Автор Марианна Евтодьева, военный эксперт, старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН
Роль амбиций Польши как региональной державы и ее значимость как одной из главных опор США в восточноевропейском блоке стран НАТО существенно возросла после февраля 2022 г. Из всех стран Центральной и Восточной Европы именно Польша продолжает поставлять Украине наибольшие объемы военной помощи, включая вооружения и военную технику (ВВТ).
По итогам 2022 и 2023 гг. Польша заняла третье место из стран ЕС и шестое – среди 41 страны мира по объемам поставленной Киеву военной помощи, притом с очень широким ассортиментом военной техники, включая бывшие советские танки Т-72, созданные на их основе PT-91 Twardy, БМП-1, ударные и транспортные вертолеты, БПЛА, сотни гаубиц разных типов, минометов, ПЗРК, а также боеприпасов к ним. Польша же, с ее аэропортами в Жешуве и Люблине и 13 автодорожными и железнодорожными пропускными пунктами на границе с Украиной, остается ключевым транзитным узлом, через который продолжают идти потоки вооружений и военной техники из западных стран Киеву.
В последние несколько лет отмечался постоянный и довольно значительный рост военных расходов Польши. Если в 2013 г. они составляли 8,6 млрд долларов США, то в 2020 г. выросли уже до 14,2 млрд, превысив 2% от ВВП страны – показателя, о выполнении обязательств по которому США много лет договаривались со странами НАТО. К 2022 г. военные расходы страны удвоились за десятилетие до 16,8 млрд долларов.
Несколько лет назад оборонный бюджет Польши планировалось увеличить к 2030 г. до 2,6% с соответствующими «положительными эффектами» для обороноспособности, но в 2022 г. в польском Министерстве обороны озвучили планы добиться расходов не менее чем в 3% ВВП ввиду усиления «российской угрозы» и необходимости подготовки к возможной российской агрессии. В основном эти «дополнительные» расходы будут направляться на решение ключевых на сегодняшний день задач по наращиванию обороноспособности и безопасности, как они сегодня видятся в Польше: это реализация крупнейших программ по перевооружению армии и контрактов по закупкам новых видов вооружений и техники; укрепление оборонно-промышленного потенциала; формирование недавно созданных Сил территориальной обороны. Также в значительной степени предусматриваются средства на продолжение помощи Украине и укрепление польского сотрудничества с США и НАТО. Более подробное рассмотрение этих задач позволяет понять цели и направленность, существующие проблемы и возможные перспективы общей стратегии и хода реализации основных программ военного строительства Польши.
На данный момент Польша располагает достаточно многочисленными и развитыми вооруженными силами численностью в 114 тыс. человек и довольно сильной оборонной промышленностью. Около 60 тыс. военнослужащих Польши служат в сухопутных войсках. Военно-воздушные и военно-морские силы и силы специальных операций отличаются значительно меньшей численностью (14 тыс. и 6 тыс. человек, соответственно), но в то же время активно укрепляются созданные в 2017 г. Силы территориальной обороны, которые должны вырасти до 53 тыс. человек к 2026 г.
В марте 2022 г. в Польше был установлен новый уровень оборонных расходов в 3% ВВП с 2023 г. Также создан внебюджетный фонд, предназначенный для финансирования инвестиций путем выпуска облигаций. В 2023 г. фонд должен принести дополнительные 6,3 – 8,4 млрд к базовому оборонному бюджету в размере 20,8 млрд долларов США. Это может приблизить Польшу к расходам в 4% ВВП, что сделало бы страну крупнейшим по доле на оборону от ВВП государством в НАТО
Из оценок в «Military Balance – 2023» Международного института стратегических исследований (IISS)
Основное внимание в Концепции обороны страны на 2017–2032 гг. уделяется подготовке вооруженных сил к сдерживанию российской агрессии, которая в документе характеризуется как «прямая угроза Польше и стабильному международному порядку», а в качестве одной из главных задач армии обозначено восстановление армейских дивизий как тактических боевых единиц. Также в стране продолжается выполнение плана технической модернизации армии на период с 2021 по 2035 г., реализуется реформа оборонных закупок (с 2022 г. начало работу объединенное агентство по вооружениям), запланировано создание собственного потенциала по предотвращению доступа/блокированию зоны (A2/AD), намечены новые задачи в области поддержки исследований и разработок по новым технологиям и по укреплению внутренней оборонно-промышленной базы.
Кроме того, в качестве приоритетных целей отмечены укрепление войск территориальной обороны и сотрудничества с США и странами НАТО в оборонной сфере, в том числе, в контексте размещения военнослужащих США и НАТО, находящихся в Польше. Речь идет о размещенной в польском Щецине дивизии многонационального корпуса НАТО «Северо-Восток» и Объединенной оперативной группы НАТО повышенной готовности (VJTF), а также о Центре Объединенной группы сил НАТО в Быдгоще. Кроме этого, подписанное в 2020 г. США и Польшей Соглашение о расширенном оборонном сотрудничестве открыло возможности для наращивания развертывания в стране на ротационной основе до 20 тыс. американских военных, и такое развертывание, как подтверждают в том числе руководители белорусских силовых ведомств, в последние два года как раз и происходит в Польше.
В целом польскую армию, в первую очередь Сухопутные силы, отличает довольно высокий уровень оснащения современными образцами оборудования и техники, а согласно рейтингу Global Firepower 2023, Польша входит в десятку наиболее развитых в военном отношении европейских стран и находится на 20-м месте по оборонному потенциалу из всех стран мира. Заметное перемещение Польши на более высокие позиции в этом рейтинге началось с 2010-х гг., когда страна приступила к реализации новых военных программ. Однако следует отметить, что такие оценки даются по большей части на основе сравнения с армиями других Восточно- и Центрально-европейских стран, обладающих гораздо более низким военным потенциалом.
Между тем, не все реализуемые в Польше в последние полтора десятилетия военные программы были успешными, и несмотря на достижения польского военного строительства, нельзя не отметить проблемы, возникающие у Варшавы при реализации ключевых военных закупок. К ним, в частности, относится очень высокая цена сотрудничества с США по закупкам авиатехники, включая истребители, а также буквально преследовавшие Польшу до 2022 г. неудачи с обновлением танкового парка, проблемы с модернизацией военно-морских сил, большие сложности во взаимодействии польских военных с немецкими компаниями-поставщиками вооружений, вылившиеся в 2022 г. в открытый конфликт вокруг «компенсаций» поставок вооружений в Украину.
Польша сталкивается и с комплексом сложностей, характерных в целом для стран третьего эшелона развития оборонно-промышленного комплекса, которые связаны у нее в первую очередь с трудностями перехода от постсоветских производственных технологий к западным и необходимостью встраивания в западные глобальные и региональные цепочки поставщиков вооружения и компонентов. Однако обо всем по порядку.

Ключевые программы закупок ВВТ Польши
ВВС Польши, в советские годы весьма мощные, на 2022 г. состояли, по данным Military Balance, всего из 94 боевых, 48 военно-транспортных и около 40 учебно-тренировочных самолетов, включая две эскадрильи МиГ-29 А/УБ (28 истребителей), две эскадрильи Су-22М (около 18 боеготовых самолетов) и три эскадрильи F-16 C/D Block 52+ (всего 48 истребителей). Эти 48 американских истребителей F-16, предназначавшиеся для замены отслуживших советских Су-22, Польша приобрела у Lockheed Martin в 2003 г. (сами поставки были выполнены с задержкой – к 2012 г.). Обсуждались варианты вместо этой сделки осуществить закупку французских Mirage-2000-5 или шведских Jas-39 Gripen, однако выбор в пользу американского контракта был сделан, по мнению экспертов, ввиду предоставления выгодного кредита и инвестиций со стороны американских компаний на сумму в 9 млрд долларов. Считается также, что скреплена эта сделка была политическими договоренностями об участии Польши в миссии в Афганистане и готовности поддержать вторжение в Ирак. В дополнение к этим истребителям Польша в значительных объемах докупала у США ракеты типов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» JASSM, JASSM-ER, AIM-120C и AIM-9X Sidewinder.
С учетом того, что реализация программы замены истребителей в Польше (программа «Harpia») за счет сделки по F-16 оказалась отнюдь не завершена, в 2020 г. было, наконец, принято долго откладывавшееся решение о закупке новой партии в 32 новейших истребителя в рамках этой программы. Новыми купленными машинами стали истребители 5-го поколения F-35A Lightning-2 со сроками поставки не ранее чем в 2024–2030 гг. и довольно спорными условиями: по мнению экспертов, стоимость контракта в 4,6 млрд долларов в значительной степени завышена, и условия, предполагающие обеспечение сервисными услугами, программы по обучению пилотов и помощь в создании инфраструктуры обслуживания для F-35, не вполне это компенсируют.
