиции выставки HeliRussia 2016 были представлены лучшие 40 работ фотоконкурса, а призовые места распределились по победителям в следующих номинациях: «Вертолет-солдат», «Вертолет-труженик», «Вертолет и природа», а также «Вертолет-спортсмен».
Кроме того, в конкурсе «Красота винтокрылых машин - 2016» было выделено три отдельных номинации: лучшие фотографии вертолетов разработки КБ «Камов» и КБ Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля, а также номинация абсолютного лидера интернет-голосования, которое проходило на сайте АВИ.
На стенде КРЭТ был проведен благотворительный аукцион. В ходе торгов были проданы три картины современной российской художницы Ангелины Емельяненко на вертолетную тематику. Все вырученные средства направлены на нужды детского в поддержку Дома-интерната № 18 города Москвы.
Беспилотные авиационные системы на HeliRussia 2016
В этом году HeliRussia 2016 расширила экспозицию за счет интеграции и вовлечения в программу представителей индустрии беспилотных авиационных систем (БАС). В двухдневном формате на выставке была проведена конференция «Индустрия БАС», о мероприятиях первого дня которой было рассказано выше. Во второй день конференции, 21 мая, была предоставлена площадка для слета авиамоделистов и энтузиастов беспилотной авиации, в связи с чем был проведен ряд тематических мероприятий.
На выставке демонстрировалось 16 различных моделей БЛА, как отечественного, так и зарубежного производства, вместе с уникальными моделями собственной разработки российских инженеров. Для посетителей выставки были организованы демонстрационные полеты различных моделей БЛА, которые проводились сразу в двух специально-сконструированных дрон-аэропортах.
Беспилотные комплексы, представленные на выставке HeliRussia 2016, предназначены для решения задач, связанных с осуществлением мониторинга и охраны окружающей среды, проведения мероприятий по контролю над экологической обстановкой, ведением аэро фото- и видеосъемки, а также доставкой небольших грузов. Выставка также продемонстрировала ряд моделей, которые могут применяться в образовательных или развлекательных целях.
В рамках выставки HeliRussia 2016 «Вертолеты России» впервые показали три новейших БЛА разработки входящего в холдинг КБ «ВР-Технологии»: беспилотный вертолет, мультикоптер и модернизированный конвертоплан.
БЛА вертолетного типа оснащен электродвигателем и способен подниматься на высоту до двух километров, неся с собой до 5 кг. полезной нагрузки, максимальная скорость полета при этом составляет до 120 км/ч. Конструкция беспилотного вертолета позволяет применять гибридную силовую установку для увеличения времени и дальности полета.
Беспилотный 8-винтовой мультикоптер (омникоптер) разработки «ВР-Технологии» приводится в движение электродвигателем и способен провести в воздухе около часа, неся 3 кг. полезной нагрузки. Максимальная скорость этого БЛА составляет около 60 км/ч.
Конвертоплан, вес которого составляет 35 кг., способен подниматься на высоту до двух километров и нести до 6 кг. полезной нагрузки. Дальность полета такого беспилотника в автоматическом режиме составляет около 450 км., а в движение его приводит гибридная силовая установка, позволяя достичь скорости 140 км/ч.
Следует отметить новую модель многоцелевого БЛА Dan-2 разработки российской научно-производственной компании DanFuture. Этот аппарат отличается высокими характеристиками: статический потолок составляет 1 км., а максимальная дальность полета – 2 км, с усилителем сигнала более 7 км.
С применением видеолинка Full HD, позволяющим транслировать оператору видео высокого разрешения, Dan-2 может передавать видео в высоком разрешении на дистанцию до 1.7 км., с усилителем сигнала более 5 км. Крейсерская скорость полета составляет 60 км/ч при максимальной в 80 км/ч. Время автономного полета – до 35 минут. Живая демонстрация модели Dan-2 была организована на выставочной сцене.
Также на выставке демонстрировались модели «Геоскан», Delta-M, «Ворон-500», «Матрис», AirScout 1, проекты компаний CopterExpress и «Авиационные роботы», проводились соревнования квадрокоптеров Blade QX 180 и мастер-класс по сборке и пилотированию квадрокоптера «Клевер».
Представленные модели БЛА вызвали большой интерес среди посетителей выставки, особым преимуществом которой стал шанс практического знакомства всех желающих с техникой. Так, на выставке действовала «Школа пилотов БЛА» компании DanFuture, где каждый мог получить базовые навыки управления беспилотником.
Для обучения пилотированию был доступен многоцелевой беспилотный летательный аппарат – гексакоптер DJI F550, оснащавшийся камерой, транслирующей видеосигнал на специальный шлем оператора, что позволяет управлять аппаратом от «первого лица». Технологии FPV-шлема была посвящена отдельная презентация.
Бесспорно, самым зрелищным мероприятием в завершающий день выставки стали «Гонки дронов», для которых была подготовлена специальная гоночная трасса для БЛА. Мероприятие собрало множество зрителей, в нем участвовали как пилоты-любители, так и профессионалы, уже отметившиеся в международных состязаниях. Победители «Гонок дронов» были торжественно награждены на сцене выставочного зала.
В следующем году юбилейная 10-я Международная выставка HeliRussia пройдет с 25 по 27 мая 2017 года. Учитывая большой успех выставки в этом году, HeliRussia 2017 безусловно ждет расширение экспозиции и числа участников. Можно прогнозировать рост мероприятий деловой программы и масштаб вовлечения компаний индустрии БАС, которые по достоинству оценили широчайшие возможности, которые дает HeliRussia.