Топ-5 самых выгодных российско-индийских военных проектов

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Индией является ключевым для российского военно-промышленного комплекса (ВПК). Во временной промежуток с 2011 по 2015 год 39% российского военного экспорта пришлось на Индию, а с 2000 по 2015 год Москва поставила Дели военной продукции на сумму $30 млрд (по курсу доллара 1992 года).

 

Большинство сделок в последние два десятилетия включали в себя участие индийской стороны в разработке (речь, конечно, в основном идет о финансировании) и/или производстве закупаемой продукции. И чем дальше, тем сложнее становится что-то продать Индии без участия в программе Make in India, подразумевающей передачу части технологий производства заказчику. Мы составили рейтинг самых дорогих, эффективных и важных совместных проектов в области ВТС России и Индии.

 

Многоцелевой истребитель Су-30МКИ

Самой крупной и выгодной военной сделкой между Индией и Россией однозначно стала разработка и поставка 230 двухместных многоцелевых истребителей Су-30МКИ ((законтрактовано 272 машины). Эта модификация истребителя, созданная на базе истребителя четвертого поколения Су-27, была разработана специально для военно-воздушных сил Индии. Позже на базе получившегося очень удачным истребителя была создана модификация Су-30СМ – уже для российских Воздушно-космических сил (ВКС). Стоит отметить, что разработка Су-30МКИ была осуществлена в тяжелейшие для российского ВПК 1990-е годы, когда государственное финансирование после распада СССР фактически отсутствовало. Индия, вложившая в закупку 272 истребителей не менее $12 млрд, наряду с китайскими заказами на авиационную технику, во многом спасла российский военный авиапром.

С 2004 года истребители Су-30МКИ производятся по лицензии индийской корпорацией HAL (Hindustan Aeronautics Limited). Речь в основном идёт о сборке машинокомплектов, отправляемых из России, но небольшую часть узлов самолета действительно производят в Индии.  Близко к подписанию соглашение на модернизацию почти всего имеющегося индийского авиапарка Су-30МКИ до уровня Super Sukhoi – самолет должен будет получить новые двигатели Ал-41Ф1С, радиолокатор с активной фазированной антенной решеткой, новое радиопоглощающее покрытие и т. п. Стоимость контракта может достигнуть фантастических $8 млрд. 

С 2012 года пошел в производство Су-30СМ – уже для ВКС России. На данный момент имеется контракт на 116 истребителей (каждый примерно за $50 млн по ценам 2012 года), в перспективе их количество вполне может превысить две сотни. Сам самолёт относится к поколению 4+, занимая промежуточное положение между 4-м и 5-м поколением самолётов. Достаточно мощное бортовое радиоэлектронное оборудование,  двигатели Ал-31ФП с отклоняемым вектором тяги, большой боевой радиус действия и высокая универсальность делают Су-30МКИ/СМ одним из лучших тяжелых истребителей четвертого поколения в мире. 

Основной боевой танк Т-90

Россия уже много лет с большим отрывом сохраняет позицию лидера по экспорту новых танков. В чем секрет такого успеха? Во многом он связан с удачнейшим экспортным танком Т-90С и огромным контрактом с Индией сначала на прямые закупки, а позже – на лицензионную сборку этих машин на своей территории. Первые Т-90С Индия получила в 2001 году, в общей сложности по имеющимся контрактам Индия получит 1657 танков этого типа (их производство продолжается и сейчас). Стоимость одного Т-90С составляет примерно $2,5 млн. В 2016 году появилась информация о том, что индийские военные одобрили сделку на приобретение еще 464 танкокомплектов (для сборки в Индии) новейших российских Т-90МС. В новой модификации Т-90 стал стоить примерно $4,3 млн. Таким образом, к моменту завершения исполнения подписанных контрактов вооруженные силы Индии будут иметь в своем распоряжении 2121 танк Т-90 – почти в четыре раза больше, чем российская армия (примерно 550 единиц).

Объяснить этот громкий успех можно отличным соотношением цена-качество Т-90. Если цены на западные танки третьего поколения начинаются от $6 млн и доходят до $10 млн, то даже самая навороченная модификация Т-90МС стоит в полтора-два раза меньше. При этом опыт сирийского конфликта показывает, что те же «распиаренные» немецкие танки Leopard 2 ничуть не хуже любых других пробиваются противотанковыми ракетными комплексами 1980-х годов разработки. Помимо этого, в отличие от западных танков у Т-90 имеется автомат заряжания орудия, что позволяет уменьшить количество членов экипажа с 4 до 3, а это тоже экономия – как на обучении «лишнего» военного, так и на его содержание (а при ранении — и на лечении).

Противокорабельная ракета BrahMos

Еще одним очень удачным совместным проектом является сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета (ПКР) BrahMos (название в честь рек Брахмапутра и Москва). Несмотря на свое оригинальное название, нового в этой ПКР достаточно мало – фактически она является модификацией российской ракеты П-800 «Оникс», созданной специально под требования Индии и с передачей части технологий для ее производства. Тем не менее, ПКР BrahMos является одной из самых удачных изделий в своём классе: с её помощью можно поражать корабли противника на расстоянии до 300 км, при этом ракета развивает скорость до 2,8М (число Маха равно скорости звука). BraMos является универсальной ПКР – ее можно запускать с подводных лодок, кораблей, береговых пусковых установок, и совсем скоро они будут адаптированы под истребители Су-30МКИ. Недавно, 11 марта 2017 года, прошли удачные испытание модернизированной ПКР BraMos-ER, дальность действия которой увеличена до 450 км. Уже произведены сотни ракет, а общей сложности планируется довести их число примерно до 2000, при этом стоимость одной ПКР составляет около $2 млн. Имеются планы и по совместному экспорту BrahMos третьим странам, а в перспективе – разработка гиперзвуковой ПКР BrahMos-2. 

Фрегаты проекта 1135.6 «Тальвар»

Фрегаты проекта 1135.6 «Тальвар» были разработаны в 1990-х годах на основе сторожевого корабля проекта 1135 в инициативном порядке «Северным проектно-конструкторским бюро». Они изначально создавались по индийскому заказу и под требования покупателя. Серия из первых трех фрегатов была построена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в период с 1999 по 2004 год. После этого в 2006 году был подписан контракт на строительство еще трех «Тальваров» на калининградском заводе «Янтарь» за $1,6 млрд.  Корабли построены с применением технологий радиолокационной малозаметности (Stealth) и несут восемь универсальных  пусковых установок для ракет «Калибр» (в экспортной модификации) и BrahMos.

Как и в случае с истребителем Су-30МКИ, изделие оказалось удачным, было разработано и обкатано за счет иностранного заказчика и поэтому привлекательно для российских военных. В итоге для российского флота были заложены две серии по три сторожевых корабля проекта 11356, являющихся модификацией тех самых индийских «Тальваров». Стоимость каждой из серий составляла примерно 40 млрд рублей. Первые три корабля для ВМФ России уже построены, два из них приняты на вооружение, третий проходит финальный этап испытаний и будет принят на вооружение летом 2017 года. Что же касается второй серии кораблей – то их постройка для ВМФ РФ стала невозможна после разрыва военно-технического сотрудничества России и Украины – газотурбинные силовые установки нужного типа в России не производятся, а разработка аналогов займет много времени. При этом корпуса двух кораблей уже заложены. 

Из неприятной ситуации поможет выйти Индия – между странами подписано соглашение, что 2 заложенных фрегата достроят в России, а Дели закупит двигатели для них на Украине и приобретет сами корабли. После этого еще два корабля будут полностью построены на индийских верфях по лицензии в рамках программы Make in India. В итоге Индия станет обладателем 6 фрегатов проекта 1135.6 «Тальвар» и 4 родственных фрегатов проекта 11356.

Истребитель пятого поколения FGFA

Самым многообещающим, но при этом и сложным российско-индийским проектом в области ВПК является истребитель пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Как и в случае с Су-30МКИ, базисом для машины станет готовый российский истребитель – в данном случае Т-50 ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Сейчас Т-50 проходит финальный этап испытаний, по планам в 2018 году должны начаться первые мелкосерийные поставки этих истребителей для российской армии.

Однако проект FGFA продвигается с большим трудом – страны уже не первый год не могут согласовать контракт на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР). Начиная с 2013 года индийские военные начали предъявлять разные претензии к самолёту – в основном они касались двигателей АЛ-41Ф1, недостаточной радиолокационной малозаметности машины, а также возможностей бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Если вопросы к двигателю действительно имеются (в том числе и у российских военных) и в разработке находится новая силовая установка «Тип-30», то остальные претензии выглядят скорее надуманными. Особенно в отношении БРЭО – FGFA, как и ПАК ФА, будет оснащен новейшей радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой Н036 «Белка», новой оптико-локационной станцией ОЛС-50М и современной системой радиоэлектронной борьбы, при этом  все эти системы работают в одном комплексе, минимизируя усилия пилота. 

В  2016 году претензии постепенно начали  исчезать, а в индийских СМИ периодически стали появляться слухи о том, что контракт на проведение ОКР близок к подписанию. Эту информацию в феврале 2017 года подтвердил и заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Владимир Дрожжов. К тому же в слухах фигурировала информация, что Индия «выторговала» снижение стоимости контракта на 40% (до $4 млрд с каждой стороны) и передачу 40% технологий производства (вместо 25%). Однако по последним слухам, появившимся в газете The Times of India, Индия хочет полной передачи технологий, так как руководство страны недовольно, что в случае с тем же Су-30МКИ так и не удалось освоить полноценного производства истребителя компанией HAL — реально осуществляется только сборка. Российская сторона к такому предложению отнеслась холодно, поэтому торг и согласование разработки FGFA может затянуться на неопределенное время.  Такой настрой сторон понять можно – ведь речь идет о производстве минимум 127 истребителей общей стоимостью не менее $25 млрд, что является колоссальной суммой даже для очень развитого ВТС Индии и России.

Из-за сложившейся неопределенности FGFA попадает на последнее место в нашем рейтинге, однако при удачном развитии событий проект однозначно займет в нем первое место.

Автор: Леонид Нерсисян

Источник: Forbes Russia

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры