Поисково-спасательная авиация стран Магриба и проблема нелегальной иммиграции через Средиземное море

В конце 2010 года сначала в Тунисе, а затем в Алжире вспыхнули протесты социально-политического характера. В Алжире протесты сошли на нет спустя две недели, а в Тунисе они продолжались вплоть до свержения правления президента Зина аль-Абидина Бен Али, что вдохновило другие народы также восстать против неблагоприятных условий жизни и политической обстановки в их странах.

В течение двух месяцев протесты распространились на территории Египта, Сирии, Ливии, Бахрейна и Йемена и получили в СМИ название «арабская весна», в результате которой погибло около четверти миллиона человек[i], а также, по официальным данным, только за первые пять лет более 18,7 млн[ii] человек были вынуждены покинуть свои дома.

В конце 2013 – начале 2014 года, когда во многих странах «арабской весны» протесты начали стихать, вспыхнула вторая волна насилия после появления в Ираке, Сирии, Египте и Ливии организации, которая называла себя «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ – организация запрещена в РФ), взявшей под контроль территорию в размере от 100 до 282 тыс. квадратных километров[iii] земель вышеупомянутых стран (соответственно, это составляет примерно от площади Южной Кореи до площади Великобритании). На подконтрольных ИГИЛ территориях произошло множество убийств и сражений за восстановление контроля над землями, что привело к гибели более 125 тыс. человек (по официальным данным) с обеих сторон вооруженного конфликта[iv], включая более 30 тыс. гражданских лиц в Ираке за период с начала 2014 и до конца 2018 года[v], согласно статистике Миссии ООН по оказанию содействия Ираку (UNAM); более 3500 человек с обеих сторон вооруженных столкновений и около 1600 гражданских лиц по состоянию на 2017 год в Египте, в том числе 215 граждан[vi] России[vii]; а также около 96 тыс. человек с 2015 года в Сирии, где война до сих пор не окончена[viii].

Обострение ситуации и незаконный оборот оружия в Ливии, в частности, стали причинами ухудшения обстановки в северной части Мали, что привело к началу гражданской войны, которая закончилась после вмешательства Франции и в результате дипломатических усилий Алжира. Жертвами войны в Мали стали 6700 человек[ix], из них около 2200 гражданских лиц. Тысячи жителей северной части Мали были вынуждены покинуть свои дома с начала вооруженного конфликта. Впоследствии волна насилия вновь обрушилась на Ливию, и к концу весны 2014 года союзники, свергнувшие правление Каддафи, начали сражаться друг против друга, причем каждую из сторон этой гражданской войны поддерживают разные иностранные государства, в связи с чем эта война стала настоящим противостоянием между странами, ведущими между собой холодную войну. В ходе этой войны погибли более 14 тыс. [x]граждан Ливии (большинство из них – гражданские лица), а также нанесен серьезный ущерб инфраструктуре страны.

Одновременно с вышеописанным произошел еще один конфликт в недавно отделившимся Южном Судане, жертвами которого стали более 190 тыс. человек с начала декабря 2013 года[xi]. Стоит также упомянуть гражданскую войну в Сомали и военные действия против «Боко Харам», действующей на территории Нигерии, Нигера, Чада и Камеруна.

В поисках лучшей жизни… через волны

Миграция издавна была одним из способов поиска лучших условий жизни или просто способом ее сохранения. За последние пятьдесят лет Средиземное море стало ярким примером различий в условиях жизни между двумя его берегами, что первоначально способствовало законной миграции квалифицированной рабочей силы, а впоследствии, после ухудшения обстановки в регионе и условий жизни людей, а также по причине повышенной смертности – обострению инстинкта самосохранения у лиц, затронутых военными действиями, в частности, сирийцев, ливийцев и африканцев, проживавших к югу от Сахары.

Согласно данным Международной организации по миграции, более 55% погибших и пропавших без вести из числа нелегальных мигрантов во всем мире с 2014 года приходится на воды Средиземного моря. Таким образом, с января 2014 года по настоящее время погибли около 18 000 мигрантов, из них более 16 600 человек утонули (погибли или пропали без вести), в то время как остальные умерли по причине удушья в результате пожара на лодках, в результате отсутствия медицинской помощи больным мигрантам, а также из-за насилия, голода и жажды[xii], особенно на протяженных маршрутах. В их число не входят 5700 африканских мигрантов, которые погибли до достижения побережья Средиземного моря, и 400 мигрантов, которые умерли до достижения берегов Турции[xiii].

