VI Международный морской бизнес-форум СИ МБФ 2018 проводился в городе Севастополе 06 и 07 июня 2018 года. Результатом очередного двухдневного бизнес-марафона станет экспертная Резолюция №3/SIMBF/2018.
Ежегодные Резолюции Форума в своей деятельности применяют профильные региональные и федеральные органы власти. В 2017 году рекомендации участников Форума стали основой Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года. Они уже способствуют развитию СЭЗ на территории полуострова, улучшению инвестиционного климата в Севастополе и Республике Крым, а также снижению административного и уголовного давления на бизнес в России.
Судостроение и ремонт кораблей, реализация государственного оборонного заказа, деятельность крюинговых агентств и банковского сектора, контрольно-надзорная деятельность, валютный контроль — вот неполный перечень тем, которые обсудили участники VI Международного морского бизнес-форума. На мероприятии встретились представители правительств Севастополя и Республики Крым, Законодательного собрания города Севастополя, руководители крупных российских и иностранных предприятий, банков, страховых компаний, учебных заведений и средств массовой информации, представители Минпромторга РФ, командования Черноморского флота, Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, Национальной системы платежных карт (НСПК) – оператора национальной платежной системы «Мир», Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов и многие другие, в том числе и руководство тех инновационных предприятий, которые обеспечивают цифровизацию экономики Российской федерации в рамках четвертой промышленной революции (Индустрии 4.0), а также имплементацию севастопольского приоритетного проекта «Умный город».
В подготовке и проведении Форума приняли участие более ста предприятий и организаций из России, СНГ и дальнего зарубежья.
Форуму каждый год удается собрать на своей площадке и за ее пределами более 30 лучших профильных экспертов для подготовки и составления итоговой Резолюции мероприятия.
В целях снижения бизнес-рисков полный список участников и экспертов Форума в открытом доступе не публикуется.
Вход на мероприятия Форума осуществлялся по пропускам, на основании специальных приглашений и одобренных заявок на участие.
Охрану правопорядка на мероприятии обеспечивали подразделения МВД и служба безопасности отеля «Севастополь».
Форум СИ МБФ 2018 проводился при поддержке Правительств Республики Крым и города Севастополя, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства транспорта РФ, Черноморского флота РФ, Минпромторга России, Агентства стратегических инициатив, Банка России, Центробанка РФ, Корпорации МСП, Национальной системы платежных карт, Севастопольской таможни и многих других компаний, организаций, ведомств, структур, СМИ и физических лиц, которые работают над прорывным социально-экономическим развитием Севастополя, Крыма и Российской Федерации.
«Вот уже шестой раз Форум собирает неравнодушных людей, связавших свою жизнь с нелёгким морским делом. Именно такими энтузиастами создаётся будущее морского бизнеса, обеспечивается развитие экономического потенциала государства. Сегодня мы осознаём те риски, которые сопряжены с состоянием мировой экономики. Важнейшей задачей Форума является минимизация этих рисков для бизнес-сообщества, что может быть достигнуто в результате мозгового штурма участников», - сказал Заместитель Председателя Законодательного Собрания города Севастополя Александр Кулагин, выступая с приветственным словом.
«Хочу заверить участников Форума, что Законодательное Собрание Севастополя, являясь его активным партнером, будет всячески содействовать исполнению Резолюции Форума. Уверен, что общими усилиями мы сможем обеспечить инвестиционную привлекательность города Севастополя, а также благоприятную среду для развития морского бизнеса», - добавил он.
Вице-спикер отметил, что Форум является действующим инструментом развития предпринимательства, экономики, благоприятного инвестиционного климата города Севастополя, Республики Крым и Российской Федерации в целом, и поблагодарил организаторов SIMBF за проделанную работу.
