Автор Марианна Евтодьева,
военный эксперт, старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Начиная с февраля 2022 г., в условиях небывалого обострения отношений с Москвой, США прикладывали максимум усилий для наращивания консолидации ЕС и НАТО. Эти процессы активно развиваются по сей день.
Они находят выражение сразу в нескольких параллельных стратегиях, начиная от отправки большого числа вооружений и значительных объемов военной и финансовой помощи Украине через финансовые механизмы США и ЕС и повышения в этих странах военных расходов, заканчивая стратегией НАТО по развертыванию «дополнительных сухопутных и военно-воздушных сил, а также морских сил» в восточной части Североатлантического союза, одобренной на Мадридском и Вильнюсском саммитах НАТО в 2022–2023 гг.
Дополнительно к продолжающимся крупным вливаниям в Украину военной техники «из наличия» собственных вооруженных сил многие страны ЕС/НАТО увеличивают количество и объемы заказов предприятиям своего оборонно-промышленного комплекса для реализации украинских поставок и наращивают собственные закупки вооружений, чтобы «восстановить боеспособность» и компенсировать тающую материально-техническую базу своих армий. Кроме того, активно образуются довольно эффективно работающие коалиции из числа западных стран по передачам по запросу Киева различных типов боевых систем.
Общие тенденции оказания военной помощи США и ЕС
Процессы выделения помощи развиваются крайне противоречиво и зачастую приводят к спорам между союзниками. Тем не менее, общий консенсус между США, странами ЕС и другими странами-союзниками относительно оказания военной помощи Украине остается довольно крепким, и он не «размывается» под влиянием экономических и внутриполитических факторов. Различия во мнениях имеют место зачастую только во взглядах на отдельные специфические вопросы, связанные с видами и объемами военной, военно-консультативной и финансовой поддержки Киеву.
Так, новый премьер Италии Джорджа Мелони, одержавшая чуть более года назад победу на выборах в Италии как лидер правоцентристских сил, тем не менее, на деле в своем политическом курсе демонстрирует умеренность и лояльность Брюсселю, в том числе по украинскому вопросу. Во Франции продолжается острая критика действующего президента Эмманюэля Макрона со стороны председателя фракции «Национальное объединение» Марин Ле Пен, но она связана не с тем, что Ле Пен «не поддерживает народ Украины», а с наносящим ущерб экономике ЕС эмбарго на нефтегазовые поставки, прежде всего, и с активной поддержкой Макроном обсуждавшихся западными странами идей об «отправке войск на Украину» и увеличении поставок ракет среднего и дальнего действия «для глубоких ударов».
Мы это обсудили, консенсус по отправке сухопутных войск [на Украину] официально пока не достигнут. Но в будущем ничего исключать нельзя
Эмманюэль Макрон, президент Франции (из заявления на саммите стран ЕС в Париже, 26 февраля 2024 г.)
Вызвавшие широкий резонанс заявления о возможности в будущем отправки войск какой-либо из европейских стран в Украину были сделаны французским президентом на саммите стран ЕС в Париже 26 февраля текущего года, а за месяц до этого Франция подтвердила отправку Киеву более 40 крылатых ракет большого радиуса действия воздушного базирования SCALP. Такой подход был назван Ле Пен «опасным и легкомысленным». В то время как в Еврокомиссии на позицию Макрона отреагировали в том ключе, что «страны блока должны сами решать, какой тип военной поддержки предоставить Киеву», канцлер ФРГ Олаф Шольц полностью исключил возможность отправки военнослужащих ФРГ в Украину и передачи Киеву дальнобойных крылатых ракет Taurus. Шольц, а также премьер-министр Нидерландов Марк Рютте при этом подчеркнули и отсутствие у НАТО планов по отправке войск на Украину.
Французский лидер, тем не менее, продолжил отстаивать необходимость поставки Киеву производимых MBDA французско-британских ракет SCALP/Storm Shadow и заявил в конце февраля текущего года о формировании «европейской коалиции» по отправке в Украину ракет и бомб средней дальности. Поставки таких ракет Киеву активно отстаивала и Великобритания, притом используя достаточно агрессивную риторику. Особенно громко, на фоне сообщений о дополнительных передачах Великобританией Киеву крылатых ракет Storm Shadow в апреле, прозвучало интервью главы МИД Соединенного Королевства Дэвида Кэмерона агентству Reuters, где он, в частности, говорил о том, что Украина, защищая себя, «имеет право наносить удары британским оружием по целям внутри России».