Те, кому удается добраться до побережья, решают либо плыть напрямую по кратчайшим морским путям, соединяющим побережье с берегами ближайшей страны Евросоюза, либо долго плыть вдоль берегов на «безопасном» расстоянии от них. В связи с этим большое значение придается греческим островам, прилегающим к берегам таких турецких городов, как Измир, Айдын и Могля. К числу этих греческих островов относятся Лесбос (10 км), Хиос (6,8 км), Самос (1,8 км), Кос (4,8 км) и Родос (18 км).

Также наплыву мигрантов подвержены итальянские острова, располагающиеся недалеко от побережья стран Магриба, такие как Лампедуза (125 км от берегов Туниса и 260 км от берегов Ливии), Линоза (166 км от берегов Туниса и 330 км от берегов Ливии), Пантеллерия (68 км от берегов Туниса) и Сардиния (188 км от берегов Туниса и 230 км от берегов Алжира).

Эта же проблема касается и Мальты, которая находится относительно далеко (340 км от берегов Ливии и 400 км от берегов Туниса), а также испанского побережья, находящегося напротив берегов Алжира и Марокко, которое стало основным пунктом назначения для мигрантов, особенно после 2018 года.

Международная организация по миграции разделила вышеупомянутые пути миграции на три группы: восточные (связывающие Ливан, Сирию, Турцию и Египет с Кипром и Грецией), центральные (связывающие Египет, Ливию, Тунис и восточный Алжир с Грецией и Италией) и западные (связывающие западный Алжир и Марокко с Испанией). Из-за обострения конфликта в Ливии и ослабления контроля на границах центральные пути стали наиболее популярными морскими путями миграции из Ливии и всех стран, затронутых вышеупомянутыми конфликтами. С 2014 года было зарегистрировано более 14 700 смертей, что составляет 82% жертв нелегальной миграции через Средиземное море и 45% жертв нелегальной миграции по всему миру.

Время поисково-спасательных операций

Несмотря на политический аспект проблемы мигрантов, а также тяжелую экономическую и демографическую ситуацию на островах, служащих пунктами назначения мигрантов, миграционный кризис в первую очередь можно назвать гуманитарным, так как большинство переселенцев спасаются от войн и вооруженных конфликтов, о которых мы упомянули выше, а также от дискриминации по этническому признаку и от голода. Поэтому к ним нужно относиться соответствующим образом, в том числе, проводить поисково-спасательные операции и оказывать им необходимую помощь, прежде чем говорить об их правовом статусе в соответствии с законодательством их стран и стран, куда они направлялись.

Побережье Магриба протяженностью 4416 км принадлежит пяти странам: Ливии, Тунису, Алжиру, Марокко и Испании, где к каждой стране относится 1770, 1148, 980, 470 и 30 км соответственно.

  • Ливия

Ливийское побережье контролируют две стороны, конфликтующие за власть в стране: Ливийская национальная армия (LNA) на востоке, контролирующая 1100 км от египетской границы до города Сирт (62%), и Правительство национального согласия (GNA), которое держит под контролем оставшуюся часть побережья. Конфликт между ними привел к приостановке охраны границ, патрулирования береговой линии, а также к прекращению поисково-спасательных операций и способствовал появлению такого феномена, как торговля людьми и обогащение отдельных лиц путем организации нелегальной миграции, в связи с чем ливийское побережье побило рекорд по числу жертв на международном уровне.

До падения Ливийской Джамахирии строгий контроль ливийского побережья осуществляли корабли береговой охраны и эскадрилья морских вертолетов. В то время в Ливии действовало более[xiv] 12 вертолетов российского производства Ми-14ПЛ, предназначенных для противолодочных операций и второстепенных задач, таких как поисково-спасательные операции и тушение пожаров. После начала конфликта их задачи актуализировались согласно новой реальности – они стали выполнять роль скорой помощи либо транспортного средства для перевозки людей. Их внешняя схожесть с другой моделью вертолета российского производства Ми-17 была причиной их регулярного обстрела, а некоторые из них были потеряны в связи с техническими неисправностями[xv]. Все вышесказанное привело к тому, что они полностью перестали выполнять свою первостепенную задачу.

До 2011 года Джамахирия в партнерстве с Италией запустила производство вертолетов AgustaWestland AW-109 и AW-139, предназначавшихся для охраны границ. Завод LIATEC стоимостью около 18 млн евро, открытый в апреле 2010 года, был построен на взлетно-посадочной полосе сельскохозяйственного аэродрома Абу Аиша между Тархуной и Триполи[xvi]. Компания LIATEC была акционерным обществом, учрежденным в 2006 году тремя акционерами – Ливийской компанией авиационной промышленности (50%), Finmeccanica (25%) и AgustaWestland (25%) для улучшения и развития возможностей авиационных и электронных систем в Ливии. Компания планировала поставлять Ливии вертолеты[xvii] для охраны границ, однако прекратила свое существование в 2011 году.

Первые четыре произведенных вертолета одновременно с примерно двадцатью вертолетами того же производителя использовались для улучшения возможностей Ливии по контролю ее южных границ и побережья, а после возобновления военных действий они стали использоваться для других целей. Некоторые из них были уничтожены во время бомбардировки международного аэропорта Триполи в 2014 году и других военных действий, направленных против аэродрома Абу Аиша в 2019  году. [xviii]

 

  • Тунис

Тунис со второй по протяженности береговой линией, располагающийся относительно близко к европейским островам и имеющий наименьший по сравнению с соседними странами военный бюджет (по оценке на 2017 год, составляющий 550 млн долларов США[xix]), обладает парком из 16 морских вертолетов Sikorsky HH-3E[xx], используемых для поисковых и спасательных операций. Это модернизированная версия вертолета Sikorsky S-61R Sea King, предназначенного для морских поисково-спасательных операций. Эти вертолеты были получены Тунисом в 1988 году после окончания их эксплуатации в ВВС США.

В настоящее время вышеупомянутые вертолеты не используются на регулярной основе в какой-либо другой стране, кроме Туниса[xxi], в связи с чем тунисское правительство в 2010 году приняло решение заказать 12 вертолетов Sikorsky SH-60F, ранее использовавшихся в армии США, стоимостью 282 млн долларов США[xxii], но постреволюционные сложности и ограниченный военный бюджет помешали исполнению заказа. Спустя четыре года и на фоне новых проблем Тунис запросил 12 вертолетов UH-60M Black Hawk с иными спецификациями, предназначенных, в первую очередь, для борьбы с терроризмом, на сумму в размере 700 млн долларов США[xxiii], которые до сих пор поставляются стране.

В рамках военной поддержки Соединенные Штаты также предоставили Тунису 12 легких самолетов Maule MX-7-180B для мониторинга сухопутных и морских границ на сумму 20 млн долларов США. В дополнение к этому в рамках контракта поставляются 48 полноприводных транспортных средств[xxiv], а также летательные аппараты, оборудованные камерами SkyIMD – TASE 400 LRS с ночным и дневным видением, соответствующими привычным для региона погодным условиям[xxv]. Военно-морской флот Туниса располагает несколькими беспилотными летательными аппаратами Insitu Scan Eagle для мониторинга морских границ, которые поставляются с 2016 года[xxvi] [xxvii].

  • Алжир

Алжир – крупнейшая страна в регионе по площади, численности населения и размеру военного бюджета (10,42 млрд долларов США в 2019 году[xxviii]). Его военно-морской флот состоит преимущественно из поисково-спасательных вертолетов европейского производства, включая шесть вертолетов AgustaWestland AW-101 Mk 610, 10 вертолетов AgustaWestland Super Lynx Mk-130 и 11 вертолетов AgustaWestland AW-139. Военно-воздушные силы также располагают тремя вертолетами Ка-32C российского производства, 14 вертолетами AgustaWestland AW-139 и шестью вертолетами того же типа для гражданской обороны.

