Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Европа и НАТО. Переменные. Часть 2

Автор Марианна Евтодьева

военный эксперт, старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

 

 

 

 

Помимо воздействия украинского фактора и наращивания поставок вооружений в Украину, ситуация в сфере безопасности для стран ЕС/НАТО в 2022–2023 гг. определялась более широким контекстом военно-политических и военно-экономических процессов. В их числе следует отметить рост военных расходов в странах региона, усиление нацеленной против России военной инфраструктуры на «восточном фланге», а также значительный рост закупок вооружений у США и крупных неевропейских поставщиков ВВТ, в первую очередь Южной Кореи и Израиля.

На структуры и политику ЕС эти процессы воздействовали в определенном смысле реверсивно, заставив Еврокомиссию в 2023–2024 гг. искать пути укрепления стратегической автономии и закупок вооружений ЕС путем разработки новой оборонно-промышленной стратегии и ряда других программ в рамках Евросоюза.

 

«Неповсеместный» рост военных расходов

Военные расходы в период с 2021 по 2023 г. увеличивались довольно значительными темпами почти во всех европейских странах-членах НАТО, за редкими исключениями – падение расходов в постоянных ценах в долларовом эквиваленте в эти годы были зафиксированы в Греции (на 12%), Италии (на 6,8%), Румынии (на 8,2%) и Хорватии (на 3,9%). В целом, по данным СИПРИ, военные расходы стран Западной Европы с 2021 по 2023 г. выросли в текущих ценах приблизительно на 10%, а по странам Центральной и Восточной Европы («восточный фланг НАТО» плюс балканские члены альянса) – на целых 40%, что для европейских стран по меркам последних двух десятилетий составляет весьма существенное повышение. Так, например, в США военные расходы с 2021 по 2023 г. возросли с 870 до 880 млрд долларов в постоянных ценах, а в Канаде – с 26 до 27,3 млрд долларов, т. е. менее чем на 2 и 5%, соответственно. Однако при этом были изменены многие военные программы этих стран.

Отвечающее решениям последних саммитов Североатлантического альянса требование о пороге военных расходов в 2% от ВВП было выполнено к 2023 г. далеко не всеми странами-членами НАТО. В Западной Европе его не выполнили Бельгия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция и даже ФРГ, чьи военные расходы находились в пределе 1,5% от ВВП. Из стран Центральной и Восточной Европы 2-процентного порога достигли только Польша (расходы в 3,83% от ВВП в 2023 г.), страны Балтии, Венгрия, Словакия и Сербия (не входящая в НАТО), а вплотную подошли к нему с расходами более чем 1,7% ВВП лишь Албания, Болгария, Северная Македония и Хорватия. 

 

ЕС должен повысить свою готовность к обороне и устранить фрагментацию оборонной промышленности

Урсула фон дер Ляйен, глава Еврокомиссии з заявления на открытии саммита Евросоюза 22 марта 2024 г.)

 

Казалось бы, можно было ожидать дальнейшего роста военных расходов европейских стран, которые ориентированы на достижение 2-процентного показателя. Однако для такого роста есть много как политических ограничений (это мало поддерживается электоратом), так и экономических. Экономики европейских стран продолжают испытывать кризис из-за событий в Украине в связи с повышением цен на углеводороды, а также масштабными сбоями в товарообороте, экспортных цепочках поставок товаров и добавленной стоимости по целому ряду отраслей. Как следствие, практически по всей Европе снижаются показатели экономического развития.

Так, при темпах роста ВВП в странах евразийского региона (Россия, постсоветские страны, Китай, Южная и Юго-Восточная Азия) в 2023 г. не менее чем 5–7%, в Европе он составлял максимум около 4% в некоторых балканских странах, около 2% в Литве, Словакии, Словении, Испании, Греции и Польше и менее 1% в ключевых европейских экономиках – Великобритании, Франции, Италии и Германии. Таким образом, именно в этих условиях, и к тому же с учетом все возрастающей экспансии в Европу транснациональных компаний из США и ряда других стран, европейские государства будут вынуждены принимать дальнейшие решения о наращивании закупок вооружений и увеличении расходов на свою безопасность, в том числе в рамках НАТО.

 

Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.

Мы используем файлы «Cookie» и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта.
Нажимая кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных и обработкой файлов «Cookie».
При отключении файлов «Cookie» некоторые функции сайта могут быть недоступны.
Принять