Проекты диверсификации ОПК требуют комплексного подхода

Оборонно-промышленный комплекс – наиболее высокотехнологичный сегмент отечественной промышленности. В ОПК создан колоссальный задел, который может быть эффективно использован в интересах гражданского рынка. Масштабный проект диверсификации предприятий ОПК и достижение установленных президентом целевых показателей требуют комплексного и консолидированного подхода, а также всесторонней поддержки.

 

Роль промышленных компаний в диверсификации предприятий ОПК, условия эффективного взаимодействия частного бизнеса и оборонно-промышленного комплекса для реализации совместных проектов, а также вопросы импортозамещения обсудили на круглом столе в рамках Всероссийского форума-выставки «Госзаказ». В мероприятии приняли участие представители Минпромторга и Минэкономразвития России, топ-менеджеры оборонных предприятий, частных компаний, банков, представители «Деловой России» и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Модератором круглого стола выступил Игорь Вдовин, член правления РСПП, председатель Комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке.

ПСБ – интегратор взаимодействия всех участников проектов диверсификации

Открыл дискуссию руководитель блока диверсификации, импортозамещения и проектного финансирования ПСБ Антон Дроздов. По оценке эксперта, чтобы решить задачу диверсификации, необходимы инвестиции в размере более 2 трлн рублей в виде проектного финансирования, венчурных и прямых инвестиций, а также консолидация всех институтов и участников процесса. Помимо финансовых инструментов, уверен Антон, важно обсуждать организационные вопросы, методологию, законодательство, меры государственной поддержки, развитие соответствующих компетенций. Как рассказал Антон Дроздов, в ПСБ принято решение о создании специального центра компетенций, в задачи которого будет входить оказание компаниям консультационных услуг по формированию лидерства на гражданских рынках и помощь в построении планов финансово-хозяйственной деятельности с учетом курса на диверсификацию.

 

«Реализация проектов диверсификации с использованием мер господдержки и с участием ПСБ в роли интегратора взаимодействия всех участников – позитивный сценарий повышения экономической эффективности предприятий ОПК. Мы ведем постоянный диалог с участниками рынка, помогаем оборонным компаниям взаимодействовать как с государственными органами и институтами развития, так и с отраслевыми компаниями гражданского сегмента. Сегодня мы на конкретных примерах рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются представители частного бизнеса, участвуя в проектах диверсификации. По итогам сформируем ряд инициатив, которые будут стимулировать компании к развитию гражданского направления», – задал тон дискуссии Антон Дроздов.

Проекты диверсификации требуют комплексного проектного подхода

Заместитель директора департамента ОПК Минпромторга России Александр Згруев напомнил, что диверсификация начинается не с нуля, в ее основе – мегапроекты, направленные прежде всего на развитие инфраструктуры и транспортной доступности. «Речь идет в первую очередь о развитии и освоении арктического региона и Северного морского пути: это строительство ледокольного флота, вспомогательных и служебных судов для его обеспечения. Мы начали строить суда СПГ, суда на воздушной подушке, в сфере авиации это вертолетная техника», – поделился Згруев.

Удачным примером в сфере импортозамещения чиновник назвал сотрудничество с Минэнерго по замене иностранного оборудования для геологоразведки и освоения шельфа, развитие водородной энергетики. Александр Згруев призвал представителей бизнеса к активному диалогу: «ОПК называют неповоротливым, но, решая гражданские задачи, он активно перестраивает организм и готов выполнять именно ваши требования».

Заместитель директора Департамента бюджетного планирования и госпрограмм Минэкономразвития Сергей Икрянников отметил, что рентабельность ОПК минимальная, у большинства предприятий нет источников собственных средств для инвестиций в проекты диверсификации, не работают механизмы мотивации менеджмента ОПК. Руководители ОПК сегодня не заинтересованы в успешной реализации проектов и росте выручки от гражданской продукции. Икрянников подчеркнул, что необходимо установить KPI предприятиям ОПК в части роста и доли выручки от реализации гражданской продукции, а также ввести в законодательное поле понятия «диверсификация» и «проектное управление» для гражданских проектов предприятий ОПК, что позволит обеспечить административную поддержку проектам диверсификации и упростит доступ последних к мерам господдержки.

 

Директор дирекции проектного финансирования и прямых инвестиций ПСБ Артем Гарибян отметил: «Проекты диверсификации в сфере ОПК, особенно направленные на производство принципиально новых видов продукции, достаточно сложны. Они требуют применения разных финансовых инструментов на разных стадиях жизненного цикла проекта. В банковской логике такие проекты оцениваются как высокорискованные, поэтому требуют комплексного подхода всех заинтересованных сторон: министерств и ведомств, Центрального банка, всего банковского сообщества». Обеспечение приемлемых условий как для заемщика, так и для финансирующей организации достигается комплексным применением мер государственной поддержки на всех стадиях жизненного цикла проекта.

 

Со своей стороны, ПСБ внес изменения в кредитную политику для проектов, связанных с диверсификацией. Горизонт инвестирования увеличен до 15 лет, а доля собственного участия компании снижена до 10% – при условии, что проект получит государственные меры поддержки.

Первый заместитель директора Фонда развития промышленности (ФРП) Алексей Кузнецов рассказал о многолетнем успешном опыте финансирования предприятий ОПК по программе «Конверсия». Но продукт ФРП имеет существенные ограничения как по срокам предоставления заемного финансирования, так и по сумме займа. Представитель фонда подчеркнул, что дальнейшее развитие сотрудничества ФРП и ПСБ позволит разделить риски по финансированию проектов диверсификации, что определенно даст дополнительный импульс для гражданских проектов ОПК.

 

Господдержка, маркетинг и другие условия успешной диверсификации

Присутствовавшие на встрече руководители предприятий и эксперты поделились опытом участия компаний в проектах диверсификации, а также предложили дополнительные меры по оптимизации и повышению эффективности этого процесса.

Основными направлениями диверсификации ОПК, которые обсуждались в ходе круглого стола, стали ТЭК, медицина, транспорт, ЖКХ, связь и промышленные технологии. Эти отрасли обладают большим потенциалом для вовлечения предприятий оборонно-промышленного комплекса, считают специалисты. Причем все большую актуальность этот процесс приобретает в контексте политики импортозамещения, поскольку высокотехнологичные оборонные предприятия обладают ресурсами и компетенциями, необходимыми для создания продуктов, удовлетворяющих потребности внутреннего рынка.

При этом для успешного выхода на гражданский рынок одних только ресурсов и компетенций недостаточно. Важным условием становится и грамотно выстроенная комплексная маркетинговая работа. Причем именно с нее должен запускаться процесс создания продукта. Есть много регламентирующих работу законов, есть предложения по финансированию от банков, но это вторая и третья фазы. Важно обратить внимание на проблемы с первой фазой – на маркетинговые стратегии и политику продаж. Впрочем, ряд компаний уже имеют положительный опыт в этом направлении. Например, представитель одного из ведущих предприятий российского ОПК рассказал, что системная работа по диверсификации в компании ведется уже несколько лет и началась она с создания департамента маркетинга с привлечением специалистов, имеющих опыт работы на гражданских рынках.

В продвижении продукции на гражданский рынок существенную роль играют меры государственной поддержки. Участники круглого стола обратили внимание на постановления Правительства Российской Федерации №2013 и №2014, вводящие квоты для российской продукции при государственных и корпоративных закупках. По мнению экспертов, в рамках этих документов было бы правильно разработать дополнительные подквоты, регламентирующие закупки продукции, которую производят предприятия ОПК. Было предложено при балльной оценке участников конкурсных процедур давать небольшое преимущество предприятиям ОПК посредством специальных коэффициентов. Также участники предложили внести изменения в постановления №634 и №1649, устанавливающие размеры и сроки периодов компенсации расходов на запуск в производство / реализацию пилотных партий изделий и субсидирования расходов на НИОКР.

