Возраст не имеет значения: в Петербурге возрождается производство «русских дизелей»

«Были бы только заказы, а силы у нас найдутся!» – таков общий настрой всех, с кем удалось побеседовать во время экскурсии на «Кингисеппский машиностроительный завод».

Здесь верят, если в стране будет интерес к тому, что производит промышленность, если продукция будет востребована на рынке, то можно не сомневаться, российская экономика пойдет в гору. Для этого в стране есть и люди, и мощности, и ресурсы.

Автор: Ирина Новикова

 

О прошлом

Печально и драматично развивалась в России судьба наследства Нобелей. Приватизированный после революции «Завод Людвига Нобеля» в 1919 году переименовали в «Русский дизель».  После  80 лет успешной работы на благо социалистической экономики мощный гигант дизелестроения рухнул. Не выдержал перестройки. В конце 90-х завод обанкротили и реструктурировали его долги. Это официальная версия. А на деле - раздробили производство, растащили и распродали имущество, уволили людей. Новой России сильный «Русский дизель» оказался не нужен. Вся промышленность тогда замерла. Смена власти, смена стратегии. Многие заводы были вынуждены закрываться. Без заказов – нет работы, нет зарплаты, нет будущего. Страна катилась в пропасть…

Но есть такое понятие – человеческий фактор. Иногда он приводит к авариям и страшным бедам, а случается и, наоборот, спасает.  В истории «Русского дизеля» было и то, и другое.  Благодаря одним завод умер, благодаря другим – дело Нобеля в Петербурге продолжает жить. Нашлись люди на «Русском дизеле», которые остались верными своей профессии и после ликвидации завода сумели сохранить техническую документацию, уникальные инструменты, объединить специалистов. И в результате - сегодня на базе «Кингисеппского машиностроительного завода» возрождается производство дизельных двигателей размерности 23/2х30  (бывший «Русский дизель») и комплектующих к ним.

Данные модели дизелей эксплуатируются уже длительный период на объектах энергетики и подземного транспорта, на флоте. Во времена СССР двигатели 23/2х30  имели невероятный успех и шагнули далеко за пределы Советского Союза.  До сих пор «русский дизель» успешно справляется со своими задачами на Кубе, в Индии, Алжире, Вьетнаме,  Индонезии, Йемене и других странах. А по России – от Мурманска до Севастополя и Новороссийска и от острова Шикотан, мыса Шмидта и Камчатки до Балтийска. Специалисты «КМЗ» выезжают на места, проводят дефектацию, техническое обслуживание и ремонт этих дизельных установок. Как раз сейчас на заводе готовят к сдаче очередной заказ для Алжира. Главные судовые двигатели противолодочных  кораблей сначала разобрали фактически до ноля, затем отремонтировали, собрали и установили на место.  

Не только в море, но и на всех атомных станциях, построенных в советское время, до сих пор работают эти дизель-генераторы. А еще они производят электроэнергию в труднодоступных поселках, на шахтах, в районах Крайнего Севера. Модификаций двигателя размерности 23/2х30  много, все зависит от его назначения и условий эксплуатации.

День сегодняшний

- Вот лежат детали  дизеля  для отправки на АЭС, - говорит во время экскурсии по цеху технический директор завода Сергей Евгеньевич Саввин. – Наши дизельные установки на атомных станциях используются в качестве резервного или аварийного источника электропитания. Дизель-генераторы (мощностью от 3,5 до 6,3 МВт)  обеспечивают бесперебойность работы главных циркуляционных насосов, которые охлаждают атомный реактор.  Если происходит вдруг обесточивание электросетей, то наша станция АСД-5600 с дизелем 78Г готова выдать полную нагрузку через 15 секунд!  А на рудниках и в поселках в качестве источника электроэнергии стоят машины меньшей мощности и с другой системой пуска.

КМЗ - Дизель

 «Кингисеппский машиностроительный завод» давно сотрудничает с Министерством обороны, все чаще  выступая головным исполнителем. География работ по гособоронзаказу обширна. Но, на заводе заметили, что в последние 5-6 лет особую активность проявляет  Дальний Восток. На кораблях обеспечения Тихоокеанского флота стоят «Русские дизели».  Бригада «КМЗ» регулярно выезжает на Камчатку и во Владивосток. Специалисты на месте разбирают двигатели, ремонтируют их и собирают.

