Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

«Новое качество» рынка вооружений стран Юго-Восточной Азии. Часть 1

Автор Марианна Евтодьева, военный эксперт, старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН 

На мировом рынке вооружений продолжается глубокая трансформация. Усиливается конкуренция ключевых экспортеров – США, Китая, России, Франции, ФРГ, Испании, Великобритании, Израиля, и отчетливо заявляют о себе новые поставщики – Южная Корея, Бразилия, Индия и Турция.

 

Во многих странах-импортерах наращиваются объемы национального производства вооружений и военной техники (ВВТ), повышается значение лицензионных и офсетных соглашений. Общими трендами становятся рост технологического противоборства в оборонной сфере и закрепление за ключевыми экспортерами вооружений, являющимися одновременно и лидерами в области развития оборонных технологий, роли поставщиков высокотехнологичных систем и компонентов, в отличие от преобладавших ранее процессов передачи готовых боевых платформ. Доля закупок таких подсистем, включая двигатели, электронику и сенсорные системы, продолжает расти в совокупном военном импорте Индии и Китая, стран Персидского залива, государств Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.

Важно отметить, что технологическое противоборство усиливается де-факто не столько между всеми крупными экспортерами рынка вооружений, сколько, как это становится очевидным в последние несколько лет, между странами, находящимися в отношениях военно-политического противостояния и соперничества. События в сфере международной безопасности и оборонной политики, а также санкционная стратегия США и западных стран в последние годы демонстрируют, что в качестве таких ключевых соперников на мировой арене они рассматривают в первую очередь Россию и Китай. Во многом именно на противодействие укреплению позиций Москвы и Пекина на мировом рынке вооружений «переориентируются» все ключевые инструменты регулирования на этом рынке, политические и экономические, применяемые США, ЕС и другими западными странами. Ярче всего это демонстрируют действующие с 2014 г. антироссийские санкции США и стран ЕС в отношении оборонных закупок, а также применяемые Соединенными Штатами с 2017 г. санкции в соответствии с CAATSA.

 

С 2014 г. действуют санкции США в отношении отдельных отраслей экономики России, включая финансовый, энергетический сектор и ОПК. Введен запрет на импорт и экспорт вооружений, сопутствующих материалов, товаров и услуг двойного назначения из России и в Россию. Согласно санкциям ЕС, установлен запрет на покупку, продажу, трансфер, экспорт оружия и военного оборудования в Россию из ЕС, а также запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования.

 

В целом санкции и противоборство по линиям «Россия-Запад» и «США-Китай» указывают на усиление «блоковых принципов» и разделительных линий в мировой торговле вооружениями. Многие страны-импортеры встают перед выбором: покупать у западных стран или у их оппонентов.

Эти тенденции находят отражение в развитии всех региональных рынков оружия, в том числе рынка вооружений стран Юго-Восточной Азии (ЮВА). В этот регион входят 10 стран-членов АСЕАН и выступающая как наблюдатель в АСЕАН Демократическая республика Тимор-Лешти. Индонезия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Малайзия и Вьетнам – это «флагманы экономического развития» региона с самыми большими в ЮВА объемами ВВП. Эта флагманская шестерка обладает самыми высокими военными расходами в регионе, варьирующимися от 3,7 (у Малайзии) до 10,6 млрд долларов в год (у Сингапура), также это крупнейшие импортеры ВВТ.

Емкость рынка ЮВА пока невелика в плане объема ежегодных продаж (около 3 млрд долларов в год), но это быстрорастущий и один из самых конкурентных рынков вооружений в мире. (Таблица 1) Вплоть до недавнего времени он оставался также значительно диверсифицированным в силу одновременного присутствия многих экспортеров – США, европейских стран, Израиля, России, Китая, Южной Кореи и других стран.

Высокая конкурентность и диверсифицированность в закупках закрепились в качестве значимых тенденций в последние два десятилетия под влиянием нескольких ключевых факторов. Начиная с «нулевых годов», большинство стран региона повышали военные расходы, исходя из необходимости модернизации вооруженных сил (перевооружения на боевые системы 3-го и 4-го поколения), преодоления внутренних угроз безопасности (таких как политическая нестабильность, терроризм, экстремизм и конфликты), а также противодействия внешним угрозам. Одной из ключевых таких угроз большинство стран ЮВА, как это было закреплено недавно в их военных доктринах и стратегиях, считают усиление военно-политических позиций Китая в зоне Южно-Китайского моря, а также нарастание геополитического и военного противоборства США и КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Еще одним из ключевых факторов, влияющих на степень диверсифицированности этого рынка, стали санкции на поставки вооружений, которые западные страны вводили в отношении ряда стран Юго-Восточной Азии. За последние полтора-два десятилетия санкции применялись в отношении Индонезии в 1999–2006 гг., Таиланда – после 2007 и 2014 гг. и Мьянмы – до середины 2010-х гг. и после 2021 г. Ограничения на поставки определенных типов вооружений вводились также с 2016 по 2019 г. в отношении Филиппин. Результатом санкций в отношении этих стран становилось, как правило, расширение доли закупок основных видов ВВТ у «альтернативных» поставщиков вооружений, включая Китай, Россию, Южную Корею и ряд других государств, которое могло носить средне- и долгосрочный характер.

 

Закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), принятый США в 2017 г., предусматривает, что президент США может вводить санкции в отношении физических и юридических лиц любых стран за вступление в отношения (сделки) с российскими физическими и юридическими лицами в оборонной сфере, в сфере кибербезопасности и финансов, а также в проекты сотрудничества по добыче сырой нефти и взаимодействия с российскими разведывательными структурами.

 

С точки зрения превалирующих моделей в закупках вооружений регион ЮВА неоднороден. Некоторым странам – в частности, Сингапуру и Вьетнаму, в силу определенных причин в последние десятилетия не была присуща значительная диверсификация военного импорта. В то же время Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины ориентировались на широкий перечень стран-партнеров.

 

Индонезия и Малайзия: «обратный дрейф» к закупкам западных вооружений

Диверсификация военного импорта Индонезии, которая до конца 1990-х гг. закупала основные боевые системы – боевые корабли, самолеты и вертолеты – почти исключительно у западных стран, начала набирать обороты после 1999 г. Тогда против нее начали действовать санкции, выраженные в запрете оружейного импорта и запасных частей ВВТ из США и государств ЕС. На этом фоне в 2003 и 2007 гг. Индонезия заключила с Россией соглашения о поставке нескольких истребителей Су-30, Су-27СК и Су-27МК (всего ею были получены пять Су-30, два Су-27СК и три Су-27МК), которые стали самыми крупными сделками Москвы и Джакарты по закупкам вооружений с начала 1990-х гг. Помимо этих истребителей, к 2015 г. Россия осуществила поставку Индонезии шести истребителей четвертого поколения Су-30МК2 (по контракту стоимостью до 470 млн долларов), в общей сложности 24 ударных вертолетов Ми-35 и многоцелевых Ми-17B-5, 37 БМП-3Ф, а также значительного количества управляемого ракетного вооружения. Еще более 20 БМП-3Ф были дозаказаны Джакартой в 2019 г.

Налаживая сотрудничество с другими незападными поставщиками, Индонезия заключила соглашения с Южной Кореей о приобретении 16 учебно-боевых самолетов T-50I (поставки по нему были осуществлены в 2013–2014 гг.), учебно-тренировочных самолетов KT-1B и пяти десантных кораблей-доков (ДКД) типа Makassar. Реализация последнего контракта шла с 2004 по 2019 г., при этом три корабля были построены по лицензии в самой Индонезии. Весьма значимой для страны сделкой стало также соглашение 2010 г. с группой южнокорейских компаний, включая KAI, по совместной разработке многоцелевого истребителя KF-21 Boramae (КF-Х), в рамках которого Индонезия приняла решение частично профинансировать проект (на сумму 1,6 млрд долларов), а затем в конце 2020-х гг. – осуществить закупки самолетов КF-Х.

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.