Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Закупки в сфере ГОЗ: Комментарии экспертов. Часть 1. Ценообразование

Итоги конференции "Гособоронзаказ. Закупки: регламент, процедура, контроль. Ценообразование". 

В марте в Санкт-Петербурге проходила Всероссийская конференция, посвященная проблемным вопросам организации закупок и ценообразования в сфере гособоронзаказа.  Модератором конференции выступил Максим Овчинников, заместитель главы ФАС России. 

 

 

С докладами на конференции выступили  ведущие специалисты Министерства обороны РФ, Федеральной антимонопольной службы  РФ, Министерства финансов РФ, Специализированной электронной площадки «АСТ ГОЗ»: 

  1. ОВЧИННИКОВ  Максим Александрович, заместитель  руководителя  ФАС России  
  2.  ДЕМИДОВА Татьяна Павловна, директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов РФ 
  3. ПУДОВ Александр Андреевич, начальник Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России 
  4. КОРДЫШ Феликс Семенович, генеральный директор ООО "АСТ ГОЗ" 
  5.  АКИМЕНКО Аркадий Георгиевич, начальник отдела конкурентных торгов ООО "АСТ ГОЗ" 
  6. КОНДРАШИН Александр Евгеньевич, начальник Управления конкурентных процедур Департамента Государственных закупок Минобороны РФ 
  7.  СУВОРОВ Павел Анатольевич, начальник Управления методологии в сфере ГОЗ  ФАС России  
  8.  ДОВГИЙ Владимир Иванович, генеральный директор Межведомственного аналитического центра. 

 

После докладов спикеры конференции ответили на вопросы слушателей 

 

«Новый оборонный заказ. Стратегии»  публикует стенограмму ответов и комментариев экспертов по некоторым актуальным проблемам. 

 Часть 1.  Ценообразование и антимонопольное законодательство в сфере ГОЗ 

 

Отвечает  Татьяна ДЕМИДОВА (Минфин РФ):

 - В чем разница между каталогом и электронной биржей? 

- Каталог товаров, работ и услуг это не есть сама биржа. Это механизм, который позволяет унифицировать наименования объектов закупки, их техническое описание. По сути это каталог описания потребностей заказчика, при введении которого впоследствии мы получим возможность применения инструментов электронных магазинов. Магазины, биржи, агрегаторы – это уже следующий этап процесса.

- Какую информацию о контрактах заказчик должен размещать? 

 - До введения поправок (Постановление № 1429 – ред.) заказчик обязан был разместить в Реестре договоров наименование победителя отдельной строкой для автоматизированного поиска. Другая информация по контракту размещается в закрытой части. Заказчик обязан направить сам договор, но не размещать его в публичной (открытой) части. Основания для этого – акт Правительства о порядке ведения Реестра договоров, заключаемых по 223-му ФЗ. Документ  содержит перечень пунктов по правилам обмена информацией и регламентирует, что отправляется в Реестр обязательно. В настоящий момент приостановлено  автоматизированное введение информации о поставщике и соисполнителях, но сам  контракт должен быть размещен. 

 

Об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

 

Поясняет  Максим ОВЧИННИКОВ (ФАС России):

- Участнику торгов необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства (135- ФЗ, 11-я статья Закона «О защите конкуренции»). Многие предприятия, участвуя в торгах, пренебрегают нормами и нарушают самые жесткие запреты, за которые следует не только административное, но и уголовное наказание.

Например, к вам кто-то обращается с просьбой: «Подстрахуй меня на торгах, подпиши коммерческое предложение с конкретной стоимостью» или «Поучаствуй со мной в торгах, чтобы они состоялись». Это и есть сговор!  Многие, участвуя в таких схемах, не имеют злого умысла. Просто помогли партнеру, приятелю и т.п.. А потом сильно удивляются, когда за эти действия получают уголовное наказание. Когда участник отправляет коммерческое предложение с ценой, которая выше рыночной, и в результате сговора победит на торгах, то сразу просчитывается материальный ущерб, а это нарушение находится уже в компетенции уголовного права. Любая переписка (переговоры) участников по поводу конкурсных процедур нарушают статью 11 Закона «О защите конкуренции».