В данный момент две заводские бригады работают на Севере. Одна в Магадане меняет остов на ТЭЦ, другая в Мурманске завершает ремонт на танкере «Дубна». Заказ для Северного флота по ремонту «Дубны» и «Двины» был сопряжен с выполнением очень сложных задач. Но завод обязательства выполнил. В конце августа должны начаться испытания отремонтированных для корабля Алжирского ВМФ двух  дизелей модели 68Б: сначала пуско-наладка, затем швартовые и ходовые по заливу, а потом на полигоне, включая стрельбы, работу с авиацией и подводными лодками.

КМЗ_ Танкер Дубна- ремонт

Иногда экстремальные условия возникают не только на испытаниях. Совсем недавно завершился ремонт на танкере «Лене». Этот приписанный к Балтийску корабль выполнял задачи в Сирии.  Бригада «КМЗ» выезжала на объект, искала причину поломки, устраняла неисправность. Работать приходилось ночью, фактически в боевых условиях.

Исполняя оборонный заказ, заводчане отлично себя зарекомендовали на протяжении многих лет. Никогда никого не подводили, работы выполняли быстро и качественно, поэтому и победы в тендерах Минобороны закономерны.

-  А вот еще был сложный заказ по линии  Министерства, - продолжает Сергей Евгеньевич. - Зеленодольский судостроительный завод спустил на воду два супер-корабля проекта «Гепард». Это быстроходные патрульные фрегаты «Татарстан» и «Дагестан». На каждом из них стоят по две турбины и наш дизель модели 86Б. Сначала мы для ВМФ России сделали эти двигатели, а потом еще два у нас заказали вьетнамцы!

Преимущества резервных источников энергоснабжения
на базе двигателей 23/2х30

Отечественная разработка

Импортный аналог

Гидромеханическая схема управления частотой вращения дизеля

Электромеханическая схема управления частотой вращения дизеля

При отсутствии электроэнергии - работа в автономном режиме

Работа в автономном режиме невозможна

Механическая система управления впрыском топлива

Электронная система управления впрыском топлива

Пневматическая прокачка маслом при пуске

Электрическая прокачка масла при пуске (в разработке)

3-х канальная система управления, один из каналов - релейный

3-х канальная электронная система управления (только в разработке)

Наличие приводной турбины. Возможность при обесточивании обеспечить 50% набора нагрузки

5 блоков турбокомпрессоров с электронным управлением, без  электричества двигатель глохнет


Заглядывая в будущее

После ликвидации «Русского дизеля» в стране (за 16 лет!) такого же близкого по масштабу производства пока не появилось. Вся отрасль отечественного дизелестроения держится сегодня на нескольких предприятиях. У каждого своя специализация, свои ограничительные рамки. Выпускать большой размерный ряд дизелей разного назначения – пока никто не может. Возможно, толчок в развитии отрасли даст взятый страной курс на импортозамещение. Ведь логично, если на российскую технику будут устанавливать не только компоненты и детали, но  и целые двигатели российского производства.

От больших сложных заказов зависит и будущее «Кингисеппского машиностроительного завода». Здесь все готово к рывку вперед. Конструкторский отдел занят созданием  новой дизельной машины. Цеха оснащены современными станками с ЧПУ. В частности, запущено уникальное оборудование для обработки внутренней поверхности втулок (эта операция требуется как в производстве новых деталей, так и для ремонта). И это еще не все!  Разработаны «ноу-хау» по модернизации топливной аппаратуры (как только будет заказ, проект сразу воплотится в жизнь!). На завод приходит молодежь, у которой есть интерес и знания. Специалисты со стажем передают азы и секреты профессии новичкам.

Словом, на «КМЗ» верят, что продукция завода будет востребована, что потраченные усилия приведут к результату, и в итоге здесь появится новый современный двигатель. А, значит, слава русского дизеля возродится!

 

PS
Василий Кораблин, главный инженер:
- При маленьких габаритах наш дизель может снимать большую полезную мощность. Импортные установки гораздо крупнее и по размеру, и по весу. При прочих равных показателях двигатели размерности 23/2х30 являются более надежными, ремонтопригодными и компактными, чем аналоги у конкурентов. И техническое обслуживание машин мы проводим на высоком уровне. Раз мы можем сделать двигатель, значит, мы можем наладить его и отремонтировать!


ООО «Кингисеппский машиностроительный завод»
г. Санкт-Петербург, 192241, пр. Славы, д.52, к.1
8 (812) 318-52-04
E-mail: info@1kmz.ru
www.kmz1.ru

 

Фото предоставлены пресс-службой ООО "КМЗ"

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры