ВМФ России. Состояние и перспективы. Часть 3.

Модернизация крупных надводных кораблей ВМФ России.

Как было рассмотрено в предыдущих частях,  в текущем десятилетии крупные программы по обновлению корабельного состава ВМФ России по объективным причинам не были реализованы. В настоящий момент Министерством Обороны и командованием ВМФ России направляет огромные усилия по обеспечению надёжной обороны ближней морской зоны и "перекрытию" прилегающих к территории России морей силами малых ракетных кораблей, береговых ракетных комплексов и авиации, и достигла в этом немалых успехов. Вместе с тем, строительство крупных надводных кораблей нового поколения, способных действовать в дальней океанской зоне, будет возможно лишь в следующем десятилетии. Это, в свою очередь, вынуждает командование ВМФ России, для обеспечения требуемой боеспособности надводного флота максимально усиливать боевые возможности существующих надводных кораблей и проводить их модернизацию. 

Рассмотрим состояние основных типов крупных надводных кораблей, их текущее состояние, перспективы модернизации и дальнейшей службы в ВМФ России.

Эсминцы проекта 956. 

Эсминцы проекта 956 "Сарыч"представляют собой корабли дальней океанской зоны, предназначенные для нанесения ударов по надводным целям противника, обеспечения ПВО корабельного соединения, а также поддержки десантных операций. Было построено 17 кораблей данного проекта, первый эсминец данного проекта, "Современный", был зачислен в состав флота в конце 1980 года, последний, "Бесстрашный" - в конце 1993 года. Ещё 4 заложенных эсминца, после распада СССР были достроены уже по заказу ВМС Китая.

Несмотря на большое количество построенных кораблей, в настоящий момент боеспособными являются лишь 3 - "Настойчивый" (флагман Балтийского флота), "Быстрый" (в составе Тихоокеанского флота) и "Адмирал Ушаков" (до 2004 года - "Бесстрашный", в составе Северного флота). Остальные эсминцы данного проекта выведены из состава флота и частично утилизированы, либо ожидают утилизации. Причиной столь удручающего состояния стало отсутствие средств на содержание флота в 1990 годы.

Эсминцы проекта 956 оснащены котлотурбинной силовой установкой, которая, как считается, является недостаточно надёжной. Это не совсем так, ресурс колтотурбинной силовой установки очень высок. Однако любому, даже самому надёжному механизму, требуется периодическое техническое обслуживание и ремонт. "Ахиллесовой пятой" данного типа силовых установок являются котельные трубки, требующие периодической замены. Однако в 1990-е годы, по указанным выше причинам, для данных кораблей не проводилось никакого техобслуживания, и практически полностью прекращены поставки запасных частей для котлов, что в совокупности с длительным "простоем", привело к массовой деградации и выбыванию из строя эсминцев. К тому же, часть кораблей выступала "донорами" для более удачливых "собратьев". В результате к тому моменту, как флот стал получать средства в адекватных количествах, большая часть эсминцев проекта 956 выведена из строя. 

Шансом на "возрождение" данных эсминцев могли стать универсальные десантные корабли-доки (УДК) класса "Мистраль", строившиеся Францией по заказу ВМФ России. Предполагалось сформировать вокруг будущих "Мистралей" корабельные десантные-тактические группы, в составе УДК, одного-двух эсминцев и двух больших десантных кораблей проекта 775. Эсминцы проекта 956 должны были в составе данных десантных тактических корабельных групп обеспечивать противовоздушную оборону десантных кораблей, а также огневую поддержку десанта, для чего их возможности подходят как нельзя лучше - "Сарычи" оснащены мощнейшим артиллерийским вооружением, основу которого составляют сразу две 130-мм универсальные артиллерийские установки, способные в чрезвычайном режиме вести огонь с темпом в 90 выстрелов в минуту. Предполагался крупномасштабный ремонт существующих и возвращение из резерва нескольких списанных "Сарычей" и их модернизация, включавшая обновление радиотехнических средств, а также замену имеющихся на кораблях ЗРК "Ураган", на два новых ЗРК "Штиль-1" с суммарным боекомплектом в 72 зенитные ракеты 9М317, что в разы увеличивало возможности ПВО данных кораблей.

К сожалению, отказ Франции передать уже построенные "Мистрали" России после введённых против неё экономический санкций со стороны США и стран Западной Европы, поставил крест и на планах модернизации эсминцев проекта 956. Оставшиеся 3 эсминца данного проекта продолжат службу в ВМФ России, но не будут модернизироваться и по всей видимости покинут строй российского флота в следующем десятилетии после полного исчерпания ресурса.

Большие противолодочные корабли проекта 1155 и 1155.1. 