Председатель постоянной комиссии Законодательного Собрания города Севастополя по бюджету Вячеслав Аксёнов также уверен в том, что Форум является хорошей площадкой для обсуждения и решения существующих проблем. По его словам, бизнес в Севастополе, в том числе и морской бизнес, переживает непростые времена: вместо роста снова наблюдается снижение – и объёмов промышленного производства, и бизнес-активности, а из отчета Центробанка следует, что уменьшился также и объём операций. Однако, как отмечают Александр Кулагин и Вячеслав Аксёнов, Оргкомитету Форума, который на протяжении всего года тесно сотрудничает с Минэкономразвития РФ, таможней и другими структурами, уже удалось добиться определённых результатов по улучшению бизнес-климата в Севастополе. Именно по инициативе участников Форума в закон о СЭЗ были внесены изменения, согласно которым на часть акватории распространили льготы, ранее действующие только на сухопутной территории крымского полуострова, подчеркивают парламентарии.
Законодатели считают, что представителям бизнеса и власти необходимо собираться на таких форумах, чтобы вырабатывать общую позицию, рекомендации, искать пути для устойчивого развития бизнеса.
Первый день Форума был посвящен обсуждению проблем судоремонта и судостроения, в том числе и по гособоронзаказам. Прошли экспертные дискуссии по развитию морской экономики полуострова, Краснодарского края и Ростовской области, а также по формированию комфортного бизнес-климата на полуострове Крым с учетом западных санкционных ограничений и федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 №790. Объем финансирования программы составляет 825405 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
«Одна из наших (Оргкомитета) задач - решать проблемные вопросы развития отечественного судоремонта и судостроения с тем, чтобы большинство судов и кораблей не уходили за границу, а ремонтировались и строились в России. Форум также работает для того, чтобы в созданной, и в том числе с помощью Форума, благоприятной отечественной бизнес-среде развивались и зарабатывали наши партнеры и участники, чтобы яхтинг развивался, чтобы предпринимательство развивалось, чтобы приходили инвестиции в Крым и Севастополь. У нас на полуострове главная проблема состоит в том, что основной заказчик здесь с 2014 года – государство, а государство регулирует все закупки по 44-му и другим Федеральным законам. Несовершенство законов, регулирующих государственные закупки, это основная проблема, которая мешает развиваться судоремонту, судостроению, в том числе и портам, ну и многим другим направлениям бизнеса», - считает руководитель Международного морского бизнес-форума СИ МБФ Алексей Малько.
Министерство экономического развития Республики Крым по результатам Форума планирует привлечь членов Оргкомитета СИ МБФ к проведению экспертных оценок развития морских отраслей республики согласно положениям Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года.
Член наблюдательного совета Форума, заместитель директора Департамента экономического развития Севастополя, председатель Совета директоров Корпорации развития Севастополя Владимир Ежиков 06 июня на Форуме отметил прогресс города в решении инфраструктурных задач и развитии морского бизнеса.
«Регион решает инфраструктурные задачи – наконец открыт мост, который сильно повлияет на экономическую составляющую, и в целом на инвестиционный климат. Строятся дороги, трасса «Таврида», электростанции и так далее. Таким образом, идет активное формирование условий ведения бизнеса, соответственно, инфраструктура будет продолжать развиваться. Я считаю, что в этих условиях можно и нужно говорить о новых видах деятельности, - отмечает он. - Что касается производственной составляющей морской деятельности, то ни для кого не секрет, что у нас ведется работа над восстановлением промышленного потенциала и основные крупные предприятия региона уже получают серьезные заказы и в ближайшее время будут реконструированы и модернизированы. Это хорошее поле для деятельности бизнеса».
Заместитель директора ГУП «Севастопольский морской завод» Георгий Иванов рассказал, что главной задачей предприятия в настоящее время является передача имущественного комплекса в федеральную собственность на основании принятых решений правительством РФ.
«В рамках этой работы, в том числе, происходит реорганизация и присоединение КБ «Черноморец» к ГУП СМЗ. Мы будем формировать Стратегию развития уже федерального предприятия в плане его перспективной загрузки, создания и успешного функционирования в его составе конструкторского бюро», - отметил он.
