Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Научный задел ОПК – мертвый груз или будущее инновационного развития?

Как обеспечить легитимное использование оборонных наработок на благо развития новых гражданских продуктов и целых отраслей, усиливая экономическую стабильность и экспортный потенциал отечественных разработчиков и производителей?

 

 

Возможность использования предприятиями ОПК результатов НИОКР в целях диверсификации определяется, в том числе, наличием у них исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, получаемые при выполнении НИОКР за бюджетные средства в рамках ГОЗ. По этой причине сегодня на одно из первых мест выходит вопрос закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), реализованные в продукции военного назначения.

Исследование практики заключения предприятиями ОПК государственных контрактов, выполняемых в рамках ГОЗ, показывает, что в настоящее время реализуется принцип закрепления за Российской Федерацией, в лице государственного заказчика, исключительных прав на все РИД, «полученные (созданные) и (или) использованные при выполнении НИОКР». Такая практика приводит к необоснованному ущемлению законных прав головных исполнителей государственных контрактов и других фактических правообладателей РИД, а также исключает мотивацию исполнителей НИОКР для создания инновационных технических решений и выявления охраноспособных РИД.

Уже давно на многих экспертных площадках ведутся дискуссии на тему установок действующего законодательства в области распределения РИД, применение которых приводит к практике, противоречащей целям диверсификации предприятий ОПК.

В сентябре 2019 года в Министерстве обороны России были утверждены типовые формы государственных контрактов[1], в которых устанавливается, что права на результат ОКР (этапа ОКР), включая права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные, созданные при выполнении ОКР (этапа ОКР), принадлежат Российской Федерации, от имени которой выступает заказчик. Но применение в тексте типовых форм госконтрактов двух подобных понятий через запятую, по нашему мнению, некорректно и может восприниматься как требование о закреплении прав на все РИД: используемые (как переданные, т.е. полученные от правообладателя) и созданные (т.е. полученные в рамках выполнения НИОКР).

Мы полагаем, такая практика основывается на неточностях действующих формулировок Положения о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. №1275 (далее – Положение). В этом Положении, в частности, указывается, что «в государственный контракт на выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ могут включаться условия о закреплении права собственности на результаты научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, в том числе в отношении результатов интеллектуальной деятельности, полученных в ходе выполнения государственного контракта, распределение и порядок закрепления прав на создаваемые охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности» (п. 22). Прямое указание на закрепление за Российской Федерацией исключительных прав на используемые РИД, принадлежащие исполнителям или третьим лицам, в этом Положении отсутствует.

 

Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.