Большие противолодочные корабли проекта 1155 и 1155.1 "Адмирал Чабаненко" являются наиболее многочисленным типом кораблей дальней океанской зоны в ВМФ России и основным типом эсминцев российского флота. БПК пр.1155 создавались как второй тип эсминца для ВМФ СССР и в отличии от эсминцев проекта 956, предназначены в первую очередь для противолодочной обороны соединения кораблей. Данные корабли имеют очень мощный гидроакустический комплекс (ГАК) "Полином" и противолодочное вооружение, состоящее из 8 пусковых установок для противолодочных ракет "Раструб", 2 12-ствольных реактивных бомбомёта и 2 четырёхтрубных торпедных аппарата. БПК пр.1155 имеют 2 ЗРК малой дальности "Кинжал", обеспечивающих очень высокие возможности самообороны корабля от ударов средств воздушного нападения, а также мощное артиллерийское вооружение из двух 100-мм универсальных артустановок АК-100. В настоящий момент в составе ВМФ России числится 8 БПК пр.1155.

БПК проекта 1155.1 "Адмирал Чабаненко", является дальнейшим развитием БПК пр.1155 и отличается от них изменённым составом вооружение. По сравнению с БПК пр.1155, на "Адмирале Чабаненко" вместо противолодочных ракет "Раструб" установлено 8 сверхзвуковых противокорабельных ракет (ПКР) 3М80 "Москит", сами "Раструбы" заменены новыми противолодочными ракетами комплекса "Водопад", запускаемых через торпедные аппараты. Вместо двух артустановок АК-100 "Чабаненко" получил 130-мм артустановку АК-130, а вместо 4 зенитных автоматов АК-630 - 2 зенитных пушечно-ракетных комплекса "Кортик". "Адмирал Чабаненко" введён в строй в 1998 году и является одним из самых молодых крупных надводных кораблей в ВМФ России.

БПК пр.1155 получились очень удачными, высокий ресурс и надёжность их силовых установок позволили, в отличии эсминцев пр.956 успешно "пережить" критические для всех ВС России 1990-е годы. Из 11 построенных кораблей пр.1155 и 1155.1 в составе ВМФ России остаются 8, при этом они крайне редко "бывают дома", постоянно демонстрируя Андреевский флаг в различных районах мирового океана. Кроме того, эти корабли имеют и солидные модернизационный потенциал. В настоящий момент начата реализация программ по модернизации данного типа кораблей с целью продлить их ресурс и поднять боевые возможности. В настоящий момент ремонт и модернизацию проходят БПК "Адмирал Чабаненко" и "Маршал Шапошников". 

"Адмирал Чабаненко" находится в ремонте с 2014 года. На текущий момент помимо ремонта принято решение о глубокой модернизации корабля, а до 2019 года "Северное ПКБ" должно проделать огромный объём проектных работ. Точный облик модернизированного корабля пока не определён, предполагается, что на "Чабаненко" будет замена большая часть радиотехнических систем, заменено ударное вооружение, а также будет заменено до 30% металлических элементов корпуса, проведён капремонт или полная замена силовой установки. По некоторым сведениям, стоимость модернизации "Чабаненко" будет составлять до 75% стоимости нового корабля, что предполагает фактически его радикальную перестройку. С учётом огромных модернизационных работ, ожидать возвращения "Чабаненко" в "активный" состав флота стоит лишь к середине следующего десятилетия.

С 2016 года на Владивостокском "Центре судоремонта "Дальзавод"" проводится глубокая модернизация БПК "Маршал Шапошников". Если относительно масштабов модернизации "Чабаненко" существуют лишь предположения, то контракт на ремонтные и модернизационные работы "Шапошникова" уже заключён. В рамках модернизации предполагается следующее:

  • Капитальный ремонт силовой установки.
  • Замена пусковых установок противолодочного ракетного комплекса "Раструб" на универсальные пусковые установки для крылатых ракет семейства "Калибр"
  • Установка дополнительно противокорабельного ракетного комплекса "Уран" с 8 пусковыми установками ПКР Х-35У.
  • Замена системы управления  артиллерийским огнем МР-184 "Лев"на новую МР-123-02/3 «Багира»
  • Замена многофункциональной РЛС "Фрегат" на современную модификацию.
  • Замена существующего комплекса РЭБ на новейший комплекс ТК-25.

Срок окончания работ неизвестен, но едва ли это будет раньше 2020 года. Ранее, Министерством Обороны озвучивались планы постепенной модернизации и всех имеющихся в строю БПК пр.1155, которая будет проводится по мере вывода кораблей на капитальный ремонт. Модернизировать все БПК пр.1155 планируется к 2025 году. Возможно, часть кораблей пр.1155 в будущем получат вместо ЗРК "Кинжал" (унифицирован с ЗРК сухопутных войск "Тор") "морской" вариант ЗРК "Тор-М2" с новыми малогабаритными зенитными ракетами 9М338К, что позволит в 2 раза увеличить боекомплект, а также увеличить количество целевых и ракетных каналов комплекса. 

БПК пр.1155, очевидно, будут служить в составе ВМФ России ещё очень долго и вряд ли будут списаны ранее 2030 года.

Продолжение следует...

Павел Румянцев 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры