Иерархия против кризиса. Как это работает

«РТ-Капитал» – дочерняя организация госкорпорации «Ростех», ответственная за антикризисный менеджмент, финансовое оздоровление, а также за работу с непрофильными активами компаний, входящих в корпорацию.

 

 

Мы поговорили с менеджментом «РТ-Капитал», а также с руководством трех предприятий – «121 АРЗ», «БелЗАН» и НИТИ «Прогресс», чтобы понять, как изменилась работа предприятий с приходом нового акционера и какие проблемы и задачи сейчас решают представители разных отраслей промышленности.

«РТ-Капитал» был создан в 2010 году как экспертный центр по вопросам работы с проблемными и непрофильными активами. С годами перечень компетенций компании расширился: «РТ-Капитал» взял на себя функции по антикризисному управлению, финансовому оздоровлению и трансформации предприятий, входящих в госкорпорацию.

«Несмотря на текущую экономическую ситуацию в России, наша главная цель по-прежнему неизменна – это стратегическое развитие и сокращение доли проблемных предприятий, переданных в контур “Ростеха”», – рассказывает Семен Якубов, генеральный директор «РТ-Капитал».

В портфель управления «РТ-Капитал» входит более 160 компаний. Расскажем о трансформациях бизнеса трех из них: на авиаремонтном заводе, заводе крепежных изделий, выпускающем продукцию для автомобилестроения, и в институте сварочных технологий.

 

«121 АРЗ»

АО «121 авиационный ремонтный завод» («121 АРЗ») более 80 лет занимается ремонтом и модернизацией самолетов и авиационных двигателей военной авиации. Текущий портфель заказов преимущественно состоит из комплексного ремонта самолетов типа Су-25, Су-27, Миг-29, ЯК-130, включая сервисное обслуживание самолетов для зарубежных заказчиков: Ливии, Эфиопии, Сирии, Индии, стран СНГ. На сегодняшний день около трети всех самолетов на заводе ремонтируется на экспорт.

До 2012 года «121 АРЗ» оставался заводом «смешанного типа», т.е. ремонтировал как самолеты, так и авиационные двигатели. Сегодня ремонт авиационных двигателей перераспределен на АРЗ, входящие в АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК). «Пока остается гарантия на ранее отремонтированные двигатели, мы сохраняем производственные мощности. По истечении срока гарантии мы можем полностью демонтировать оборудование, предназначенное для ремонта авиационных двигателей», – комментирует Анатолий Шахов, заместитель управляющего директора «121 АРЗ».

 

«К сожалению, ГОЗ убыточен. Но зарубежные контракты такими не являются и позволяют нам получать прибыль»

Анатолий Шахов, заместитель управляющего директора «121 АРЗ»

 

Сегодня перед заводом стоит задача налаживания новых проектов по диверсификации, хотя для авиаремонтного предприятия это непростая миссия. «Гражданские заказчики с нами неохотно сотрудничают, так как система ценообразования предприятия позволяет нам работать, как правило, только с государственными структурами», – утверждает Анатолий Шахов. По оценке руководителей предприятия, производственная база и квалификация сотрудников завода могут подойти для единичного производства дорогостоящего и высокотехнологичного гражданского оборудования.

 

Последствия санкций

Действие санкций в области авиаремонта сразу стало заметным, хотя и опосредованным, через поставщиков. Контрагенты все чаще стали уведомлять завод, что поставка комплектующих откладывается из-за невозможности использования зарубежной элементной базы в изготовлении. «Это, возможно, затруднит выполнение гособоронзаказа», – предупреждает собеседник. Чтобы решить сложившуюся ситуацию, руководство АРЗ стало регулярно проводить совещания не только со своими соисполнителями, но и с «соисполнителями соисполнителей», с которыми ранее никогда напрямую не работали. «Мы вынуждены привлекать всю цепочку соисполнителей, чтобы понимать, как и когда точно предприятие сможет получить продукцию».

Говоря в целом о системе гособоронзаказа, руководство завода поделилось с нами двумя основными проблемами, существующими в части сервисного обслуживания авиационной техники. «Для авиаремонтного завода с неритмичным производством важно заключать 3–5-летние договора. Это позволит оперативно провести контрактацию со смежниками на весь период, проавансировать, получить запасные части. Зная пятилетний план, мы можем рассчитывать свою численность, финансовые потребности». Сейчас в основном идут годовые контракты по ГОЗ, а это создает свои трудности и неудобства для непрерывной и эффективной работы предприятия.