Возможности вертолетов AgustaWestland AW-101, AW-109 и AW-139 сподвигли Управление военной промышленности на подписание контракта с итальянской компанией Leonardo (ранее Finmeccanica) в 2009 году на поставку около ста вертолетов в Алжир с переносом производства указанных вертолетов на территорию Алжира, в результате чего был сооружен завод «Айн Арнат» в Сетифе в 270 км к юго-востоку от столицы. Начало партнерства пришлось на 2016 год[xxix], и, со слов посла Италии в Алжире[xxx], предполагалось, что первая продукция завода будет произведена в начале 2020 года. Вертолеты, изготовленные на заводе в Сетифе, будут предназначены для нужд органов безопасности и гражданской обороны, а также военно-воздушных сил и военно-морского флота, при этом как минимум 11 из них будут базироваться на кораблях военно-морского флота.

Военно-воздушные силы Алжира также эксплуатируют шесть поисковых самолетов Beechcraft King Air 350-ER, оснащенных ночными датчиками и радиолокационным оборудованием для обнаружения наземных целей, а также шесть самолетов Beechcraft B-1900D HISAR/MMSA, произведенных компанией Raytheon, для выполнения сложных поисковых задач в дневное и ночное время, способных синхронизироваться с наземной базой.

Алжир также владеет рядом беспилотных летательных аппаратов эмиратской конструкции местного производства Eljazair-54 и Eljazair-55 с улучшенными возможностями наблюдения и продолжительностью пребывания в воздухе более 100 часов и 22 часов соответственно[xxxi]. Эти возможности могут быть успешно использованы в рамках операций по мониторингу прибрежных районов.

  • Марокко

Марокко – это единственная страна Магриба, которая не имеет полного суверенитета над своими морскими границами, поскольку Испания де-факто (без признания Марокко) контролирует два города и восемь небольших островов на марокканско-средиземноморском побережье, а именно город Сеута, город Мелилья, три острова Эль-Хосейма и три острова Чафаринас, а также полуостров Де-Ла-Гомера и остров Альборан. Важность их расположения сделала два вышеупомянутых испанских города излюбленной целью мигрантов, постоянно пытающихся перелезть через пограничный забор[xxxii]. В результате усиления контроля над итальянским побережьем в 2018 году Испания возглавила список предпочтительных направлений для мигрантов, однако в то же время число жертв в этом направлении увеличилось более чем на 262% одновременно с сокращением числа погибших на 54% на итальянском и греческом побережьях.

В состав марокканского флота входит мини-эскадрилья Flottile 11F, состоящая в основном из трех французских морских вертолетов Aérospatiale AS535MA Panther, работающих на двух легких поисковых фрегатах Floréal и трех кораблях Sigma. В конце 2018 года марокканский военно-морской флот также приобрел два усовершенствованных поисковых самолета Beechcraft King Air 350-ER, входящих в состав мини-эскадрильи Flottile 21F[xxxiii]. Эти два американских самолета оснащены итальянским оборудованием, произведенным Leonardo, для наблюдения за побережьем и борьбы с морскими преступлениями[xxxiv]. Примечательно, что эскадрильи 11F и 21F представляют собой полный аналог таких же подразделений французского флота.

Среди соседних стран Марокко выделяется тем, что силы жандармерии обладают обширными полномочиями и имеют сухопутные, воздушные и морские подразделения, оснащенные оборудованием, сравнимым с оборудованием, используемым армией, и они находятся под непосредственным руководством короля, министерства юстиции и министерства внутренних дел согласно их полномочиям.

Воздушные подразделения королевской марокканской жандармерии выполняют задачи по обеспечению безопасности и поисково-спасательным операциям за пределами города с помощью парка вертолетов и самолетов, наиболее важные из которых – семь вертолетов Aérospacial Puma AS-330, предназначенные для перевозки, эвакуации и спасения на море, два вертолета Eurocopter EC-145 и три вертолета Eurocopter EC-135, приобретенных Марокко в 2010 и 2011 годах соответственно. Эти две последние модели вертолетов составляют стержень французской национальной жандармерии с 2002 года. Королевская жандармерия также располагает семью вертолетами Aérospatiale SA 330 Puma, способными выполнять поисковые и спасательные операции.

Королевская жандармерия совместно с военно-морским флотом и военно-воздушными силами управляет парком из 12 морских самолетов Pilatus Britten-Norman BN-2T Turbine-Islander, используемых для мониторинга сухопутных и морских границ и участия в поисковых операциях и перевозках, которые также используются Министерством морского рыболовства и коммерческого судоходства[xxxv]. С 2014 года Королевство Марокко приобрело три французско-израильских беспилотника EADS Harfang[xxxvi] из четырех летательных аппаратов, которые ранее находились на службе в французской армии. Эти летательные аппараты могут использоваться для мониторинга прибрежной зоны благодаря длительному времени нахождения в воздухе, составляющему приблизительно 24 часа[xxxvii].

 

Перспективы и решения

В свете перечисленных нами проблем и имеющихся средств для их решения становится ясно, что вооруженные силы стран арабского Магриба, по крайней мере, Ливия (до 2011 года) и Алжир, работают в направлении развития на территории своей страны авиационной промышленности, специализирующейся на производстве техники для проведения поисково-спасательных операций, что отражает понимание проблемы миграции и ее серьезных гуманитарных последствий. Использование беспилотных летательных аппаратов в дальнейшем может благотворно повлиять на текущую ситуацию.

Беспилотный летательный аппарат, такой как Eljazair 54, представляющий собой алжирскую версию Yebhon United 40 Block 5, может летать непрерывно в течение 72–120 часов[xxxviii] [xxxix], что позволяет ему мониторить расстояние от 14 до 24 тыс. километров в течение полета. В связи с этим эта модель наряду с ее аналогами типа MALE (Medium-altitude long-endurance UAV), летающими на средней высоте и способными находиться в воздухе на протяжении длительного времени, представляет оптимальный вариант для постоянного мониторинга с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью. В дополнение к этому тактические беспилотные летательные аппараты, такие как Insitu Scan Eagle или новейшая марокканская модель BDA M-1[xl], могут быть использованы во время проведения интенсивных поисковых операций.

Новые решения представлены испанской компанией Singular Aircraft с ее беспилотным гидросамолетом Flyox[xli], способным доставлять 1,36 тонны продовольствия, топлива, питьевой воды, лекарств или первой помощи на расстояние 550 км (или меньшее количество полезных грузов на расстояние более 2515 км) и приземляться прямо на воду.

Российская авиационная промышленность предлагает множество экспортных решений, в том числе вертолеты, самолеты и беспилотные летательные аппараты, которые могут вывести поисково-спасательные операции на новый уровень.

Вертолеты Ми-8, Ми-17 и Ми-171, самые распространенные в мире (всего произведено более 17 тыс. вертолетов), эксплуатировались в Советском Союзе, России и большинстве стран мира. Конструкторы адаптировали их к требованиям каждого периода времени, и на протяжении более пятидесяти лет эти вертолеты остаются одними из лучших поисково-спасательных машин, используемых во многих странах, включая, в частности, последнюю экспортную модификацию Ми-171Ш. Поисково-спасательный вертолет может находиться в воздухе круглосуточно в любых погодных условиях, он оснащен подъемниками, громкоговорителями и радиолокационными системами[xlii]. Полностью оборудованный вертолет способен выполнять роль летающей больницы и перевозить 12 пациентов или раненых, которым будет оказываться помощь на протяжении всего полета[xliii].

Новый вертолет семейства Ми-38 стал самым большим и тяжелым вертолетом, способным выполнять поисковые задачи в дневное и ночное время в любых погодных условиях и одновременно спасать более 15 человек. Самолет в спасательной модификации поставляется с двумя койками для тяжелораненых[xliv] [xlv].

Высокоэффективные вертолеты Ка-27 и Ка-32, а именно их экспортная модель Ka-32A11BC, созданная на основе Ka-27ПС, используемая в составе корабельного комплекса, способны работать в самых экстремальных погодных условиях, что делает их подходящим решением для поисково-спасательных работ[xlvi], поэтому они используются во многих странах мира, в том числе в западных, таких как Швейцария, Испания, Португалия и Канада. К той же серии вертолетов относится вертолет Ка-226Т, который способен летать в любых условиях с большей эффективностью, что позволяет эвакуировать пострадавших в наиболее сложных условиях[xlvii]..

