Авиация для дистанционной работы

Коронавирус стремительному развитию беспилотной авиации не помеха, а скорее подспорье. К уже наметившимся трендам – от стратегической разведки до «беспилотных ведомых» – добавилось активное использование беспилотников в борьбе с пандемией. Дроны разных «калибров» уже плотно вошли в нашу жизнь. В военной области их роль с начала века перестала быть второстепенной.

Во второй половине войны США в Афганистане количество их летных часов стало превышать налет пилотируемых самолетов. Беспилотники перестали быть американским «эксклюзивом» – израильские машины активно идут на экспорт, в том числе и в страны НАТО, китайские БПЛА, поставленные в целый ряд арабских стран, наносят удары по террористам, турецкие дроны прописались на Украине… Россия не отстает – легкие беспилотники с самого начала принимают участие в сирийской кампании в качестве разведчиков и корректировщиков, проходил испытания в боевых условиях и готовится к постановке на вооружение «Орион», одноклассник американских Predator, также испытываются более крупный разведывательно-ударный «Альтиус» и, возможно, наиболее продвинутый в мире из ударных, малозаметный «Охотник».

Военное отделение по чрезвычайным ситуациям Испании использует дроны для дезинфекции улиц

Но сегодня на первый план, пожалуй, выходит вопрос гражданского применения. Квадрокоптеры давно перестали быть только игрушками и плотно прописались в качестве главных помощников фотографов и телеоператоров – без них немыслимы парад, концерт, да и любое массовое мероприятие. Наблюдение с воздуха используется не только для развлечения и ради искусства – например, беспилотники по всему миру служат в пожарной охране (в первую очередь, конечно, лесной). На прошедшем прошлым летом в подмосковном Жуковском авиасалоне МАКС-2019 группа «Кронштадт» показала «пожарные» варианты своего «Ориона» и более крупного «Сириуса». Полицейский потенциал беспилотников, особенно квадрокоптеров, и вовсе трудно представим – от поиска пропавших в лесах и наблюдения за массовыми мероприятиями или дорожным движением до помощи группам задержания особо опасных преступников. В самое ближайшее время однозначно встанет задача охоты за «дронами-преступниками», которые будут с теми или иными целями пытаться залетать в закрытые зоны (например, у аэропортов).

Активно развиваются службы доставки интернет-заказов с помощью беспилотников – гиганты, подобные Amazon или DHL, тестируют возможности и продвигают изменения в законодательство, а амбициозные стартапы пытаются прогреметь на весь мир в СМИ (не будет преувеличением сказать, что за звание «первый сервис коммерческой доставки дронами» борются десяток-другой фирм). На данный момент они все же готовы предложить скорее интересную демонстрацию, чем реально удобный для масс сервис. Мешают массовому внедрению вопросы по большей мере организационного плана: если доставка пакета на тросе во двор частного дома или на пустырь удобна, то заставлять жителя многоэтажки выходить во двор за пиццей странно, а передача «через окно» выглядит очень небезопасно (следует учесть, что грузовые мультикоптеры куда больше помещающихся на ладони привычных моделей для хобби и видеосъемки). Есть ниша доставки, где грузовые дроны применяются активно уже несколько лет, но мы к ней еще вернемся.

Пока все дома

Неудивительно, что после начала пандемии коронавируса беспилотники сразу включились в борьбу с ней, став полезным, а местами и почти незаменимым средством. Серьезно повлиял и тот факт, что первым под удар попал Китай, где ряд цифровых технологий внедрены наиболее широко (в частности, электронные средства наблюдения).

Новый беспилотник фирмы Kratos XQ-58A Valkirie

В первую очередь, конечно, все вспоминали ставшую за последние годы легендарной по эффективности систему повсеместного видеонаблюдения и распознавания лиц. Полицейские квадрокоптеры и до этого участвовали в ней, а теперь их задача стала одновременно масштабнее, но и в чем-то проще – программное обеспечение для распознавания лиц по очевидным причинам мгновенно замечало людей без масок, которым можно было делать замечания через установленные мегафоны. Оснащенные откалиброванными тепловизорами, беспилотники смогли, подлетев на небольшое расстояние, даже проверять, есть ли у людей жар. В соцсетях широко распространилось видео из провинции Цзянси, на котором квадрокоптер облетал здание и замерял температуру у людей, вышедших на балкон.

В начале февраля в Синьчане заработал первый в Китае внутригородской «сервис доставки» – компания Antwork начала массово доставлять материалы анализов и другие легкие грузы между городскими медучреждениями. По оценкам фирмы, скорость доставки выросла в полтора раза по сравнению с наземным транспортом, кроме того, удалось снизить количество человеческих контактов. Использовались квадрокоптеры и для дезинфекции в общественных местах – насколько это реально приносило пользу, вопрос для изучения эпидемиологами в будущем, но порученную работу дроны выполняли честно (по крайней мере, они дополнительно демонстрировали серьезность происходящего). Следует отметить, что это не первый подобный опыт – достаточно похожую задачу в прошлом году в Занзибаре в порядке эксперимента выполняли тяжелые дроны DJI, но в том случае они поливали химикатами болота, где плодятся малярийные комары. Одним из самых необычных применений стало использование дронов на круглосуточном строительстве госпиталей в Ухани в качестве «летающих фонарей», дополнительно подсвечивающих участки работ по ночам.