«Работая с гособоронзаказом, на законодательном уровне нам бы хотелось видеть одинаковые условия авансирования и окончательного расчета для головного исполнителя и для соисполнителей всех уровней». «В Постановлении Правительства РФ от 26.12.2013 г. №1275 такие условия прописаны, но этим Постановлением никто не пользуется. Если бы в контракте со смежниками были прописаны условия, по которым они могут получить денежные средства в течение двух недель после получения нами средств от основного заказчика, то это решило бы многие вопросы». Сейчас согласование в части авансирования и окончательного расчета с соисполнителями доходит до 6 месяцев. «Мы работаем в разных правовых полях», – добавляет Анатолий Шахов.

 

Новый акционер

В марте 2021 года «РТ-Капитал» получил 49,94% акций «121 АРЗ» на основании соответствующего распоряжения «Ростеха», которому, в свою очередь, этот пакет был передан Министерством обороны РФ. Сейчас акционерами завода остаются АО «Авиаремонт» (23,51%) и Минобороны РФ (26,55%).

«РТ-Капитал», будучи собственником акций АО «Авиаремонт» («Авиаремонт»), управляет группой компаний «Авиаремонт». Анастасия Черненко, руководитель направления Департамента управления активами «РТ-Капитал», пояснила, что в настоящий момент операционное управление АО «Авиаремонт» по договору доверительного управления осуществляет ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), в свою очередь «Авиаремонт» управляет авиаремонтными заводами, в которых является собственником, а «РТ-Капитал» выполняет функции специализированной организации. «Мы следим за тем, чтобы на предприятиях выполнялись планы по финансовому оздоровлению, при необходимости разрабатываем такие планы, работаем с непрофильными активами, а также помогаем с проблемными задолженностями».

 

Мы делаем работу, в которой мы сильны, а ОАК, которая обладает всеми компетенциями по управлению авиационными предприятиями, делает свою работу. Это дает наилучший эффект для развития предприятий

Анастасия Черненко, руководитель направления Департамента управления активами «РТ-Капитал»

 

По словам Анатолия Шахова, с приходом нового акционера руководство «121 АРЗ» не заметило никаких существенных изменений, частично документооборот и отчетность теперь направляются через «РТ-Капитал». Анастасия Черненко, в свою очередь, обращает внимание на то, что «РТ-Капитал» не планирует вмешиваться в текущую производственную деятельность компании, т.к. эти функции остаются у «Авиаремонта» и ОАК. «Мы не считаем “121 АРЗ” проблемным активом. Это профильное предприятие, которое успешно выполняет свои функции». По оценке «РТ-Капитал», в «Авиаремонте» выстроена гармоничная структура управления предприятиями, но, несмотря на это, в компании есть проблемные заводы и с ними уже ведется работа по финансовому оздоровлению и погашению задолженностей.

«РТ-Капитал» работает в координации с ОАК. Совместно компании разрабатывают возможность подготовки запасов электронно-компонентной базы на ближайшие несколько лет для нужд «121 АРЗ» и других авиаремонтных заводов. Как специализированная организация, в дальнейшем «РТ-Капитал» может предоставлять дополнительное финансирование заводу, соучаствовать в законодательных инициативах, которые есть у руководства «121 АРЗ». Что касается проектов по диверсификации, то эти задачи, преимущественно, остаются за ОАК.

 

«БелЗАН»

АО «Белебеевский завод «Автонормаль» (АО «БелЗАН») – основной производитель крепежных изделий, пружин, оснастки для сборочных предприятий «АвтоВАЗ» и «КАМАЗ». На сегодняшний день «БелЗАН» контролирует свыше 30% российского рынка крепежных изделий для автопрома. «Уникальность предприятия в том, что на одной производственной площадке изготавливается вся гамма крепежных деталей. Мы являемся комплексным поставщиком для любого автосборочного предприятия», – рассказывает генеральный директор «БелЗАН» Тимур Галиахметов.

С 2013 года «БелЗАН» совместно с институтом «НАМИ» разрабатывает и производит крепежные изделия для автомобилей семейства «Аурус». Для проекта «Кортеж» требуется высокопрочный крепеж с «более жесткими требованиями», выпуск которого освоил именно белебеевский завод. Раньше завод «Автонормаль» сотрудничал с предприятиями ОПК, такими как «ОДК», «Вертолеты России», «КТРВ». Однако сегодня завод остановил выпуск продукции по гособоронзаказу по причине «необходимости значительных инвестиций в завод как в площадку для изготовления крепежа для продукции ОПК». Текущая стратегия компании – это исключительно гражданский рынок.

 

Все дело в долгах

В марте 2019 года «РТ-Капитал» получил стопроцентный акционерный контроль над АО «Белебеевский завод «Автонормаль» в рамках процедуры банкротства материнской компании «АвтоВАЗагрегат». В свое время «АвтоВАЗагрегат» был одним из крупнейших поставщиков комплектующих для «АвтоВАЗа». Тольяттинское предприятие занималось выпуском сидений, глушителей, трубок тормозной и топливной систем и другой продукции для отечественного автомобилестроения. Однако в 2014 году у «АвтоВАЗагрегата» начала расти кредиторская задолженность, а основной заказчик – «АвтоВАЗ» – стал перераспределять заказы другим поставщикам. Из-за сложившейся ситуации в начале 2015 года «АвтоВАЗагрегат» не смог производить оплату своим основным партнерам, летом 2015 года предприятие официально ушло в простой. В 2016 году Арбитражный суд Самарской области на основании исков, поданных рядом компаний, признал компанию банкротом.

Несмотря на остановку производства «АвтоВАЗагрегата» в 2015 году, «БелЗАН» продолжал работать, финансируя деятельность за счет привлечения займов, поскольку собственных средств для этого у предприятия не хватало. А текущих доходов не хватало для обслуживания и погашения долгов. В итоге «РТ-Капитал», приобретая активы «БелЗАНа», аккумулировал у себя общий долг предприятия в размере 2,8 млрд руб. Отметим, что около половины этой суммы относится к задолженности перед АКБ «Новикомбанк» (банк «Ростеха»). «РТ-Капитал» стал мажоритарным акционером «БелЗАН» путем реализации прав залогового кредитора в рамках дела о банкротстве «АвтоВАЗагрегат» и оставления залога в виде акций «БелЗАН» за собой.

Реструктуризация долга была важной, но не единственной задачей, реализуемой акционером в отношении завода. Менеджмент «РТ-Капитал» разработал среднесрочные антикризисные бизнес-планы по развитию предприятия и обеспечению его финансовой устойчивости. В 2020 году «РТ-Капитал» и «БелЗАН» начали совместную работу по повышению операционной эффективности завода, освоению новых технологий, повышению производительности труда и качества продукции предприятия. 

Будет ли рост?

В 2021 году продажи «БелЗАН» выросли на 24% в сравнении с прошлым годом. По словам Сергея Петрина, директора Департамента по управлению активами «РТ-Капитал», увеличение выручки было обусловлено сразу несколькими факторами: расширением сотрудничества с «КАМАЗом», заключением договоров с новыми для «БелЗАН» предприятиями, в частности, с «Volkswagen», выход на новый для завода рынок строительного крепежа и укрепление позиций на нем.

 

К 2029 году «БелЗАН» планирует значительно нарастить объемы производства и прибыль до 50% за счет новых проектов освоения изделий для автомобильной промышленности и инвестиций в высокотехнологичное оборудование

Сергей Петрин, директор Департамента по управлению активами «РТ-Капитал»

 

Сейчас заводы «Volkswagen Group Rus» в Калуге и Нижнем Новгороде остановили производство. Сборочные площадки «АвтоВАЗа» (основного покупателя «БелЗАН») в Тольятти и Ижевске также не работают. «КАМАЗ» столкнулся с дефицитом импортных запчастей из-за санкций. Помимо проблем на производстве у основных заказчиков, специалисты «РТ-Капитал» говорят и о существенном снижении объемов заказов со стороны вторичного рынка, что обусловлено нехваткой оборотных средств у покупателей из-за роста ключевой ставки ЦБ. В нынешних реалиях Департамент по управлению активами «РТ-Капитал» прогнозирует снижение выручки «БелЗАН» во II–IV кварталах 2022 года в оптимистичной версии – в среднем на 26%, в пессимистичной – на 33%.