Современный самолет-амфибия Бе-200 в настоящее время привлекает внимание Запада к своим расширенным возможностям, которые включают в себя пассажирские перевозки, перевозку грузов, пожаротушение, медицинскую эвакуацию, поисково-спасательные операции. В настоящее время самолет эксплуатируется в России и Азербайджане, также планируется поставка самолетов в Китай, Соединенные Штаты и Чили в 2020 году. Модель, предназначенная для поисково-спасательных операций, способна эвакуировать 45 пострадавших как с суши, так и с воды. Она оснащена лодками, спасательным оборудованием и тепловизорами для ночного видения[xlviii].

Примечательно, что вышеупомянутые самолеты и вертолеты (за исключением нового вертолета Ми-38) служат в составе флота МЧС России, которому принадлежит 74 летательных аппарата, в том числе 18 самолетов и 56 вертолетов[xlix].

В заключение следует отметить, что большой приток мигрантов в регионе делает поиск с использованием воздушного пространства решающим и способным снизить число жертв в том случае, если спасательные операции выполняются своевременно. Также использование летательных аппаратов в поисково-спасательных операциях дополняет работу судов различной вместимости, в особенности в ливийских прибрежных водах. Успех таких операций напрямую зависит от способности справляться с большим количеством беженцев, которые фактически не желают возвращаться в свои страны, в связи с чем лучшим решением для прекращения миграционного кризиса оказываются политические, дипломатические и гуманитарные действия на местах, так как именно их посредством может быть устранена причина возникновения кризиса, а не только его результаты.

 

Автор - Адель Мухаммад Бильараби

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 3 (62), 2020 г., Санкт-Петербург

[i] https://en.wikipedia.org/wiki/Arab_Springhttps://en.wikipedia.org/wiki/Arab_Spring

[ii] https://en.wikipedia.org/wiki/European_migrant_crisis#cite_note-76

[iii] Al-Yaqeen Media https://i.redd.it/i2id92mph33z.jpg

[iv]https://ar.wikipedia.org/wiki/%D8%A7%D9%84%D8%AD%D8%B1%D8%A8_%D8%A7%D9%84%D8%A3%D9%87%D9%84%D9%8A%D8%A9_%D8%A7%D9%84%D8%B9%D8%B1%D8%A7%D9%82%D9%8A%D8%A9_(2014%E2%80%932017)#cite_note-78

[v] http://www.uniraq.org/index.php?option=com_k2&view=item&id=7865:un-casualty-figures-for-iraq-for-the-month-of-august-2017&Itemid=633&lang=en

[vi] https://www.washingtonpost.com/world/middle_east/egypts-long-bloody-fight-against-the-islamic-state-in-sinai-is-going-nowhere/2017/09/15/768082a0-97fb-11e7-af6a-6555caaeb8dc_story.htmlhttps://www.washingtonpost.com/world/middle_east/egypts-long-bloody-fight-against-the-islamic-state-in-sinai-is-going-nowhere/2017/09/15/768082a0-97fb-11e7-af6a-6555caaeb8dc_story.html

[vii] https://carnegieendowment.org/sada/68296https://carnegieendowment.org/sada/68296

[viii] https://www.acleddata.com/data/

[ix] Тот же источник

[x] Тот же источник

[xi] https://www.reuters.com/article/us-southsudan-unrest-toll/study-estimates-190000-people-killed-in-south-sudans-civil-war-idUSKCN1M626R

[xii] https://missingmigrants.iom.int/global-figures/all/xls?download=1&eid=726&token=yYL5GMiyZlPbmYpGpMhKCSXd7yM3B7ntTI_G2NIDjnA

[xiii] Тот же источник

[xiv] https://aviagraphers.net/images/LBY-01.jpg

[xv] http://aerohisto.blogspot.com/2016/04/libyan-airstrikes-situation-update-16.html

[xvi] 32°29'38.63" N 13°17'16.06" E

[xvii] https://www.defenceweb.co.za/aerospace/aerospace-aerospace/agustawestland-delivers-second-libyan-aw139/

[xviii] https://www.alsaaa24.com/2019/09/11/%D8%B7%D8%A7%D8%A6%D8%B1%D8%A9-%D8%AA%D8%B1%D9%83%D9%8A%D8%A9-%D9%85%D8%B3%D9%8A%D8%B1%D8%A9-%D8%AA%D9%82%D8%B5%D9%81-%D8%B7%D8%A7%D8%A6%D8%B1%D8%A9-%D8%A5%D8%B3%D8%B9%D8%A7%D9%81-%D8%B9%D9%84%D9%89/