Западные страны, когда пандемия добралась до них, начали перенимать китайский опыт, несмотря на отставание в ряде областей. Вскоре в США и странах Европы власти начали использовать спешно закупленные дополнительно дроны: делать объявления через мегафоны (в интернете разошлось видео из итальянской Мессины, где мэр нецензурно ругался на нарушителей карантина через беспилотники), наблюдать за дорожными движением, замерять температуру, осуществлять дезинфекцию. В западных городах проводились опыты по доставке небольших медицинских грузов, но скорее в порядке эксперимента. А вот американская компания Zipline, уже несколько лет доставляющая в Руанде и Гане в отдаленные районы донорскую кровь и медикаменты легкими беспилотниками самолетного типа (это к вопросу о действующих «сервисах доставки»), переориентировалась на борьбу с коронавирусом и продолжила вполне «промышленную» деятельность.

Хотя можно было бы ожидать бума сервисов доставки дронами, все же он пока не произошел. Мешают бюрократические ограничения и логистические проблемы доставки в крупных городах, о которых упоминалось выше. У мелкого и среднего бизнеса мало где есть свободные средства для инвестиций.

Впрочем, возможно, текущий кризис, как всегда, только подтолкнет развитие, и (как минимум, в удобных нишах) доставка дронами станет массовым явлением. Так же очевидно, что они не сдадут занятые позиции в сфере безопасности – как бы птицы «большого брата» ни пугали сторонников антиутопий и теорий заговора.

В одном строю

Участие разнообразных дронов в борьбе с пандемией не отменяет того, что на острие прогресса продолжают оставаться военные разработки. Так, несмотря на вирусы и кризисы ВВС США продолжают работу над программой, которая, возможно, изменит облик войны в воздухе, так же как двадцать лет назад ее изменили первые массовые и успешные разведывательно-ударные БПЛА MQ-1 Predator. Речь идет о программе Skyborg (это название – непереводимая отсылка на антигероев телесериала «Звездный путь», расу киборгов «Боргов»), она же «Верный ведомый» (Loyal Wingman).

Прототип беспилотника фирмы Boeing для программы Skyborg

Хотя беспилотники надежно прописались в ведущих вооруженных силах мира, они, как правило, действуют параллельно с обычными пилотируемыми боевыми самолетами. Взаимодействие ограничивается обычно предварительной разведкой наземных целей и фиксацией результатов удара, и то опосредованно, через наземные командные пункты. В воздушном бою дроны реальной помощи пока оказать не способны. В этом десятилетии ситуация должна измениться. В Штатах проблему должна решить программа Skyborg, конкурс по которой стартовал в мае 2020 года и должен закончиться выбором подрядчика до конца лета. Свои прототипы продемонстрировали компании Kratos и Boeing. Возможно, примут участие и другие авиастроительные фирмы, по крайней мере Lockheed Martin. Примечательно, что у Boeing проект ведет австралийский филиал – при поддержке местных властей, видящих в этом экономический потенциал.

В числе основных задач «ведомых» видится сопровождение боевых самолетов в ходе сложных и опасных задач. Беспилотники будут работать как платформы для активных и пассивных сенсоров (обеспечивая при этом целеуказание для пилотируемой машины), как постановщики помех, как ложные цели, в конце концов. В будущем они, конечно, должны стать и платформами для вооружения, но, судя по всему, это пока не приоритетно. Во время полета дроны будут получать команды непосредственно от истребителей-лидеров. Для того чтобы летчики смогли совмещать управление звеном с управлением своим самолетом, интерфейс следует максимально упростить, до уровня мобильных игр – фактически будут только ставиться задачи на карте, а решать их беспилотникам потребуется уже самостоятельно, для чего их нужно оснащать достаточно продвинутым искусственным интеллектом, разработка которого и представляет, пожалуй, главный вызов программы.

Сами по себе летательные аппараты в этом конкурсе не представляют особой сложности в разработке, так как требования к их летным характеристикам и малозаметности весьма умеренные. Напротив, одно из требований составляет низкая цена отдельного дрона – в идеале порядка 2 млн долларов, что может показаться крупной суммой, но на деле во столько западным бюджетам обходится одна крылатая ракета или пара ракет «воздух-воздух» средней дальности. Такую машину будет совсем не жалко израсходовать в воздушном бою или при прорыве ПВО, если это повысит шансы выживания истребителя стоимостью за сотню миллионов с летчиком внутри. Кроме классического аэродромного базирования, предлагаются и альтернативные варианты: так, компания Kratos предложила запуск из контейнера.

Судя по имеющейся отрывочной информации, в России аналогичные требования ведения совместных боевых действий с пилотируемыми истребителями выдвигаются к разрабатываемому С-70 «Охотник», по крайней мере, он проходит совместные испытания с Су-57.

Похоже, недолго осталось до того, как облик войны в воздухе изменится в очередной раз и беспилотные машины встанут в один строй с пилотируемыми истребителями, с тем чтобы рано или поздно вытеснить их. Остается только надеяться, возможно, наивно, что реальное применение воздушных роботов будет все-таки в большей степени связано с помощью людям.

 

Автор - Александр Ермаков

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 3 (62), 2020 г., Санкт-Петербург

Партнеры