Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Кто осведомлен – тот вооружен. Горячая линия

Вы можете задать вопросы и получить консультации на конференции "Гособоронзаказ. Единая информационная система и финансовый мониторинг", которая пройдет в Сочи 23 и 24 июня 2016г.
Число место ограничено.

Департамент финансового мониторинга государственного оборонного заказа Министерства обороны Российской Федерации

С 1 сентября 2015 года начала действовать новая редакция Федерального закона № 275-ФЗ от 29 декабря 2012 года «О государственном оборонном заказе» (далее – Федеральный закон), которая предусматривает создание системы межведомственного контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении гособоронзаказа и установление специального банковского сопровождения расчетов между всеми его исполнителями.

Новая редакция закона «О государственном оборонном заказе» вызвала множество вопросов у организаций ОПК. Специалисты предприятий не всегда понимают, как выстраивать бизнес-процессы в соответствии с новыми требованиями. Для оптимизации перехода на новую систему отчетности при взаимодействии с головным исполнителем, финансовыми институтами и контрагентами в Департаменте финансового мониторинга государственного оборонного заказа Министерства обороны Российской Федерации создана «горячая линия». Наиболее часто задаваемые вопросы по практике применения новых норм Федерального закона комментируют ведущие специалисты Департамента:

Илья Валерьевич Апарышев, начальник 2 отдела Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Министерства обороны Российской Федерации

Надежда Пономарева, ведущий специалист 2 разряда 2 отдела Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Министерства обороны Российской Федерации.

– Как осуществить уплату налогов?

– Федеральный закон не содержит запрета на осуществление уплаты налогов с одного отдельного счета или нескольких отдельных счетов при представлении в уполномоченный банк распоряжения на уплату налогов с указанием уникального идентификатора платежа (уникального идентификатора начисления).

– В отношении осуществления расчетов по заключенному государственному контракту следует отметить, что действие норм Федерального закона распространяется на всех исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу. Должны ли исполнители государственного оборонного заказа, относящиеся к третьему и последующим уровням кооперации головного исполнителя, открывать отдельные счета в уполномоченных банках?

– Основные понятия, используемые в Федеральном законе, изложены в ст. 3.

Как следует из положения данной статьи, в кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракт с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракт с исполнителем.

Одновременно нормой ст. 8 Федерального закона предусмотрено, что головной исполнитель, исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении, предусматривающего, в том числе, обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета.

Таким образом, все исполнители государственного оборонного заказа (независимо от уровня кооперации) обязаны для осуществления расчетов открывать отдельные счета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем, за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст. 8.3 Федерального закона, разрешающих списание денежных средств с отдельного счета на иные банковские счета.

– Должен ли головной исполнитель, получивший аванс от государственного заказчика до 1 сентября 2015 года, открывать отдельный счет для перечисления авансов исполнителям после 1 сентября 2015 года?

– Режим использования отдельного счета не распространяется на расходование бюджетных средств, полученных головным исполнителем до 1 сентября 2015 года по государственным контрактам, заключенным с Министерством обороны Российской Федерации.

Исполнитель использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые в уполномоченном банке другим исполнителям, с которыми у исполнителя заключены контракты, при наличии у исполнителей договоров о банковском сопровождении, заключенных с уполномоченным банком.

При этом нормами ст. 8.3 и 8.4 Федерального закона предусмотрен ряд операций по списанию денежных средств с отдельного счета на иные банковские счета, то есть без открытия отдельного счета. Таким образом, вопрос о необходимости открытия отдельного счета исполнителем для осуществления расчетов по контракту по государственному оборонному заказу зависит от характера осуществляемых операций.

– Предполагается ли возмещение процентного расхода в составе прибыли, связанного с кредитованием в уполномоченном банке, при отсутствии (недостаточности) авансирования со стороны государственного заказчика?

– Нормами Федерального закона не регламентируется уровень рентабельности и, соответственно, размер прибыли в цене государственного контракта.

– В 2011–2014 годах многие предприятия – головные исполнители участвовали в схеме кредитного финансирования, привлекали трехлетние банковские кредиты под государственные гарантии. В рамках данного механизма Минобороны России компенсирует предприятиям уплаченные банкам проценты. Запрет возврата кредитов с отдельного счета полностью противоречит данной схеме и требует срочного возврата кредитов.

– Запрет на возврат кредитов и уплату процентов по ним с отдельного счета не затрагивает систему взаиморасчетов по кредитам, полученным под государственные гарантии, в связи с тем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №1215 от 31 декабря 2010 года «О предоставлении в 2011–2014 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа», организации ОПК в целях привлечения кредитов для выполнения государственного оборонного заказа под государственные гарантии Российской Федерации открывают специальный счет в банке, уполномоченном данными постановлениями Правительства Российской Федерации, исключительно для обслуживания операций по возврату суммы кредита (погашения основного долга).

Согласно установленному порядку Министерство обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета предоставляет организациям ОПК субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным ими для выполнения государственного оборонного заказа, путем перечисления бюджетных средств на иной банковский счет организации ОПК, специально открытый банком для предоставления и целевого использования субсидий.

Таким образом, введение Федерального закона не меняет порядок расчетов в отношении кредитных средств, полученных под государственные гарантии Российской Федерации.

– Планируется ли согласование с заказчиком остатков неиспользованных бюджетных (кредитных) средств и зачисление таких остатков на специальные счета после 1 сентября 2015 года?

– Положения Федерального закона распространяются на государственные контракты, расчеты по которым будут осуществляться Министерством обороны Российской Федерации после 1 сентября 2015 года.

Таким образом, на расходование бюджетных средств, полученных до 1 сентября 2015 года, не распространяется система взаиморасчетов с использованием отдельного счета.

– Будет ли снижен размер прибыли по контракту на сумму полученных процентов по депозитам?

Нормами Федерального закона не регламентируется размер полученной прибыли исполнителем после выполнения условий государственного контракта.

– Допускается ли списание процентов по депозитам на иные банковские счета до момента получения банком уведомления от заказчика об исполнении контракта?

– Согласно нормам Федерального закона (п. 10 ст. 8.4), по отдельному счету не допускается размещение денежных средств на депозитах, в иные финансовые инструменты, за исключением операций, связанных с размещением денежных средств на депозитах в том же уполномоченном банке, при обязательном условии перечисления размещенных денежных средств и процентов по депозитам на тот же отдельный счет в том же уполномоченном банке по истечении срока депозитного договора.

Проценты по депозитам, перечисленные на отдельный счет, используются по общим нормам Федерального закона (ст. 8.3 и 8.4). Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 8.3 Федерального закона на операции по списанию денежных средств с отдельного счета при его закрытии не распространяются требования, предусмотренные п. 1 ст. 8.3 Федерального закона.

– Будут ли предусмотрены льготные тарифы на расчетно-кассовое обслуживание специальных счетов? В случае отсутствия льгот по тарифам на расчетно-кассовое обслуживание будет ли предусмотрена компенсация данных расходов в составе прибыли?

– В соответствии с п. 3 ст. 8.2 Федерального закона банковское сопровождение осуществляется уполномоченным банком безвозмездно.

– Как и кем будет осуществляться контроль над операциями по зачислению (поступлению от государственных заказчиков/заказчиков) и списанию (например, выплата заработной платы, налогов и страховых взносов)?

– В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 8.2 Федерального закона уполномоченный банк обязан осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Федерального закона.

– При оплате по счетам-договорам с суммой до 100 тыс. рублей на поставку материалов и комплектующих необходимо ли поставщикам открывать отдельные счета в уполномоченном банке?

– Режим использования отдельного счета предусматривает возможность списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более 3 млн рублей в месяц.

Таким образом, исполнитель при оплате материалов и комплектующих по счетам-договорам с суммой до 100 тыс. рублей вправе применить вышеуказанную норму закона.

– Многие положения закона будут регламентированы постановлениями Правительства. Будут ли уведомлены предприятия ОПК о «выходе» таких постановлений?

– Предприятия ОПК могут самостоятельно изучить всю нормативную базу на официальных сайтах Правительства Российской Федерации, а также использовать иные официальные источники.

Кроме того, все нормативные правовые акты размещены в подразделе «Методологическое обеспечение Федерального закона №275-ФЗ от 29 декабря 2012 года «О государственном оборонном заказе» в разделе Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Министерства обороны Российской Федерации (mil.ru).

– Обязан ли головной исполнитель определять порядок использования, утилизации или ликвидации имущества, оставшегося у исполнителей по государственному оборонному заказу после исполнения государственных контрактов?

– Изменения, внесенные Федеральным законом №159-ФЗ, не затрагивают ранее существующие нормы Федерального закона в части порядка согласования государственным заказчиком возможности ликвидации или перепрофилирования производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу, и возмещения убытков, причиненных головному исполнителю вследствие неиспользования по решению государственного заказчика указанных производственных мощностей.

Порядок использования производственных мощностей регламентируется нормами п. 4, 5 ст. 8 Федерального закона.

Программа  Всероссийской конференции "Гособоронзаказ. Единая информационная система и финансовый мониторинг".
Сочи 23 и 24 июня 2016г.  Число место ограничено!