[xix] https://www.huffpostmaghreb.com/entry/puissance-militaire-la-tunisie-80eme-parmi-137-pays_mg_5c7e8bb4e4b07fa0e2358e71

[xx] http://www.rotorspot.nl/historic/ts.php

[xxi] https://www.avionslegendaires.net/avion-militaire/sikorsky-ch-3-jolly-green-giant-hh-3-pelican/

[xxii] https://dsca.mil/major-arms-sales/tunisia-refurbishment-twelve-sh-60f-multi-mission-helicopters

[xxiii] https://dsca.mil/major-arms-sales/tunisia-uh-60m-black-hawk-helicopters

[xxiv] https://www.defenceweb.co.za/aerospace/aerospace-aerospace/tunisian-receiving-12-maule-mx-7-aircraft-for-surveillance/

[xxv] http://www.cloudcaptech.com/products/detail/tase-400-lrs

[xxvi] https://www.uasvision.com/2016/07/21/tunisia-to-receive-further-scaneagles/

[xxvii] https://www.defenceweb.co.za/aerospace/aerospace-aerospace/more-scaneagles-for-tunisia/

[xxviii] http://www.aps.dz/ar/economie/61770-2019

[xxix] https://www.menadefense.net/%D8%A7%D9%84%D8%AC%D8%B2%D8%A7%D8%A6%D8%B1/%D8%A7%D8%AC%D9%88%D8%B3%D8%AA%D8%A7-%D9%88%D8%B3%D8%AA%D9%84%D8%A7%D9%86%D8%AF-%D8%B3%D8%AA%D9%81%D8%AA%D8%AD-%D9%85%D8%B5%D9%86%D8%B9-%D8%B7%D8%A7%D8%A6%D8%B1%D8%A7%D8%AA-%D9%87%D9%84%D9%8A%D9%83/

[xxx] https://fr.sputniknews.com/international/201809191038149777-armee-algerienne-helicopteres-fabrication/

[xxxi] https://www.menadefense.net/algerie/2018-lannee-des-ucav-en-algerie/

[xxxii] https://arabic.euronews.com/2018/08/23/spain-sent-back-116-migrants-from-morocco-who-stormed-border-fence-at-its-ceuta-enclave

[xxxiii] https://fr.hespress.com/31867-la-marine-royale-se-dote-de-flottilles-de-laeronautique-navale.html

[xxxiv] https://www.medias24.com/MAROC/Quoi-de-neuf/188298-La-Marine-royale-recoit-son-premier-avion-de-patrouille-maritime-King-Air-350ER-CN-TMR.html

[xxxv] https://www.airliners.net/photo/Moroccan-Ministry-of-Fisheries/Pilatus-Britten-Norman-BN-2T-Turbine-Islander/1658613/L

[xxxvi] https://www.flightglobal.com/news/articles/morocco-to-acquire-surplus-french-harfangs-395026/

[xxxvii] https://www.youtube.com/watch?v=v1e-Hgz1VI4

[xxxviii] https://www.menadefense.net/algerie/2018-lannee-des-ucav-en-algerie/

[xxxix] https://www.airforce-technology.com/projects/yabhon-united-40-smart-eye-2-uav/

[xl] https://www.aeronautique.ma/Marrakech-Airshow-2018-BDA-expose-son-projet-MA-1-pour-un-drone-marocain_a4530.html

[xli] http://singularaircraft.com/rescue-and-lifesaving/

[xlii] http://www.russianhelicopters.aero/en/helicopters/civil/mi-817.html

[xliii] Тот же источник

[xliv] http://madeintatarstan.com/sites/default/files/2019-10/%D0%9A%D0%92%D0%97%20%D1%84%D1%80.pdf

[xlv] http://www.acicopter.com/mi-38

[xlvi] http://www.russianhelicopters.aero/en/helicopters/civil/ka-32a11bc.html

[xlvii] http://www.russianhelicopters.aero/en/helicopters/civil/ka-226t.html

[xlviii] http://www.beriev.com/eng/Be-200_e/s&r.html

[xlix] http://en.mchs.ru/additional/forces/aircraft

Партнеры