 

О процедуре проведения конкурсов с информацией, которая не содержит государственную тайну

 

Предлагает   Александр КОНДРАШИН (Минобороны РФ): 

- Минобороны проводит закрытые конкурсы. Есть сведения, которые содержат гостайну, а есть  те, которые не содержат.  Требования к проведению закрытых конкурсов с гостайной понятны и логичны: все процедуры проводятся на бумаге (извещение, рассылка приглашений, документация по запросам  и т.д.). Но и закрытые конкурсы без гостайны мы вынуждены проводить так же. Извещение о закупке публикуется на площадке, а документация – нет.  И фактически открытая процедура у нас проводится как закрытая и занимает очень много времени.

От заказчика в лице Минобороны выражаю просьбу к ФАС, Минфину, АСТ ГОЗ – привести второй тип закрытых конкурсов к оптимальному варианту. В частности, просим разрешить публиковать документацию на АСТ ГОЗ, чтобы участники могли ее скачивать.

Комментирует  Максим ОВЧИННИКОВ (ФАС России): 

- Такой механизм уже заработал. Перевод всех данных в цифру необходим. И для контроля в том числе. Зачастую выигрывает не тот, кто дал лучшее предложение по цене, а тот, кто лучше всего переписал документацию.  Больше всего жалоб в ФАС связаны именно с отклонением заявки по причине ошибок, допущенных при копировании документации.

Подробнее о работе "АСТ ГОЗ" - во второй части публикации.

 

О типовых нарушениях в сфере исполнения гособоронзаказа, которые выявляет ФАС

 

Поясняет Максим ОВЧИННИКОВ  (ФАС России):  

 - Часть 3 ст. 8 275-го ФЗ устанавливает запреты на действия и бездействия головных исполнителей и исполнителей гособоронзаказа, которые приводят к неисполнению или к ненадлежащему исполнению госконтрактов. Такими действиями считаются:

  1. Необоснованное отнесение к стоимости продукции затрат, не связанных с производством этой продукции. Есть 200-й приказ, который четко регламентирует, какие затраты можно относить на себестоимость, а какие нельзя. В ближайшее время ФАС совместно с Минпромторгом будет этот приказ совершенствовать, корректировать в той части, где категории недостаточно определены.

Если предприятие включило при формировании плановых значений  калькуляции затраты, например, по капитальному ремонту, которые привели к повышению цены, то сума этих затрат  будет взыскана в федеральный бюджет.  Кодекс об АПО предполагает санкцию в виде двухкратного размера суммы затрат, отнесенных необоснованно к себестоимости.

  1. Установление цены на товар в размере, превышающем цену, сложившуюся на рынке на сопоставимый товар. Например, участник кооперации устанавливает для гражданского заказчика и для военного разные цены на свою же продукцию. ФАС признает это нарушением законодательства и применяет весь арсенал доступных наказаний. Одно из них – фиксированная санкция от 300 тыс до миллиона руб. Следующая – предписание антимонопольного органа о взыскании в бюджет незаконно полученного дохода.  Либо о возмещении нанесенного государству вреда в полном объеме. Например, одна из компаний получила  в прошлом году предписание о взыскании в бюджет 350 млн руб.  Компания в 3 раза завышала плановые значения калькуляции, имея на руках реальных контракты с указанной ценой на комплектующие изделия. В итоге заказчику предоставлялась стоимость заказа,  в 3 раза превышающая фактическую. 

Еще категория нарушений – когда хозяйствующие субъекты, формируя плановые значения калькуляций, не обоснованно завышают стоимость заказа. Например, имея на руках контракты с кооперацией на одну сумму, меняют калькуляцию и представляют заказчику совершенно иные данные. Такие нарушения выявляются, доказывается умысел, и компания несет наказание

  1. Третья категория дел – о нецелевом использовании денежных средств. Здесь нужно различать ведение отдельных счетов и контроль со стороны антимонопольной службы. Банк ведет контроль за финансовыми потоками, а ФАС – за фактическими затратами.  Если хозяйствующий субъект отправил какую-то сумму из аванса на цели, не связанные с ГОЗ (на зарплату рабочим, не участвующим в производстве продукции по контракту, например), но при этом контракт исполняется по эффективным ценам, соблюдаются смета и сроки  – с нашей точки зрения это не является нарушением законодательства. Поскольку не наступили негативные последствия, т.е. цена на продукцию по ГОЗ не была завышена.

Но если, наоборот, хозяйствующий субъект, получив аванс, направил эти средства на цели, не связанные с выполнением госконтракта по ГОЗ, и в результате наступили негативные последствия в виде ненадлежащего исполнения контракта. Или в случае, когда цена была ориентировочная, а  при переводе в фиксированную увеличилась стоимость из-за этих действий, тогда в отношении нарушителя применяются соответствующие санкции. Мы должны доказать причинно-следственную связь и доказываем. Об этом говорит судебная практика   ФАС .

 

Вопрос и пример из практики

- Если контрагент, являясь нашим потребителем,  перестает размещать свои заказы публично, и это приводит к ограничению нашего доступа к таким контрактам?

Отвечает Максим ОВЧИННИКОВ  (ФАС России):  

- Все зависит от статуса контрагента. Если он занимает лидирующее положение, то действует 135-й ФЗ, который запрещает злоупотреблять своим доминирующим положением среди хозяйствующих субъектов. Если он является единственным потребителем вашей продукции, тогда такие действия могут быть рассмотрены с точки зрения антимонопольного законодательства.

Если такие действия совершает заказчик, то это тоже может рассматриваться как нарушение  антимонопольного законодательства. Есть  статья  15 закона «О защите конкуренции», которая устанавливает запрет на акции и действия органов власти, приводящие к ограничению конкуренции на товарном рынке.   У ФАС есть примеры успешно проведенных расследований.

Если кооперация отказывается с вами заключить контракт, и при этом она является для вас единственным поставщиком какого-то изделия, то в этой ситуации вы подаете жалобу по 135 ФЗ. ФАС при отказе от заключения контракта выдает предупреждение. Если признаки доминирования подтверждаются, то хозяйствующий субъект должен в течение 10 дней это исполнить, т.е подписать с вами контракт и работать по экономически обоюдовыгодным условиям с вами.

Похожая история и с органами власти. ФАС выдает предупреждение им, которое они тоже должны исполнить. Если предупреждения ФАС не исполняются, возбуждается судебное дело о нарушении антимонопольного законодательства. И тогда хозяйствующий субъект заплатит либо оборотный штраф в размере от 1 до 15 % либо незаконно полученный доход. А это огромные суммы.

То же относится и к групповым сделкам. РЖД однажды решило, что медные провода для высокоскоростных трасс самые лучшие только у его дочернего предприятия. И всем подрядным организациям, которые занимались строительством этих трасс, запретило покупать, по сути, у своего конкурента, эти провода. Не имея на то объективных причин. РЖД нами признается как доминирующий хозяйствующий субъект, поскольку кроме него никто такие провода не покупает. Нами было выдано предписание. Серьезные санкции существуют. В виде штрафа с оборота закупаемой продукции.

Нужно шире смотреть на деятельность антимонопольного органа. У нас много механизмов по защите ваших интересов. Изучайте и владейте.

 

О ценообразовании в сфере гособоронзаказа 

 

Отвечает Максим ОВЧИННИКОВ  (ФАС России):  

- О  базовой цене по ГОЗ. Что делать, если условия поставки будут меняться в дальнейшем? 

- Если вы согласовали цену и считаете, что ее можно определить как базовую, это необходимо указать в документах, которые вы передаете заказчику и которые, в конечном итоге, попадут к нам в ФАС.  И что же делать предприятиям, у которых условия поставки будут меняться? Например, нет устоявшихся объемов потребления у заказчика. Сегодня ему нужно 20 единиц продукции, завтра 1000, а потом снова 20. При таком разбросе, говорить, что условия поставки сопоставимы с моментом определения базовой цены очень сложно.  Но если в расчетно-калькуляционных материалах, которые вы отправляете заказчику, ничего об этом не будет сказано, мы определим указанную цену базовой на год ее применения.

Поэтому если вы понимаете, что в данный момент фиксация невозможна из-за существенных изменений условий в дальнейшем, эти оговорки нужно в документах прописать. Иначе через год вам придется обращаться в ФАС за пересмотром базовой цены, из-за того, что условия поставки  не сопоставимы с предыдущим  периодом.  Протоколы, которые вы согласовываете с заказчиком, и любая другая документация должны оформляться качественно.

- Если заключен, например,  трехлетний контракт, какую цену указать?

- И в трехлетнем  контракте цена должна быть четко определена. Либо она фиксированная, либо ориентировочная. Известна цена на ближайший период, значит, на первый год в контракте цена фиксированная, на второй и третий – ориентировочная. И в целом по контракту цена получается – ориентировочная. Поэтому необходимо в условия контракта  внести дополнение о том, что цена будет меняться только в рамках доведенного индекса дефлятора. Никакие другие параметры повлиять на нее не могут. Таким образом, будут защищены риски обеих сторон.

Мы разработали и внедряем сейчас типовые условия для разных видов контрактов в ГОЗ с учетом акта «О ценообразовании».  Акт дает гибкие механизмы для взаимодействия. Исполнитель по контракту должен быть уверен, что вся экономия расходов достанется ему, а не государственному заказчику. Поэтому вы (как исполнители госконтрактов) должны инициировать точные формулировки в документы.  Необходимые для этого  инструменты у вас сейчас есть. В акте «О ценообразовании» прописано, как и кто должен работать. Мы понимаем, что перемены будут проходить не везде легко.  Но делать это нужно.  Надеемся, что механизм  заработает и даст положительные результаты.

 

О размере прибыли в ГОЗ

 

- Как, по-вашему, 55-й пункт Положения не вводит дискриминацию между головным исполнителем и исполнителем у головного исполнителя  ГОЗ в части размера прибыли?

Отвечает Павел СУВОРОВ Анатольевич (ФАС России): 

- Нет, не вводит. Пункт 55 говорит, что в любом случае цена не должна превышать «20 + 1», но при этом есть минимальные пороги.   Для головных исполнителей нет повышенного размера рентабельности. У них - повышенная планка минимального размера, который соответствует верхнему пределу  «20 + 1».  Вам нужно обосновать размер прибыли, который вы считаете необходимым.

Комментарий участника:

- Сегодня эта вилка «20 + 1» может быть, а может и не быть. Вы говорите о стимулирующем характере нового положения. А мы становимся заложниками прибыли! 

 

Вопрос:

- Когда можно ожидать 200-й приказ?

Отвечает Владимир ДОВГИЙ (Межведомственный аналитический центр): 

- На данный момент идет работа с Минпромторгом. Надеемся, что документ выйдет в этом году. Нет никаких оснований говорить, что он не будет издан в срок, работа ведется достаточно плотно. Но текущее состояние вызывает еще много вопросов к тому варианту, который есть. В ближайшее время ждем рабочий проект, который Минпромторг должен  представить  на обсуждение.

 

К публикации подготовила Ирина Новикова  
"Новый оборонный заказ. Стратегии" 

Вторая часть материала с ответами на вопросы о работе "АСТ ГОЗ" - здесь.