Военно-транспортную и учебно-тренировочную авиацию Польше удалось заменить в течение 2000-х и 2010-х гг. более быстро и удачно: в первом случае – за счет закупок нескольких С-130Е Hercules у США и 16 C295М у Испании, а во втором – за счет приобретения 12 М-346 у Италии и собственного производства легких учебных самолетов PZL-130 Orlik (на вооружении сейчас находится 28 единиц). Значительную часть компонентов, включая двигатели, и вооружений для этих самолетов Польша закупала у США, Канады, Чехии и ряда других стран. Из военно-транспортных самолетов советского типа на вооружении ВВС к настоящему времени остаются только около 40 легких М-28 Bryza (включая версию An-28TD Bryza-1TD), большая часть из которых были произведены в 1990-е гг. в Польше по российской (продленной советской) лицензии.
Из вертолетной техники в ВВС, армейской и морской авиации Польши по-прежнему остаются на вооружении значительное число вертолетов советского/российского производства – ударные Ми-24В/Д (28 единиц в армейской авиации), многоцелевые Ми-17, военно-транспортные Ми-8, противолодочные Ми-14. В рамках намеченной программы замены ударных вертолетов Kruk Польша в 2022 г. разместила у Boeing крупный заказ на закупку 96 ударных вертолетов AH-64E Apache, на основе которых планируется полностью заменить устаревший парк ударных вертолетов, т.е. все имеющиеся Ми-24, и создать шесть вертолетных эскадрилий (бригад). Как минимум одну такую бригаду намечено включить в состав недавно сформированной механизированной дивизии, создаваемой наподобие американских «тяжелых» дивизий, которая оснащается новейшими вооружениями и техникой, включая поступающие американские танки Abrams.
Мы заказали в Южной Корее тысячу танков K2, более 600 гаубиц K9 и три эскадрильи истребителей FA-50. Ими мы закроем границу с Россией и Белоруссией. Кроме того, укрепим восточный фланг с помощью американских танков Abrams и вертолетов Apache. Apache вместе с Abrams сформируют заслон, который закроет Брестские ворота [80-километровая полоса между реками Нарев и Буг рядом с польской границей]. Танки Abrams вместе с Apache составят непреодолимую преграду
Из заявления министра обороны Польши Мариуша Блащака (13 августа 2023 г.)
Ранее, в 2019–2021 гг., у США были закуплены около десятка военно-транспортных S-70 Black Hawk. Из других типов вертолетов на вооружении имеются произведенные польскими авиапредприятиями более двух десятков средних военно-транспортных PZL W-3 Sokol и более 35 легких PZL Mi-2 Hoplite (модернизированных Ми-2) и SW-4 Puszczyk.
Основу создания современной системы ПВО/ПРО Польши – так называемой программы «Wisla» – составляет формирование польской ПРО театра военных действий. В соответствии с программой «Wisla» по контракту с США 2018 г. на сумму в 16,6 млрд долларов с 2022 г. начата поставка в Польшу четырех систем (батарей) ПВО/ПРО Patriot (PAC-3), к которым Варшава запланировала добавить еще 12 таких же систем по соглашению 2022 г.
Помимо зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) Patriot, которые, помимо Польши, находятся на вооружении таких стран НАТО, как ФРГ, Греция, Турция и Нидерланды, важнейшими элементами системы ПРО НАТО являются системы Aegis морского и наземного базирования, РЛС раннего предупреждения (в Великобритании и Турции) и спутники системы раннего предупреждения. Впрочем, на фоне ведущихся боевых действий в Украине многие вопросы конфигурации системы Евро-ПРО продолжают оставаться в европейских странах и НАТО на обсуждении.
Помимо системы ПВО/ПРО, Польша, опираясь на сотрудничество с Норвегией, смогла значительно укрепить свою систему береговой обороны – за счет закупок, начиная с 2008 г., норвежских систем NSM CDS и ракет NSM к ним, при участии в поставке ряда компонентов польских оборонных предприятий.
На вооружении Сухопутных сил Польши в 2022 г. состояли 797 основных боевых танков (ОБТ) и около 2430 боевых бронированных машин, включая 1611 боевых машин пехоты (БМП) и около 370 бронетранспортеров (БТР). Tаким образом, этот парк танков и бронетехники был четвертым по численности (но не по качественным характеристикам) среди членов НАТО, намного превосходя количество танков и боевых бронированных машин, имеющихся, в том числе, у ФРГ, Великобритании, Франции и Италии. Довольно высоким – более 750 – было и число развернутых в сухопутных войсках артиллерийских установок, включая около 220 советских 122-мм самоходных установок (САУ) 2С1 «Гвоздика», 75 РСЗО БМ-21 «Град», а также польские САУ AHS Krab, чехословацкие самоходные пушки-гаубицы М-77 Dana, чехословацкие РСЗО RM-70, созданные на основе системы «Град», и польские РСЗО WR-40 Langusta.
На начало 2022 г. танковый парк Польши включал 318 танков Т-72 (в версиях Т-72М, Т-72М1 и Т-72М1R), 232 польских PT-91 Twardy, а также 126 танков Leopard 2A4 (модернизируемых до версии 2PL), 105 Leopard 2А5 и 16 танков Leopard 2PL, проходящих боевые испытания. В число боевых машин пехоты польской армии входили 1252 устаревшие БМП-1 и 359 поставленных из Финляндии или построенных по финской лицензии БМП Rosomak («Росомаха»). Бронетранспортеры были представлены 336 БТР Rosomak (в нескольких вариантах), 36 машинами управления артиллерией AWD RAK и 30 американскими бронеавтомобилями MaxxPro.
Сотрудничество с Финляндией по приобретению и налаживанию лицензионного производства БМП AMV, бронетранспортеров AMV и ремонтно-эвакуационных машин различных модификаций (в польской армии финские AMV получили наименование «Росомаха») стало, без преувеличения, одной из самых успешных программ польского перевооружения, благодаря которой парк бронетехники Польши был обновлен не менее чем на треть. Финская компания Patria Vehicles с ее БТР AMV победила в конце 2002 г. в тендере на 690 колесных бронетранспортеров, объявленном Польшей по программе замены бронетехники Suhak. Согласно заключенному в 2003 г. соглашению с Patria, было намечено к 2014 г. поставить для польской армии 359 БМП Rosomak и более 200 бронетранспортеров Rosomak, включая бронеавтомобили разведки, медицинской эвакуации, технической помощи и ряд других. Этот контракт был дополнен в 2013 г. новым соглашением стоимостью 544 млн долларов, продлившим полученную польской стороной лицензию на продукцию и продажи «Росомах», а также предоставившим польской компании WZM право на проектирование спецверсий и модернизацию бронемашин этого типа. В рамках контракта, действующего до конца 2022 г., было запланировано выпустить еще 412 БТР Rosomak различных модификаций.
Танк PT-91 Twardy («Твердый») создавали начиная с 1991 г. как глубоко модернизированную версию Т-72М1 с разработанной польскими оборонщиками системой управления огнем с ночным тепловизионным прицелом, системами оптико-электронного противодействия и динамической защиты. Произведенных и переоборудованных к 2002 г. в PT-91 Twardy 135 танков (и к 2022 г. – 232 танков) Польше все равно не хватало для обновления танкового парка. Тогда было принято решение о закупках у Германии ОБТ Leopard 2, обусловленное, по мнению экспертов, двумя причинами: во-первых, стояли задачи повышения унификации польских вооружений с НАТО, во-вторых, даже модернизированные PT-91 не могли составлять конкуренцию российским танкам Т-80 и Т-90, что беспокоило польских военных.
В итоге, несмотря на разрабатывавшиеся польской промышленностью программы модернизации танков Twardy до PT-2001 и проекты создания танков нового поколения, в 2002–2003 гг. Польша получила из наличия Бундесвера 128 подержанных ОБТ Leopard 2A4, а в 2013 г. – закупила еще 105 танков Leopard 2А5 и 16 Leopard 2А4. Однако танковый парк при этом по-прежнему не отвечал современным требованиям по подвижности, защищенности и огневой эффективности, и министерство обороны страны вынуждено было пойти, с одной стороны, на продление сроков службы Т-72М1 и PT-91 за счет их модернизации, а с другой – на запуск программы «Wilk» («Волк») по созданию и закупке современного основного боевого танка. В рамках этого проекта, начатого в 2017 г., предполагалось приобретение около 500 современных танков для замены Т-72 и PT-91.
В конечном счете, эксперты окрестили эту программу «танковым метанием Польши», поскольку за несколько лет конкретный «кандидат» на роль этого нового танка так и не был выбран, хотя рассматривались варианты участия Варшавы в германо-французском проекте по созданию танка MGCS, закупки американских Abrams и создания собственного нового танка на базе южнокорейского K2, производимого Hyundai Rotem. В подвисшем состоянии программа «Wilk» продолжала находиться вплоть до 2022 г.

Еще менее успешной, чем программы модернизации в секторах авиатехники и бронетехники, оказалась программа модернизации ВМФ Польши. Основные проблемы здесь были связаны с тем, что в Польше в постсоветские годы перестала работать часть производственных мощностей и произошло серьезное технологическое отставание судостроительной промышленности, отчего сроки производства в стране даже небольших боевых кораблей (в том числе в рамках лицензионных контрактов) все время растягиваются, превышая 5–6 лет для одного такого корабля. Это становится большим препятствием для обновления флота, который очень быстрыми темпами устаревает.
Так, в последние несколько лет были списаны из-за превышения сроков службы четыре польские подержанные дизель-электрические подводные лодки проекта Kobben, полученные ранее из Норвегии, так что действующей осталась только одна ДЭПЛ еще советского производства Orzei. Два польских ракетных фрегата Pulaski – это подержанные американские фрегаты класса Oliver Hazard Perry, произведенные в 1970-е гг., один из двух корветов – корвет Kazrub – строился в Гданьске еще в конце 1980-х гг. по советской лицензии (проект 620) и оснащен вооружениями советского типа. В начале 1990-х гг. достраивались и оснащались вооружениями натовского типа нынешние три ракетных катера польских ВМФ типа Orkan (проект 660). Использование ряда этих судов планировалось прекратить еще с 2015 г., однако из-за задержек программ обновления боевых кораблей сроки эксплуатации были продлены.
С 2012 г., когда был принят план модернизации ВМС, Польше удалось обновить свой флот вводом в строй только двух крупных боевых кораблей: это один патрульный корабль, построенный по соглашению о лицензионном производстве с ФРГ с вооружением Ślązak (первоначально он планировался как корвет и строился на основе немецкого проекта MEKO A-100), и один построенный на польских судоверфях противоминный корабль проекта Kormoran II. Они были введены в состав ВМФ, соответственно, в 2016 и 2017 г.; строительство новых судов этих типов остается под вопросом.
В целях ускорения процесса обновления флота в 2022 г. польское министерство обороны в рамках программы «Miecznik» заключило контракт с Великобританией о лицензионном производстве в Польше трех фрегатов Type-31, строительство которых планируется завершить к 2034 г. Помимо этого, в 2023 г. появились новости по откладываемой как минимум с 2018 г. программе закупки дизель-электрических подводных лодок для нужд ВМС: министерство обороны Польши пообещало к концу 2023 г. объявить тендер на приобретение неуточненного количества (предположительно, трех или четырех) ДЭПЛ по соответствующей программе ВМС «Orka». Основными потенциальными претендентами на поставку ДЭПЛ для Польши считаются три европейские судостроительные компании: французская Naval Group, шведская Saab и немецкая TKMS.

«Прорывной» 2022 год и перспективы
Как видно из анализа ключевых военных программ Польши, новую фазу обострения украинского конфликта и начала специальной военной операции России в Украине страна встретила, имея ряд существенных пробелов как в организационном оформлении (незавершенность процесса развертывания дивизий и сил территориальной обороны), так и в оснащении своих вооруженных сил. Программы обновления танков, парков истребительной и военно-транспортной авиации, ударных вертолетов, не говоря уже об обновлении ВМФ, не были до конца реализованы, хотя соответствующее финансирование для этого стало аккумулироваться благодаря наращиванию военных расходов. Таким образом, не только «обострение российской угрозы», но и незавершенность многих ранее утвержденных военных программ Польши хорошо объясняют, почему многие важнейшие контракты по закупкам ВВТ польское министерство обороны вынуждено было заключать непосредственно в 2022 г. – в период острой фазы конфликта в Украине и на фоне формирования западными странами широкой коалиции стран, поддерживающих Киев.
Политическим фоном соответствующих процессов наращивания военных расходов и закупок было значительное усиление антироссийской риторики. В то же время очень сильно выросла поддержка населением линии на укрепление обороноспособности страны: провозглашалось, что Польша должна быть готова к любому сценарию развития украинских событий, включая отражение возможной российской агрессии.
По данным проекта Ukraine Support Tracker Кильского института экономики, в 2022–2023 гг. Польша поставляла Украине как старые советские боевые системы, так и сухопутную боевую технику собственного производства. Эти поставки включали 325 танков (из них как минимум 240 Т-72, 14 Leopard 2А4 и несколько десятков PT-91 Twardy), сотни БМП-1 и 122-мм гаубиц, неуточненное количество самоходных гаубиц (САУ) Krab, сотни минометов LMP-2017 и ПЗРК Piorum, а также малых тактических БПЛА FlyEye и Warmate.
Также сообщалось о передаче Польшей Киеву в 2023 г. 14 истребителей МиГ-29, около десятка вертолетов Ми-24, неизвестного количества САУ 2С1 «Гвоздика», РСЗО БМ-21 «Град», зенитных ракетных комплексов С-125 «Нева», 9К33 «Оса» и 2К12 «Куб», зенитных пушек С-60. Перенаправляла Варшава и значительные объемы снаряжения и боеприпасов различного назначения, в том числе ракеты и снаряды для 152-, 125- и 122-миллимитровых гаубиц, артиллерийские мины для LMP-2017, сотни ПТРК Javelin и выстрелов к ним. Как сообщалось, в 2023 г. польский госконцерн Polska Grupa Zbrojeniowa объявил о наращивании объемов производства артиллерийских боеприпасов с 40 тыс. до примерно 200 тыс. в год, тем самым планируя увеличить их поставки Украине.
Польша пожертвовала Украине значительную часть своих военных активов, но эти пожертвования оставляют большие бреши в ее арсенале… Почему в этой связи Польша обращается к оружейной промышленности Южной Кореи и не покупает больше американского или немецкого оружия? Это связано с тем, что время – ключевой фактор для Варшавы. В США, например, существуют жесткие графики для каждой единицы военной техники, и даже если польское правительство захочет что-то купить, оно окажется в конце очереди
Из комментария польского военного эксперта Кшиштофа Куски ресурсу 19fortyfive.com (2 августа 2022 г.)
Общий объем взятых Польшей обязательств по поставкам ВВТ и военной помощи Киеву составил к середине 2023 г. около 3 млрд евро, в результате чего Польша вышла на третье место по размеру военных поставок среди стран Евросоюза. До конца 2023 г. Польша обязалась передать Украине вооружений и военной техники на 580 млн евро и, кроме того, активно включилась вместе с ФРГ в миссию ЕС по оказанию военной помощи Украине и обучению украинских военных EUMAM.
Известно, что поставленные Украине польские вооружения частично компенсируются – за счет американской военной помощи Польше, а также «компенсаций» из средств Европейского фонда мира. Но вот, например, с Германией в 2022 г. польское руководство не смогло договориться о приемлемых объемах такого рода компенсаций, которые Варшава надеялась получить в виде крупной партии модернизированных танков Leopard в обмен на поставленные украинцам 240 старых Т-72. По мнению экспертов, именно нарастание разногласий с ФРГ по компенсациям, равно как и по другим заключавшимся ранее контрактам по боевой технике (танки Leopard, боевые корабли и др.), в том числе, ввиду не устраивающих Польшу сроков и условий их реализации, послужило одной из важнейших причин того, что польское военное руководство приняло «прорывное» решение «переключиться» на южнокорейских поставщиков вооружений.
В числе прочих причин можно назвать «сдвиг» (ввиду ограниченных возможностей американской военной промышленности) сроков поставок заказанных у США боевых самолетов и бронетанковой техники, а также, по всей видимости, крайнюю нужду Польши в ускорении закупок современных сухопутных боевых систем в связи с развивающимся очень быстрыми темпами процессом «избавления» от советской и постсоветской техники через ее передачи Украине.
Так, продолжая масштабные поставки в Украину (которые, однако, пока не исчерпали до конца польских запасов устаревшей постсоветской техники), Польша в 2022 г. подтвердила запросы на закупку у США 32 истребителей F-35 на 4,6 млрд долларов, 96 ударных вертолетов AH-64 Apache на почти один млрд долларов, заключила еще один контракт с США на закупку 250 танков M-1A2 Abrams на 5 млрд долларов и плюс к этому – на поставку 116 модернизированных M-1A1 Abrams к концу 2024 г. В сентябре 2023 г. перечень заказов из США был еще больше расширен, в первую очередь за счет ракетных и зенитно-ракетных систем: Варшава подтвердила и подписала соглашения о приобретении 12 ЗРК Patriot (PAC-3), 46 ЗРК средней и малой дальности Narew (создаваемых на базе британских Sky Saber) и 486 ранее запрошенных у Lockheed Martin РСЗО HIMARS (в дополнение к 20 ранее заказанным РСЗО этого типа), плюс соответствующих комплектов их боевого оснащения. Эксперты не исключают, что по ряду этих контрактов Польше, скорее всего, будут открыты кредитные линии.
Нашумевшие сделки Польши с Южной Кореей включили соглашения о закупке с последующим лицензионным производством на предприятиях польского ОПК одной тысячи танков на основе корейских K2 (из них 180 передадут Польше в 2022–2025 гг., а остальные 820 будут производить польские предприятия), а также 288 реактивных артиллерийских систем К239 Chunmoo и 672 самоходных гаубиц K9. Согласно СМИ, контракты по 180 танкам K2 и 212 гаубицам K-9 обойдутся, соответственно, в 3,3 и 2,3 млрд долларов. Кроме того, в рамках своей незавершенной программы «Harpia» Польша заказала 48 южнокорейских истребителей FA-50 с поставками в 2023–2028 гг.
Общая сумма сделок Польши с Республикой Корея, по оценкам, составит ошеломляющую сумму в 14,5 млрд долларов в течение нескольких ближайших лет. Однако именно эти сделки позволят Польше довольно быстро и качественно «закрыть» имеющиеся пробелы в ключевых системах наступательных и оборонительных вооружений в период, пока в Варшаве ожидают поставок американских систем ПВО, истребителей F-35 и танков Abrams и пока страна не в состоянии самостоятельно быстро нарастить количество производимой бронетанковой техники и систем артиллерии.
Перевод в твердые контракты сделок Польши с США и Южной Кореей в 2022–2023 гг. (тогда как в предыдущие десятилетия Польша не раз отказывалась от крупных закупок ВВТ и откладывала их), безусловно, демонстрирует твердое намерение руководства страны завершить весьма затянувшуюся модернизацию армии. Но можно дать и другую оценку: фактически они нацелены на то, чтобы не «оголить» и не ослабить оснащение польской армии (а заодно и пресловутого «восточного фланга НАТО») на фоне продолжающихся передач ключевых систем польских вооружений Украине. Такой вывод весьма актуален с учетом того, что западные партнеры, включая в первую очередь США, явно ждут от Польши дальнейших поставок Киеву боевой техники из ее запасов, включая имеющиеся у нее истребители и ударные вертолеты, танки Т-72 и Twardy, бронетранспортеры и БМП разных типов, 122-, 152- и 155-мм артиллерийские системы, противотанковые вооружения. Возможно, и даже вполне вероятно, такие поставки будут Польше тем или иным образом компенсированы, в первую очередь – со стороны США через американские программы военной помощи, кредиты по закупкам или договоренности по программам оборонного сотрудничества.
Если рассматривать более далекую перспективу, важно и то, что если арсенал постсоветских польских вооружений станет исчерпываться, может быть поставлен вопрос уже о поставках (реэкспорте) в Украину поступающей в Польшу южнокорейской техники – даже несмотря на то, что сама Южная Корея осуществлять военные поставки Украине отказывается и давать согласие на реэкспорт в Украину закупаемых Польшей бронированных машин и артиллерийских систем тоже не готова.
В то же время и в самой Польше на фоне охлаждения отношений с Украиной в августе-сентябре текущего года из-за решения Варшавы запретить импорт в страну украинского зерна и последовавших резких высказываний президента В. Зеленского на Генеральной Ассамблее ООН стали все чаще слышаться заявления о приостановке поставок вооружений Киеву и о том, что передавать ВСУ что-либо из новых вооружений западного образца Польша точно не будет. Наиболее резко эта позиция прозвучала из уст польского премьера Матеуша Моравецкого: «Польша уже не передает Украине никакого вооружения. Мы сами вооружаемся самым современным оружием». Аналогичные заявления о планах сократить поставки военной помощи Киеву начинают звучать и в высказываниях лидеров ряда других стран Европы.
©«Новый оборонный заказ. Стратегии»
№ 6 (83), 2023 г., Санкт-Петербург