Представители ОПК предложили распространить практику применения долгосрочных договоров гарантированного сбыта новой продукции машиностроения на любую другую продукцию, которую выпускают предприятия ОПК и которая пока уступает по характеристикам западным образцам. Кроме того, было предложено распространить требования по локализации продукции, действующие в рамках Договора по предоставлению мощности (ДПМ-2), за пределы электрогенерации.

Специалисты единогласно признали важность участия предприятий ОПК в освоении севера. Было отмечено, что именно этот рынок важно не упустить отечественным машиностроителям. В этом контексте вспомнили успешный опыт реализации проекта «Ямал-СПГ» с колоссальными налоговыми льготами, нулевой ставкой по экспортной пошлине на газ, льготным налогом на прибыль, нулевой ставкой НДС на закупки. Сегодня в Арктике запускаются новые мегапроекты, которые немыслимы без масштабных мер господдержки, они должны быть взаимосвязаны с диверсификацией ОПК и фактически станут драйвером роста отечественного машиностроения.

Предприятиям ОПК не хватает публичности и мобильности

Участники дискуссии отметили, что предприятиям ОПК не хватает публичности и производители не знают всех возможностей потенциальных партнеров. Для успешного сотрудничества с частным бизнесом участники круглого стола – представители крупных промышленных предприятий – призвали повысить скорость взаимодействия с предприятиями ОПК. Пока налаживание деловых отношений занимает слишком много времени, отмечают они.

Еще одна сложность – высокая бюрократизация сферы, из-за чего проекты частных компаний, которые, в свою очередь, могли бы быть интересны оборонному комплексу, двигаются медленно. Ускорить интеграцию, по общему мнению, возможно, упростив взаимодействие с финансовыми институтами при реализации инвестиционных проектов. В ходе дискуссии было предложено убрать ограничения, связанные с поручительством, для тех компаний, которые уже имеют опыт реализации проектов.

Все участники круглого стола пришли к выводу, что для ускорения процесса диверсификации ОПК необходимо снизить долю ОПК в проектных компаниях, реализующих проекты диверсификации и привлекающих инвестиционное финансирование, и установить размер этой доли на уровне не менее 25%.

Цифровизация для диверсификации

Цифровизация необходима для наращивания темпов не только для диверсификации, но и для импортозамещения. Производители уникальной высокотехнологичной продукции описывают ситуацию, когда для создания продукта требуется сложная аппаратура и компании прикладывают большие усилия, чтобы достичь допустимого значения импортозамещения в себестоимости продукции. Возможно, нужные аппараты и комплектующие производятся в России, но «частники» не всегда имеют возможность узнать о таких предложениях на рынке. При этом создается удивительная ситуация, когда российский производитель не имеет возможности выиграть в ряде тендеров, поскольку, в соответствии с постановлением №719, по ряду критериев не проходит как российский производитель, а зарубежные компании тем временем на льготных условиях завозят свои изделия в Россию.

В качестве конкретного предложения по решению этой проблемы была выдвинута идея: предложить предприятиям ОПК работать и взаимодействовать через цифровую площадку, чтобы видеть потребности бизнеса.

Залог успеха в совместной работе

Собравшиеся сошлись на мнении, что все предложения необходимо свести в единый документ, который будет включен в итоговую резолюцию форума. Участники круглого стола продолжат совместную работу на площадках ПСБ и РСПП с участием ФРП и всех заинтересованных сторон для выработки конкретных механизмов поддержки совместных проектов предприятий ОПК и бизнеса.

«Уверен, этот круглый стол станет катализатором предложений и от других участников, – заключил Антон Дроздов. – Мы только начинаем работу. И готовы вместе находить ответы на поставленные вопросы».

 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 2 (67), 2021 г., Санкт-Петербург

Партнеры