Также заместитель директора предприятия определил основную задачу до конца года: «Мы проводим работу по стандартизации и сертификации предприятия для того, чтобы можно было комплексно выполнять задачи по ремонту и обслуживанию Черноморского флота, но только после того, как будут решены или определены имущественные вопросы и вопросы принадлежности основных производственных фондов. Предполагаю, что эту задачу мы решим в течение 2018 года», - добавил Иванов.
В дискуссиях морских мероприятий первого и второго дней Форума принимали участие представители судовладельцев, портов, судоремонтно-судостроительных предприятий, командования Черноморского флота и Администрации морских портов Черного моря. Кроме того, в дискуссиях участвовали руководители предприятий-поставщиков продукции и материалов для судостроения и судоремонта.
Первый заместитель директора Судостроительного завода "Море" Александр Саакович Казаросян отметил эффективность Форума и предложил включить в Резолюцию вопрос по продлению налоговых льгот для новых участников Свободной экономической зоны Крыма и Севастополя.
Представитель одного из крупнейших российских судостроительных холдингов отметил нехватку квалифицированных кадров на полуострове.
Представитель Министерства обороны России предложил рассмотреть варианты снижения стоимости продукции, поставляемой в рамках гособоронзаказа, а также способы уменьшения сроков ремонтов кораблей и судов флота.
«Сегодня (во второй день Форума) мы обсуждаем вопросы деятельности портов, крюингов, яхт-клубов, Балаклавскую марину, вопросы инвестиционного климата в городе Севастополе и привлечения инвестиций, а также условия работы предпринимателей в городе Севастополе, Республике Крым и Российской Федерации», — рассказал руководитель Международного морского бизнес-форума Алексей Малько.
Среди поднимаемых вопросов также рассматривались: инвестиционная деятельность Центрального банка РФ на территории полуострова, проведение валютных внешнеэкономических операций предприятиями Крыма, развитие конкурентной банковской сети Севастополя и Республики Крым.
В ходе второго дня Форума заместитель начальника департамента экономического развития Севастополя Тамара Гайворонская представила приоритетный проект «Гражданское развитие района Балаклавской бухты в качестве международного центра туризма». Его реализуют по поручению президента России. Проектом предусмотрено строительство яхтенной марины на 600 судов, благоустройство набережных и прилегающих территорий, строительство судоремонтного комплекса, а также многофункционального общественного центра с парковой зоной. Все мероприятия ведут за счет средств федерального и регионального бюджетов.
«В рамках развития дорожно-транспортной инфраструктуры и организации туристических потоков планируется модернизация промышленных железнодорожных путей, которые сейчас принадлежат Балаклавскому рудоуправлению, — говорит Гайворонская. — Но они планируются под переоборудование для пассажирского потока. Сейчас уже проведен ряд мероприятий, инициированы мероприятия в федеральных органах власти для того, чтобы это можно было реализовать. Планируется пассажиропоток Балаклава — Симферополь, Балаклава — Севастополь».
На Балаклавский проект планируется потратить более 6 млрд. рублей к 2021 году.
Как добраться до труднодоступных пляжей и увидеть достопримечательности с моря? Решение — развитие пассажирского флота в Севастополе и реконструкция причалов. На форуме обсудили и запуск междугородних морских перевозок на новых «Кометах». Высокоскоростное судно способно за 1 час 20 минут доставить пассажиров из Севастополя до Ялты. В условиях модернизации дорожной сети это особенно актуально.
«Буквально в ближайшие дни стартует первый маршрут. Судно прошло все технические проверки, подготовлен причал, и от Севморпорта в Ялту планируется выход этого судна. Будут они ходить, если ничего не изменится, четыре раза в неделю на маршруте Севастополь-Ялта», — сообщил финансовый директор Севастопольского морского порта Михаил Проников.
В ходе экспертной дискуссии по морской экономике Азово-Черноморского региона представитель крюинговых компаний внес предложение по упрощению процедур получения иностранных виз моряками при оформлении документов для очередного рейса.
Международный морской бизнес-форум — это еще и площадка для общения. Предприниматели региона в течение двух дней смогли обсудить наиболее актуальные проблемы с коллегами из других регионов и стран, высказать свои предложения, обсудить текущее сотрудничество и заключить договоренности о будущих контрактах.
Представитель Национальной платежной системы карт (НСПК) – оператора российской национальной платежной системы «Мир» - аналога иностранных систем MASTERCARD и VISA сообщил участникам Форума, что страны СНГ, Китай и некоторые другие иностранные государства активно работают с платежной системой «Мир». НСПК планирует запуск проектов по расчетам картами «МИР» за границей в любой стране мира. В настоящее время на территории Российской Федерации более 35 миллионов пользователей этой системы. Лидерами являются Крым и Севастополь. Только за май порядка миллиона транзакции были проведены именно на полуострове.
Представитель руководства Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорации МСП) напомнила участникам Форума о федеральных программах поддержки малого и среднего бизнеса.
Начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Севастопольской таможни Юрий Алексеевич Волощенко в четверг 07 июня выступил перед участниками Форума с докладом в котором отразил практические вопросы таможенного оформления товаров и продукции участниками Свободной экономической зоны города Севастополя и Республики Крым.
Член Оргкомитета Форума, представитель руководства одного из банков, работающих на полуострове, Наумова Галина Владимировна рассказала участникам Форума о перспективах работы банков в Крыму и Севастополе, а также о проблемных вопросах отечественного валютного регулирования и возможных путях их решения.
В рамках экспертной дискуссии "Формирование комфортного бизнес-климата на полуострове Крым с учетом западных санкционных ограничений" прошло рабочее совещание экспертов Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов.
Агентство стратегических инициатив — российская автономная некоммерческая организация, созданная Правительством России для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах. В частности, для продвижения приоритетных проектов, реализации мероприятий по улучшению предпринимательской среды в России, развитию профессиональных кадров и т. п. Действует с 11 августа 2011 года. Председатель наблюдательного совета — Президент РФ Владимир Владимирович Путин. С 13 февраля 2017 года генеральным директором Агентства является Светлана Витальевна Чупшева.
В рамках дискуссий второго дня Форума также были рассмотрены вопросы формирования позитивного отношения общества к предпринимателям, формирования предпринимательских компетенций в системе образования, защиты предпринимателей города Севастополя и Республики Крым, реформы контрольно-надзорной деятельности, практики внедрения и оценки целевых моделей Агентства стратегических инициатив по упрощению процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности города Севастополя.
В результате обсуждения практических вопросов ведения бизнеса участниками бизнес-дискуссий было принято решение дополнить итоговую Резолюцию предложениями по инветаризации количества контрольно-надзорных органов на полуострове, определить дублирующие друг-друга организации и провести в них оптимицацию или реорганизацию кадров. Кроме того, было внесено предложение по внесению изменений в статью 19 федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ в части касающейся получения предприятиями и предпринимателями от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации.
Участники Форума согласились с тем, что получение экспортной выручки зачастую зависит не от поставщика, а от самого покупателя, который может оказаться или недобросовестным или заложником западных санкций, и тогда выручка резидентов в иностранной валюте от экспорта продукции должна подлежать зачислению на валютные счета поставщика в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки вывозной грузовой таможенной декларации) продукции, которая экспортируется, а в случае экспорта работ, транспортных услуг - с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, оказание транспортных услуг.
Сто восемьдесят дней помогут экспортерам разобраться в сложившейся ситуации, принять необходимые меры к получению денежных средств, исключить риски необоснованного административного и уголовного преследования, а также коррупционной составляющей по отъему бизнеса конкурентами.
Основной результат Форума 2018 года — Резолюция № 3/SIMBF/2018. В ней эксперты отобразят основные решения и предложения, принятые и одобренные участниками шестого Международного морского бизнес-форума СИ МБФ 2018 в ходе обсуждений и «мозгового штурма».
Резолюция должна быть утверждена Оргкомитетом Форума до конца лета 2018 года.
Предполагается, что документ позволит привлечь в экономику Российской Федерации более 1 млрд. долларов США.