Эффективность прокурорского надзора в сфере ценообразования в рамках государственного оборонного заказа

Автор В.Н. Кукушкин
прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе. 

Актуальность и значимость надзора на данном направлении обусловлены задачами по реализации комплекса мер по поддержанию и развитию обороноспособности государства, его защиты от внешних угроз и необходимостью контроля над расходованием выделяемых на реализацию данных целей бюджетных средств. 

 

Функциями контроля в сфере ценообразования при формировании, размещении и выполнении заданий государственного оборонного заказа (ГОЗ), в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», а также Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», наделена Федеральная антимонопольная служба, при взаимодействии с которой в рамках проведения проверок необходимо учитывать методические рекомендации, разработанные Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Проводимые прокурорами и контролирующими органами проверки свидетельствуют о наличии существенных нарушений закона, сопряженных с причинением ущерба государству в виде хищения бюджетных средств, допускаемого при формировании стоимости продукции ГОЗ.

Сложившаяся ситуация обусловлена рядом причин, к которым относятся недобросовестное отношение к исполнению требований действующего законодательства со стороны субъектов кооперации и недостатки нормативного регулирования в области ценообразования на поставляемую оборонную продукцию.

Государственное регулирование цен в указанной сфере в настоящее время предполагает использование преимущественно затратного метода определения стоимости продукции и осуществляется исходя из принципа обеспечения положительной прибыли с полным возмещением затрат исполнителям.
При снижении предприятиями, задействованными при исполнении гособоронзаказа, издержек на производство продукции плановые затраты в следующих периодах сокращаются, что в долгосрочной перспективе влечет уменьшение объема извлекаемой прибыли на единицу продукции.

В этих условиях у предприятий ОПК отсутствуют стимулы к сокращению себестоимости и оптимизации производства, поэтому инвестиционная привлекательность оборонных предприятий ниже этого параметра у организаций гражданского сектора. 

При осуществлении надзорных мероприятий в области гособоронзаказа следует давать оценку вопросам соблюдения порядка и правил применения государственного регулирования цен при формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта оборонного заказа.

Необходимо выявлять факты завышения: 

  • себестоимости продукции (применительно к затратному методу и расчету цены исходя из величины плановых расходов на производство продукции и прибыли); 
  • накладных расходов – путем включения в себестоимость непредусмотренных затрат; 
  • трудозатрат на изготовление продукции путем необоснованного завышения трудоемкости; 
  • расходов на оплату труда путем установления необоснованно высоких уровней заработной платы; 
  • себестоимости продукции путем включения в общехозяйственные расходы затрат на капитальный ремонт, модернизацию зданий и оборудования, увеличивающих стоимость амортизируемого имущества, которые в последующие периоды повторно включаются в себестоимость продукции в составе затрат на амортизацию. 


При анализе движения денежных средств по отдельным счетам следует уделять особое внимание оценке целесообразности и возможных негативных последствий проведения платежей.

Для выявления признаков нарушения ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» необходимо установить наличие связи между направлением денежных средств на цели, не связанные с выполнением гособоронзаказа, либо удорожание продукции. 

При вскрытии фактов нарушений предприятием правил ведения раздельного учета затрат следует проводить анализ способа (метода) расчета выручки от продажи и формирования себестоимости отдельных видов продукции гособоронзаказа. Критерием наличия признаков нарушения может быть неспособность представителя юридического лица пояснить сумму выручки и размер затрат по конкретным видам продукции. При этом способ учета затрат и документы, которые оформляются на предприятии для их учета, могут быть различными, организация определяет их самостоятельно, принимая во внимание специфику деятельности.

Раздельный учет затрат не требует осуществления платежей по каждому государственному контракту (контракту) отдельно, так как предприятие имеет возможность после совершения единой закупки по нескольким государственным контрактам (контрактам) в дальнейшем в рамках собственного бухгалтерского или управленческого учета затрат корректно распределить стоимость закупки по разным видам продукции и заказам.

Необходимо акцентировать внимание на обоснованности отнесения затрат на себестоимость продукции и расчете процента рентабельности с учетом требований приказа Минпромэнерго России от 23.08.2006 г. №200, а также в случае применения организацией индексов цен (индекс цен производителей, индекс потребительских цен и пр.) – на соответствие порядка применения индексов согласно приказу Минэкономразвития России от 29.01.2015 г. №37 и актуальным показателям этих индексов.

Вместе с тем, особого внимания требует вступившее в законную силу постановление Правительства РФ от 02.12.2017 г. №1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ), в соответствии с которым изменился подход к формированию стоимости продукции гособоронзаказа, а также утратили силу раннее действовавшие нормативные правовые акты в данной сфере.

Ранее предусмотренными порядками определения стоимости оборонной продукции предусматривался затратный метод формирования стоимости на продукцию ГОЗ, в соответствии с которым цена продукции ежегодно рассчитывалась исходя из величин затрат предыдущего года. При этом оптимизация затрат организациями ОПК приводила к снижению их доходов в последующие годы в связи с «изъятием» сэкономленных денежных средств государственным заказчиком.

В указанных условиях предприятия не были заинтересованы в снижении расходов, что существенно уменьшало эффективность мероприятий по оптимизации затрат, а также создавало предпосылки для противоправного поведения – завышения цены путем включения в себестоимость продукции затрат, не связанных с ее производством и поставкой.

При этом в соответствии с постановлением Правительства РФ цена продукции на первый год поставки будет формироваться затратным методом, а в последующие периоды стоимость индексируется вне зависимости от фактического объема затрат на производство. При этом сэкономленные денежные средства благодаря оптимизации производства останутся в распоряжении предприятий.

Применение указанного принципа формирования цен на продукцию по ГОЗ должно создать стимулы для предприятий к оптимизации производства и снижению затрат и способствовать уменьшению объемов противоправных действий со стороны исполнителей ГОЗ.

Указанные обстоятельства следует учитывать в рамках проводимых надзорных мероприятий, давать оценку работе территориальных антимонопольных органов на предмет полноты реализации предоставленных действующим законодательством полномочий. 

Системный надзор в области ценообразования при формировании, размещении и выполнении заданий государственного оборонного заказа позволит своевременно выявлять и оперативно реагировать на нарушения в обозначенной сфере. 

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии"  
2018г., май 

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры