Х-59 Овод   Х-59МК2   Х-32   Х-50 (Х-СД)   Х-101/Х-102   АК-130   АК-176   А-190   2С25 Спрут-СД   2С7 Пион   М-46   Д-30   МТ-12 Рапира   Проект 21631 Буян-М   Проект 23550 Арктика   Проект 22350   Проект 12322 Зубр   Проект 22160   Орлан-10   Альтиус-М   Орион   БМП-3   БПДМ 15Ц56М “Тайфун-М”   БМД-4 / БМД-4М   Ми-28Н   Ми-26   Ка-52   9К333 Верба   С-400 Триумф   9К338 Игла-С   9К317М Бук-М3   МиГ-35   Су-57 (ПАК ФА)   МиГ-31   Су-35   Янтарь-4К2М / 11Ф695М   ИС-МД / 14Ф11   ИС-МУ / 14Ф10   15П771 Авангард   РС-28 Сармат   РС-12М1 Тополь-М   РС-24 Ярс   РС-12М Тополь   РПК-6 Водопад   П-700 Гранит   3К-22 Циркон   П-1000 Вулкан   9К79-1 Точка-У   К-300 Бастион   Клавесин-2Р-ПМ   Проект 10831   Проект 955 Борей   Проект 636   Проект 885 Ясень   Проект 677 Лада   А-235   ПРС-1 / 53Т6   14Ц033 Нудоль   А-135   9К121М Вихрь-М   9К129 Корнет   Р-73 (РВВ-МД)   Р-77 (РВВ-СД)   Р-37 (РВВ-БД)   77Я6 Воронеж   55Ж6 Небо   А-100   Як-130   Бе-200   Ту-214Р   6П50 Корд   АН-94   Т-80БВ   Т-90   Т-14 Армата   АПР-2 Ястреб   53-65К   ВА-111 Шквал   Ан-124   Ил-76МД-90А   Ил-214 / МТА   Ил-112В   Ту-95МС   Ту-22М3   Ту-160   Су-34  

Бомбардировщик средней дальности с изменяемой  геометрией крыла 

Ту-22М3 создан  в ОКБ ММЗ "Опыт" А. Н. Туполева, главные конструкторы Б. Е. Леванович и позже А. Ю. Коренев. Разработка оптимизированной для полетов на сверхзвуковой скорости модификации самолета Ту-22М начата по решению ВПК при Совмине СССР в январе 1974 г. 

В конструкции самолета Ту-22М3 изменены воздухозаборники, установлены новые двигатели НК-25, модернизировано оборудование и обновлен комплекс вооружения.

Первый полет Ту-22М3 совершил 20 июня 1977 г. и после проведения испытаний в 1978 г. начато серийное производство самолета на Казанском авиазаводе. В 1977-1979 годах проведены совместные государственные испытания Ту-22М3 с новыми ракетами Х-22МП  с пассивными ГСН, предназначенными для поражения работающих наземных и корабельных РЛС. В 1979 г. проведены совместные испытания комплекса К-22МП с ракетой Х-22МП и комплекс рекомендован к принятию на вооружение. Государственные испытания Ту-22М3 завершены в 1981 г.

 

Ту-22M3 (начало 2000-х годов)

 

В 1981 г. Ту-22М3 начали поступать в Дальнюю Авиацию ВВС СССР. В 1981-1984 годах проведены работы по доработке комплекса вооружений Ту-22М3 – самолет выполнил программу дополнительных испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями – в том числе с оснащением аэробаллистическими ракетами Х-15 в противорадиолокационном варианте. Начиная с 1984 г. в серийном производстве на КАПО в Казани остается только Ту-22М3 и производство модификации Ту-22М2 прекращено полностью.

В доработанном виде Ту-22М3 официально принят на вооружение ВВС СССР в марте 1989 г. Всего КАПО выпущено 268 экземпляров Ту-22М3.

 

Ту-22М3 в ВВС России

По состоянию на 2017 г. 62 самолета Ту-22М3 в ходят в состав не менее четырех полков Дальней Авиации ВВС России. В 2017 г. ведется подготовка модернизации строевых Ту-22М3 по стандарту Ту-22М3М. 

Конструкция самолета

Самолет является низкопланом классической аэродинамической схемы с крылом изменяемой геометрии, боковыми сверхзвуковыми воздухозаборниками, двумя двигателями и внутренним отсеком для вооружения. Так же самолет оборудован внешними узлами подвески. Штанга дозаправки по проекту должна была быть убирающейся со скрытым размещением в носовой части фюзеляжа, но по договору ОСВ-2 штанги дозаправки на самолетах Ту-22М были демонтированы. 

Двигательная установка

2 х ТРДДФ НК-25 ОКБ КМЗ "Труд" главного конструктора Н.Д.Кузнецова. Тяга двигателя - 14300 кг (номинал), на форсаже - 25000 кг.

ТТХ самолета

Экипаж - 4 чел.(два пилота,штурман и оператор)  
Длина - 42,46 м  

Размах крыла: 
◊ на взлете/посадке - 34,28
 на максимальной скорости - 23,3 м

Размах стабилизатора - 11,26 м
Высота - 11,05 м
Площадь крыла: 
183,58 кв.м (при минимальной стреловидности)
175,75 кв.м (при максимальной стреловидности)

Стреловидность крыла - 20-30-50-65 град. на разных режимах  
Колея шасси - 7,3 м
База шасси - 13,675 м 

Масса взлетная - 124000 кг 
Масса взлетная нормальная - 112000 кг 
Масса посадочная - 78000 кг
Масса пустого - 50000 кг
Тяговооруженность - 0,45
Масса топлива - 53550 кг

Масса полезной нагрузки 
◊ норма - 9000-11500 кг 
◊ максимальная - 24000 кг 

Скорость максимальная - 2300 км/ч (на высоте 10000 м)
Скорость максимальная на малой высоте - 1050 км/ч
Скорость взлета - 370 км/ч
Скорость посадки - 285-305 км/ч

Потолок практический - 13300 м

Дальность полета (без дозаправки):
◊ максимальная - 7000 км 
◊ с полезной нагрузкой - 5500 км

Радиус действия - 1500-2000 км

Разбег - 2100 м
Пробег - 1250-1450 м

Максимальная эксплуатационная перегрузка - 2,5 G 

 

На фото: Кабина пилотов Ту-22М3 и рабочие места штурмана и оператора вооружения (2010 г., Виталий Кузьмин)


Вооружение

Оборонительное вооружение: артиллерийская установка с двухствольной пушкой ГШ-23Л и РЛС ПРС-4КМ "Криптон"

Ракетно-бомбовое вооружение размещается в бомбоотсеке и на наружной подвеске
Варианты:
Свободнопадающие бомбы разных калибров в разных комбинациях:
 2 х ФАБ-3000
 8 х ФАБ-1500
 42 х ФАБ-500
 69 х ФАБ-100 или ФАБ-250
6 х аэробаллистических ракет Х-15 на барабанной пусковой установке во внутреннем бомбоотсеке;
1-3 х крылатых ракеты типа Х-22 ракетного комплекса К-22 с разными вариантами систем управления с подвеской под фюзеляжем (одна ракета) и под крылом (до двух ракет);
1-3 х крылатых ракеты типа Х-32 на модификации Ту-22М3М с подвеской под фюзеляжем (одна ракета) и под крылом (до двух ракет);

Ту-22М3 с авиабомбами на многозамковых балочных держателях
(с сайта Минобороны РФ)

 

Оборудование

Прицельно-навигационный комплекс включает в себя РЛС ПНА-Д, навигационный комплекс НК-45, радиосистему дальней навигации А-711 «Кремний», цифровой преобразователь координат А-713 «Коралл», доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7, автоматический радиокомпас навигации и посадки АРК-15М. 

Бортовой комплекс обороны (БКО) "Урал" обнаруживает и классифицирует РЛС противника и запущенные по самолету ракеты. Системы противодействия и РЭБ включают станцию предупреждения об облучении РЛС противника "Сирена-3М". Для постановки помех используется система «Сирень-Д» включающая три станции активных помех СПС-151, СПС-152, СПС-153), станции прямошумовых помех СПС-6В, СПС-5МВ.

Катапультные кресла КТ-1 (класс 0 м высоты, скорость от 130 км/ч, режимы раздельного и общего катапультирования вверх). Система дозаправки в воздухе со штангой дозаправки демонтирована согласно договору ОСВ-2 между СССР и США.

 

Модификации:

Ту-22М3 (1977 г.) - бомбардировщик, модифицированный Ту-22М2.

Ту-22МП (1980-е годы) - проект и опытный самолет постановщик помех на базе бомбардировщика Ту-22М3.

Ту-22МР (1985 г.) - самолет-разведчик, созданный на базе Ту-22М3. Состоит на вооружении ВВС России.

Ту-22М4 (1991 г.) - опытный модифицированный бомбардировщик Ту-22М3. Работы по созданию самолета не были завершены.

Ту-22М3М (2009 г.) - бомбардировщик, модификация Ту-22М3 с обновленным оборудованием и комплексом вооружения. До 2020 г. по стандарту Ту-22М3М планируется модернизировать не менее 20 самолетов Ту-22М3.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры