Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Есть ли у нас план?

Автор Сергей Алексашенко*

 

Страны G7 ввели «потолок цены» на экспортную российскую нефть на уровне 60 долл./барр. 5 декабря. В тот же день начало действовать европейское эмбарго на покупку российской нефти, доставляемой по морю. Аналогичное эмбарго было введено США, Великобританией и Канадой весной 2022 года.

 

Первые результаты действия новых ограничений – резкое увеличение скидок к цене покупателям российской нефти – были обнародованы[1] российским Минфином в начале января 2023. Это дало основания утверждать, что «ценовой потолок» оказывает существенное негативное воздействие на нефтегазовые доходы.

В то время как средняя цена нефти смеси Brent в декабре[2] составила 81 долл./барр., цена российской нефти оказалась почти на 38% ниже – 50,5 долл./барр., а по итогам января опустилась еще ниже, до отметки 49,5 долл./барр. С учетом того, что в предыдущие пять месяцев (июль-ноябрь) средний дисконт к цене российской нефти составлял около 25%, получается, что в декабре покупатели стали требовать дополнительную скидку размером в 10 долларов за баррель. Точнее говоря, дополнительную скидку покупатели начали требовать еще в ноябре – российские нефтяные компании традиционно заключают контракты на поставку нефти в предыдущем месяце.

При этом объемы морского экспорта нефти и нефтепродуктов из России в декабре 2022 г. практически остались на уровне предыдущего месяца и декабря предыдущего года. Таким образом, страны Запада, с одной стороны, сохраняют предложение на мировом рынке нефти, не ограничивая российский экспорт, а с другой стороны, добиваются поставленной цели – снижения доходов российского бюджета, поскольку именно цена нефти, публикуемая Минфином, ложится в основу ежемесячного пересчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, которые в прошлом году принесли федеральному бюджету треть от общей суммы доходов.

 

Мы должны придумать, как мы можем помешать России таким образом, чтобы это причиняло нам меньше вреда, чем ей

Тьерри Бро, эксперт по энергетике, профессор университета Sciences Po

 

Некоторые независимые аналитики ставят под сомнение официально публикуемые цифры, приводя вполне серьезные аргументы. Главный тезис состоит в том, что реальная цена покупки российской нефти, например, в Индии, которая стала основным покупателем после вытеснения российских компаний с европейского рынка, выше той, которую публикует Минфин. Российские нефтяники имеют возможность «прятать» значительную часть в тарифы на транспортировку и в прибыль посредников. Однако эти способы ухода от «потолка цен», если они действительно применяются, все равно лишают российский бюджет доходов, т.к. прибыль оседает на счетах компаний, находящихся вне зоны досягаемости российских налоговиков.

С учетом того, что доходы от добычи и экспорта углеводородов составили в 2022 г. 42% от общей суммы доходов федерального бюджета, резкое снижение цены нефти, объявляемой Минфином, может обернуться существенным падением этих доходов в текущем году (согласно закону о бюджете, они должны принести в казну около 9 трлн рублей, треть от общей суммы доходов). Насколько велика вероятность реализовать этот план?

Прогнозирование нефтегазовых доходов – нетривиальная задача, включающая в себя формирование гипотез относительно объемов добычи и экспорта нефти и газа, уровня экспортных цен и курса рубля к доллару. Кроме того, формулы расчета доходов бюджета от добычи нефти и газа сильно различаются между собой, а из общей суммы доходов от добычи и экспорта нефти Минфин выплачивает существенные компенсации нефтеперерабатывающим компаниям в рамках соглашений о контроле за розничными ценами на бензин и дизельное топливо и соглашений об инвестициях в нефтепереработку. Поэтому наберитесь терпения: как известно, слона нельзя съесть целиком, но его можно съесть по частям.

 

Добыча и переработка

В 2022 г. российские компании добыли 534 млн т нефти, что на 2,1% больше, чем годом раньше. Исторический рекорд установлен в 2019 г., когда было добыто 568 млн т.

Весной 2020 г. Россия пошла на резкое сокращение добычи нефти, что было связано с разворачивавшейся в то время пандемией COVID-19, вызвавшей резкое торможение всей мировой экономики и, следовательно, сокращение спроса на нефть (рис. 1). Тогда было запущено соглашение ОПЕК+, в которое включили, кроме организаций – стран производителей нефти, присоединившихся в 1960 г., Россию, Казахстан, Азербайджан и еще семь стран.

Традиционно ОПЕК, на долю которой приходится около 40% добываемой в мире нефти, выступала регулятором добычи «черного золота» в мире, увеличивая или сокращая ее добычу в зависимости от состояния спроса и предложения. Внутри ОПЕК доминирующие позиции занимает Саудовская Аравия, на долю которой приходится около 10% всей добываемой в мире нефти, – позиция этой страны, как правило, определяла решение всей организации.

 

В начале марта 2020 г. ОПЕК оценила, что падение спроса на нефть в мире составит около 4% от уровня добычи. Саудовская Аравия предложила России, на долю которой приходится 11% добываемой в мире нефти, присоединиться к соглашению о сокращении добычи. Россия отказалась, после чего Саудовская Аравия объявила, что она намерена увеличить добычу нефти на 3 млн баррелей в день, что привело к резкому падению цен на нефть на мировом рынке. Через месяц Россия изменила свое решение, после чего было объявлено о достижении соглашения об ограничении добычи нефти, получившего название ОПЕК+, в рамках которого суммарное сокращение добычи странами-участницами этого соглашения составило 10 млн баррелей в день (10% мирового производства).

За свою «строптивость» (отказ от немедленного присоединения к соглашению) Россия была «наказана» – ей пришлось согласиться на формально более существенное сокращение добычи нефти, чем другим странам. Впрочем, это наказание нивелировали российские переговорщики, которые вывели из-под действия соглашения газовый конденсат (на долю которого приходится около 8% от добычи нефти в стране и который используется в нефтепереработке наравне с нефтью) и смогли снизить «точку отсчета» (уровень добычи, от которого отсчитывалось сокращение) за счет использования среднегодового уровня добычи нефти.

Тем не менее, в июне-июле сокращение среднесуточной добычи нефти в России составило 17,7% от уровня марта-апреля 2020 г. Геологические условия добычи нефти в России сильно отличаются, и российские компании имеют очень ограниченные возможности по безболезненному, то есть легко восстанавливаемому сокращению добычи. Эксперты оценивают этот потенциал в 5–7% в среднем по стране с сильной диверсификацией по компаниями и месторождениям. Сокращение сверх этого уровня требует полного закрытия скважины (цементирования), что делает ее непригодной для дальнейшей эксплуатации: для восстановления добычи нужно бурить новую скважину, что требует времени и денег.

 

Нефть, как и уголь, у России есть возможность перенаправить в Азию и продать со скидкой Индии и Китаю. Таким образом, нефтяное эмбарго будет скорее проблемой для Европы, а эмбарго на нефтепродукты ляжет на нас еще более тяжелым бременем

Тьерри Бро, эксперт по энергетике, профессор университета Sciences Po

 

Весной 2022 г., когда страны Запада начали запускать новую волну экономических санкций, их задача заключалась в ограничении добычи и экспорта российской нефти. Однако лишь разговоры об этом и отказ крупных европейских нефтетрейдеров от покупок российской нефти привели к 20%-ому скачку цен на нефть в апреле-мае, и западные политики осознали, что без российской нефти мировую экономику ожидает жесточайший кризис. После этого было принято решение не отказываться от идеи сокращения нефтяных доходов российского бюджета, но вместо давления на объемы экспорта сделать главным инструментом достижения поставленной цели ограничение цен. Согласование механизма работы этого инструмента заняло много месяцев – он был запущен в самом конце 2022 г., 5 декабря.

В результате после кратковременного падения добычи и экспорта нефти в апреле-мае (минус 8,5%[3] к уровню января-марта) российские компании полностью восстановили их уровень уже к середине лета, и в целом за год добыча нефти в России выросла на 2%, а экспорт – на 7% по сравнению с 2021 г.

Какой будет динамика этих показателей в 2023 г., в значительной мере зависит от того, насколько сильным окажется влияние европейского эмбарго на импорт российских нефтепродуктов[4]. Российские компании в последние годы экспортировали около половины производимого в стране дизельного топлива и три четверти производимого мазута и прочих темных нефтепродуктов, при этом 62–65% экспортных поставок направлялись в Европу. Если предположить, что российским компаниям не удастся найти новых покупателей на свою продукцию, то добыча нефти в России может упасть на 12–15%. Однако, поскольку о вводимом эмбарго объявили еще в июне, было достаточно времени для перестройки экспортных потоков – компания Б1 (бывшая EY в РФ) оценила[5] рост поставок российских нефтепродуктов в «дружественные страны» (не вводившие санкции против России) на 70% в сентябре 2022 г. по сравнению с январем.

Очевидное решение – экспортировать не нефтепродукты, а сырую нефть – не выдерживает проверки фактами. По оценкам Минэкономики, максимальные пропускные способности российской экспортной инфраструктуры в 2023 г. составляют[6] около 250 млн т нефти, при том, что в 2022 г. объем экспорта составил 243 млн т, т.е. резерва свободных мощностей практически нет.

В прогнозе Министерства экономики, положенном в основу бюджета-2023, говорится о снижении добычи нефти[7] в России в текущем году на 7,5 – 8,5% (минус 40–45 млн т). Снижение добычи на 15 млн т[8] будет обусловлено прекращением экспорта нефти по нефтепроводу «Дружба» в Германию; если предположить, что оставшаяся часть связана с падением экспорта нефтепродуктов, то получается, что он может снизиться на 15–18%.

Добыча газа в России в 2022 г. упала на 13,4%, при этом все сокращение было связано с падением добычи «Газпрома», который последовательно с августа 2021 г. сокращал продажи газа на европейском рынке. По заявлению главы «Газпрома» Алексея Миллера, добыча газа в компании упала на 20%, а экспорт в страны дальнего зарубежья – на 45%. Остальные, так называемые «независимые» производители газа суммарно нарастили[9] свою добычу на 4%.

В плановые цифры бюджета-2023 заложен объем экспорта трубопроводного газа в Европу на уровне 2022 г., однако большинство экспертов считают[10], что будет большой удачей, если «Газпром» (без изменения внешнеполитических условий) сможет продать в Европе половину этого объема. В январе текущего года российский гигант прокачал[11] через Украину и Турцию менее 2 млрд куб. м газа.

Хотя «Газпром» планирует в 2023 г. увеличить примерно на 50% экспорт трубопроводного газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири», это не приведет к изменению нефтегазовых доходов бюджета, т.к. эти поставки освобождены от уплаты НДПИ и экспортной пошлины. Кроме того, прирост экспорта газа в Китай по этому маршруту составит всего 7 млрд куб. м, что никак не может компенсировать потери «Газпрома» от ухода с европейского рынка.

 

Какие налоги собирает государство

В 2021 г. общая сумма нефтегазовых доходов федерального бюджета составила немногим более 10,3 трлн рублей, из которых каждый восьмой рубль был возвращен нефтяным компаниям в виде компенсационных платежей (подробнее о них – ниже). По итогам 2022 г. общая сумма доходов выросла до 14,8 трлн рублей, а нефтяные компании получили в виде компенсационных выплат уже 22% от этой суммы. В итоге «чистые» нефтегазовые доходы составили в 2021–2022 гг. 9,05 и 11,58 трлн рублей соответственно. Доля доходов от добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов (нефтяные доходы) в 2021 г. составила 83,5%, в 2022 г. она снизилась до 76.4% от общей суммы нефтегазовых доходов (до выплат компенсационных платежей). Оставшаяся часть приходится на газовые налоги (рис. 2).

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.