Есть некоторая надежда на увеличение продаж строительного крепежа. Сейчас выручка в этом сегменте составляет около 5%. «Предприятие может смело занять освобождающуюся нишу строительного крепежа с учетом ухода с российского рынка иностранных производителей», – говорит Сергей Петрин. Рассматривается также увеличение объемов продаж до 30% на рынке крепежа общемашиностроительного применения. «Имея собственное инструментальное производство, завод может поставлять и резьбообразующий инструмент (ролики, плашки, метчики) для заинтересованных в этом заказчиков», – добавляет Тимур Галиахметов.

 

О важных изменениях

С приходом «РТ-Капитал» на белебеевском заводе повысилась производительность труда. Согласно текущим отчетам, в 2021 году она составила 1852,8 тыс. руб./чел., что на 26,9% больше, чем в 2020 году. Рост производительности труда – одна из главных стратегических целей «БелЗАН». В 2021 году предприятие вошло в число участников национального проекта «Повышение производительности труда». Уже сейчас сотрудники завода отмечают очевидные улучшения условий труда в производственных подразделениях. Так, более чем на 2,7 тыс. кв. м периметра главного корпуса оконные конструкции заменены на современные пластиковые, в результате в цехах «стало теплее и светлее, в целом комфортнее работать». Кроме того, проведены работы по замене верхнего освещения основного производства на энергосберегающее.

 

Реализация утвержденной на предприятии инвестиционной программы существенно повысит технический и технологический уровень производства, что позволит «БелЗАН» в полной мере заместить импортные аналоги на российском рынке

Тимур Галиахметов, генеральный директор «БелЗАН»

 

По словам руководства «РТ-Капитал», в 2021 году наибольший вклад в оздоровление «БелЗАН» внесли мероприятия, ориентированные на более рациональное использование кредитных ресурсов (снижение ставок и, соответственно, стоимости привлечения), энергоресурсов (более эффективное их потребление на производстве), инструмента (активное внедрение системы повторного использования). Аналогичный план мероприятий разработан на предприятии и на 2022 год. 

В марте текущего года началось погашение основного долга «БелЗАН». Согласно программе финансового оздоровления, полная трансформации предприятия должна завершиться к 2026 году, а 2030-й станет годом завершения антикризисных мероприятий. На вопрос «что будет дальше?» Сергей Петрин ответил так: «Наша задача – не владеть бизнесом, а реструктуризировать его. Поэтому, когда “БелЗАН” выплатит все долги и станет финансово устойчивым, мы, скорее всего, продадим его».

 

НИТИ «Прогресс»

ОАО «Научно-исследовательский технологический институт «Прогресс» (НИТИ «Прогресс») расположен в Ижевске и является одной из ведущих технологических организаций в России. Основная специализация института – сварочные технологии и оборудование, а также технологии обработки металлов давлением.

В советское время институт создавался для нужд оборонной промышленности: стояла необходимость освоить сварку, штамповку и обработку металлов для продукции ОПК сначала в Удмуртии, а затем и на предприятиях по всей стране. Сегодня НИТИ «Прогресс» продолжает работать с гособоронзаказом и освоил новые направления высокотехнологичной сварки, например, институт выпускает полный комплект оборудования для электронно-лучевой сварки. До распада СССР центр компетенций электронно-лучевой сварки находился в Украине.

Институт начал работу в сфере аддитивного производства. «В ближайшее время мы изготовим прототип 3D принтера, который будет печатать металлом с помощью электронного луча», – поделился Александр Зылев, заместитель генерального директора НИТИ «Прогресс». Это направление считается одним из наиболее перспективных в области развития электронно-лучевых технологий.

В начале 2000-х годов для сохранения финансовой устойчивости и ритмичности производственных процессов в период спада ГОЗ институт начал работать над выпуском серийного гражданского продукта – стальных радиаторных панелей отопления и сейчас считается одним из лидеров в этом сегменте. По словам Александра Зылева, выручка гражданского направления стала доходить до 80% от общего объема выручки института. Здесь специалист поясняет, что драйвером научно-технологического прогресса института остается все же работа с авиационной и ракетно-космической промышленностью, в то время как гражданский сегмент обеспечивает выручку.

 

Санкции против высоких технологий

В последние годы спрос на высокотехнологичную сварку, т.е. сварку с максимально возможным использованием передовых технологий и с минимальным участием оператора, возрос. Высокотехнологичная сварка критически важна там, где права на ошибку нет. «Если раньше надежность сварки зависела от слаженности и профессионализма нескольких специалистов, то теперь этот функционал передан системе управления и одному оператору». Высокотехнологичные сварочные работы стоят дороже, но необходимы в некоторых отраслях, например, в авиастроении или ракетостроении.

Высокотехнологичное направление ижевского института стало ощущать негативные последствия от введенных санкций с 2014 года. Тогда некоторые немецкие производители систем автоматизации процессов сварки ограничили свое присутствие на российском рынке. Санкции 2022 года полностью закрыли возможность использовать зарубежные системы автоматизации и «ударили» по действующим договорам института: в этом году НИТИ «Прогресс» по некоторым проектам ожидает убытки.

По поводу влияния санкций на поставку зарубежных комплектующих Александр Зылев говорит следующее: «Наш принцип сейчас такой: берем российское, если нет российского, смотрим на китайскую комплектацию, если нет китайской, тогда думаем, как сделать у себя». Руководство института уточняет, что «сделать у себя» можно было и раньше, но конечная стоимость получается слишком высокой. «Например, раньше изготавливать контроллер для управления вакуумом было финансово невыгодно, мы его закупали. А теперь выбора нет: мы начали осваивать его производство у себя», – делится заместитель генерального директора.

 

В «Ростех»

В 2019 году 38% акций НИТИ «Прогресс» перешли к «РТ-Капитал» от «РТ-Проектные технологии» (это специализированная организация «Ростех», созданная для реализации перспективных проектов в области информационных технологий). В том же году 13% акций института, принадлежавших Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество), были отданы самому «Ростеху». Таким образом, госкорпорация получила 51% акций и стала основным акционером НИТИ «Прогресс». «Так сложилось, что в России приятнее и выгоднее работать на государство, поэтому фактический переход в контур “Ростех” мы рассматриваем как положительное событие. У сотрудников института появилось ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне». С приходом нового акционера руководство института не поменялось.

 

Мы в первую очередь – технологический институт, где нам еще быть, кроме как не в «Ростехе»?

Александр Зылев, заместитель генерального директора НИТИ «Прогресс»

 

Владимир Андреев, руководитель направления Департамента управления активами «РТ-Капитал»: «Основные задачи на перспективу – сохранение положительной динамики финансово-экономических показателей НИТИ “Прогресс”, увеличение портфеля заказов, объема выручки, чистой прибыли и, как следствие, размера выплат дивидендов акционеру – “РТ-Капитал”». По мнению руководства института, цель передачи акций состояла также в том, чтобы «завести» предприятие окончательно в структуру «Ростеха» и обеспечить плавный переходный период.

НИТИ «Прогресс» не находился в кризисном положении в период передачи акций «РТ-Капиталу», выручка и прибыль предприятия росли и продолжают расти последние три года. «За период нахождения в контуре управления “РТ-Капитал” НИТИ “Прогресс” значительно улучшил свои финансово-экономические показатели. Чистая прибыль увеличилась с 36,6 млн руб. за 2019 год до 115,8 млн руб. за 2020 год и 173,7 млн руб. за 2021 год», – рассказывает Владимир Андреев.

В этом году менеджмент «РТ-Капитал» и руководство института сфокусированы на задачах, способствующих минимизации последствий санкций: на предприятии создается страховой резерв по материалам и комплектующим, оптимизируются логистические цепочки, из-за отсутствия импортных материалов ведется перепроектирование на доступную комплектацию.

Станкостроительный холдинг

Осенью прошлого года в СМИ появилась информация о намерении «Ростеха» создать новый станкостроительный холдинг. В состав холдинга должны были войти НИТИ «Прогресс», «БелЗАН», «Стан», а также ряд других компаний – производителей станочного оборудования. Новый производственный холдинг мог возглавить Кирилл Федоров, ранее занимавший должность генерального директора «РТ-Капитал».

«Сейчас никакой официальной информации по созданию холдинга и по вхождению туда НИТИ “Прогресс” нет», – сказал Александр Юрьевич. В «РТ-Капитал» комментировать информацию о текущих планах «Ростеха» по созданию станкостроительного холдинга не стали.

 

Автор - Елизавета Гуляева

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 3 (74), 2022 г., Санкт-Петербург

 

Партнеры