К настоящему времени из всех стран западной коалиции только Франция и Великобритания с осени 2023 г. поставляют Украине крылатые ракеты SCALP и Storm Shadow дальностью свыше 250 км, способные достигать ряда южных российских регионов. Известно также о поставках США Украине с октября 2023 г. тактических баллистических ракет ATACMS, но они передавали эти ракеты в версии Block I дальностью до 165 км, а не в версии Block II 300-километровой дальности.
Помимо дальнобойных ракет, страны ЕС продолжают в больших объемах передавать Украине другие летальные и нелетальные вооружения и оказывать иную военную помощь. Так, в январе-феврале 2023 г. европейские страны договорились о передаче Украине более 140 танков Leopard с соответствующей помощью в обеспечении их обслуживания. В объединение стран-поставщиков вошли Дания, Испания, Нидерланды, ФРГ, Польша, Норвегия и Португалия.
В 2023 г. была сформирована также возглавляемая США, Данией и Нидерландами коалиция стран по передаче Украине истребителей F-16. Всего, согласно этой инициативе, в Украину в 2024 г. должно быть поставлено несколько десятков F-16 и сформировано несколько боеготовых эскадрилий. В 2023 г. была обеспечена подготовка украинских пилотов в этих и нескольких других европейских странах, и открыт тренировочный центр для пилотов в Румынии. Двадцать стран объединила сформированная Францией и Германией коалиция по созданию в Украине совместимой с натовской системы противовоздушной обороны, в рамках которой также начато обучение украинских военных. В январе 2024 г. запущена инициативная коалиция из 23 стран по улучшению возможностей артиллерийских систем Украины и передаче боеприпасов для них. Кроме того, действуют такого же рода объединения (коалиции) стран по обеспечению безопасности на море, разминированию, информационной безопасности и ряд других.
Создание таких коалиций в 2023 г. тесно коррелировало и зачастую напрямую вытекало из решений «контактной группы по Украине» (Ukraine Defense Contact Group) – созданного в апреле 2022 г. первоначально на базе НАТО неформального объединения стран по координации поставок вооружений Украине. К началу 2023 г. число стран-участниц группы (ее также принято называть «форматом Рамштайн», поскольку ежемесячные встречи министров обороны входящих в нее стран проходили в основном на американской базе Рамштайн в ФРГ) увеличилось до 54 государств, в нее вошли многие страны-союзники США и НАТО вне Европы.
Решениями контактной группы были обусловлены наиболее значимые изменения в стратегиях поставок ВВТ стран коалиции в Украину в 2022–2023 гг. – наращивание поставок 155-мм артиллерийских систем, систем залпового огня и боеприпасов к ним весной-летом 2022 г., передача Украине из США ракет Harpoon, Brimstone, систем HIMARS и ракет HARM в июне-сентябре 2022 г., увеличение странами ЕС и НАТО числа поставляемых Киеву систем ПВО западного образца с октября 2022 г., наращивание поставок танков (в основном за счет американских M1 Abrams и немецких Leopard) в 2023 г. Одним из последних ключевых обсуждений в рамках группы стало согласование поставок F-16 и обеспечение соответствующей подготовки украинских пилотов в 2023 г.
В целом по итогам 2023 и начала 2024 г. объемы военной помощи, оказанной Украине странами ЕС, оказались намного выше, чем в первый год СВО, причем к концу 2023 г. помощь от ЕС фактически сравнялась с объемами военной помощи, предоставленной Киеву Соединенными Штатами. По данным Кильского института экономики, военная помощь, выделенная Украине со стороны США в 2022 г., составляла около 40 млрд евро, а со стороны стран ЕС – около 11 млрд евро. В совокупности эта сумма более чем в 10 раз превышала «довоенный» оборонный бюджет Украины 2021 г. и была сравнима с военными расходами России в 2021 г.
С февраля 2022 г. по февраль 2024 г. общий объем выделенной военной помощи США составил только 43,2 млрд евро, тогда как в странах ЕС вместе с институтами ЕС он вырос приблизительно до 34 млрд евро, а с учетом европейских стран, не входящих в ЕС (Великобритания, Норвегия, Исландия и Швейцария), – до 41,6 млрд евро. При этом общие объемы выделенной помощи (включая финансовую и гуманитарную) стран ЕС и институтов ЕС даже превысили по итогам 2022–2023 гг. помощь, предоставленную США: у ЕС они достигли к январю 2024 г. 89,6 млрд евро, а у США – лишь 67 млрд евро.
Крайне неясно, направят ли США дальнейшую военную помощь Украине в 2024 году. При отсутствии дальнейшей поддержки со стороны Соединенных Штатов Европе придется по крайней мере удвоить текущие усилия по военной поддержке Украины
Кристоф Требеш, директор по исследованиям Кильского института (в докладе «Ukraine's Support Tracker», февраль 2024 г.)
Резкое снижение объемов американских поставок вооружений и объемов помощи во второй половине 2023 г. было тесно связано с межпартийными разногласиями в США и соответствующей продлившейся более полугода (с августа 2023 г. по апрель 2024 г.) блокировкой Конгрессом США решений о выделении нового пакета военной помощи Украине. Рассмотрение «украинского вопроса» осложнилось для Вашингтона еще и из-за обострения палестино-израильского конфликта в октябре. На повестке дня встал вопрос об оказании поддержки Израилю. При этом оставалось неясным, какие «масштабы» такой помощи были бы приемлемыми и отвечали интересам США в регионе, при том, что в Тель-Авиве первоначально настаивали на крупномасштабной военной операции в секторе Газа, тогда как в США такой подход рассматривался как контрпродуктивный.
Результатом блокировки решений о пакетах иностранной военной помощи Вашингтона стало то, что, по оценкам Кильского института экономики, всю вторую половину 2023 г. ежемесячно выделяемая Соединенными Штатами помощь Украине не превышала 0,5–0,6 млрд евро – по сравнению с приблизительно 2,8 млрд евро ежемесячной помощи в первой половине 2023 г. У европейских политиков и экспертов стали появляться опасения, что патовая ситуация в США продлится долго, а Европе фактически придется брать на себя расходы, «вытягивая» всю кампанию по поставкам вооружений и боеприпасов Киеву и финансированию других военных приготовлений в Европе вплоть до президентских выборов в США.
Это, однако, не произошло. После нескольких месяцев блокировки голосования ультраконсервативными республиканцами и сторонниками Д. Трампа в субботу 20 апреля 2024 г. 311 голосами против 112 (против голосовали в основном конгрессмены-республиканцы) Палата представителей США проголосовала за одобрение иностранной помощи Украине, Израилю и Тайваню на сумму 95 млрд долларов. Этот законодательный пакет включил в себя помощь в размере 60 млрд долларов Киеву, 26 млрд долларов Израилю (в том числе помощь гражданскому населению в зоне конфликта), остальные 8 млрд долларов отправились в Индо-Тихоокеанский регион. Тем самым своего рода баланс между объемами военной и финансовой помощи Украине от США и стран ЕС был фактически восстановлен – принятое компромиссное решение останется в силе вплоть до президентских выборов в США в ноябре.

РСЗО HIMARS
По настоянию республиканцев, возглавляемых Д. Трампом, этот пакет помощи предписывает президенту США затребовать от украинского правительства возврата 10 млрд долларов, т.е. оформления ее по механизму кредита. Еще одной ключевой особенностью одобренного пакета помощи стало то, что значительная часть финансирования по Украине будет направлена на пополнение запасов вооружений и боевой техники армии США после осуществленных ранее масштабных передач ВВТ Киеву – по оценкам, на это уйдет около 37 млрд долларов из 60, отведенных Украине.
В Европейском Союзе, что характерно, во второй половине 2023 г. также длительно блокировался крупный пакет помощи Украине в размере около 50 млрд евро, только это был пакет не военной, а финансовой и бюджетной поддержки Киева. Выделить такой пакет помощи на период с 2024 по 2027 г. (по 12 млрд евро ежегодно) в целях укрепления финансовой стабильности и процессов реконструкции на Украине, а также ее вступления в ЕС, предложила в июне 2023 г. председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Однако принятие соответствующего решения затянулось вплоть до встречи лидеров стран ЕС 1 февраля 2024 г. из-за несогласия президента Венгрии Виктора Орбана, который наложил вето на 50-миллиардный пакет помощи в декабре 2023 г., а до того – не раз критиковал западные санкции против России, введенные из-за украинского конфликта. Уговорить венгерского лидера поддержать сделку европейским лидерам удалось, в конце концов, только в обмен на заверения, что помощь Украине не будет поступать из средств ЕС, выделяемых Будапешту из совместной казны блока.
Несмотря на столь длительную задержку решения о крупном пакете помощи Украине, в итоге оно было представлено в западных СМИ как «большая победа» ЕС и важный сигнал: и для США (где на тот момент продолжались разногласия в Конгрессе), и для всего мира, что широкомасштабная поддержка западными странами Украины в ее противостоянии с Россией продолжится.

Танк Leopard 2 A6
Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.