Автор Артем Мальцев
Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день гаубичная артиллерия выступает одним из самых мощных и, вероятно, самым доступным из тактических средств огневого поражения на поле боя. Полевая артиллерия гораздо дешевле, а также проще в приобретении, обслуживании и эксплуатации, уступая при этом своему «главному конкуренту» – ударной авиации в качестве средства доставки взрывчатого вещества до цели.
Бомбовая нагрузка одного фронтового реактивного бомбардировщика может быть эквивалентна десяткам залпов целого дивизиона гаубиц. Однако, в отличие от авиации, артиллерия не требует для решения боевых задач завоевания господства в воздухе и, как правило, сохраняет боевую устойчивость даже при необходимости противостояния противнику, обладающему превосходством в численности и огневой мощи.
В отличие от ряда других средств поражения, внешний облик, принцип действия и боевые возможности артиллерии не сильно изменились со времен Второй мировой войны. Хотя эволюция технологического процесса артиллерийско-стрелковой промышленности позволила создать более прочные нарезные стволы большей длины и, соответственно, обеспечить более высокую начальную скорость снаряда (и, следовательно, расширить максимальную дальность стрельбы), полевая артиллерия продолжает выполнять примерно те же тактические задачи, что и полвека назад.
Обладая радиусом действия от одного до нескольких десятков километров, как правило, артиллерия предназначена для обстрела целей на площади нескольких сотен метров осколочно-фугасными снарядами (ОФС). При относительно небольшой плотности огня – например, когда один взвод или батарея гаубиц ведет спорадический обстрел цели, – огневое воздействие артиллерии оказывает в основном изнуряющее и/или подавляющее воздействие, а поражающие возможности против укрытого противника остаются незначительными. В то же время концентрированный огонь высокой плотности позволяет решать задачи разгрома и/или уничтожения противника в определенном пункте района боевых действий.
Выступая средством огневого поражения на площадях, артиллерия позволяет лишить противника возможности концентрации сил и оперативно-тактического маневра, а также способна оказывать огневую поддержку подразделениям в составе некоторого соединения (на уровне батальонно-тактической группы и выше) в наступательных или оборонительных действиях.
С середины XX века большинство крупных сухопутных армий мира имеют на вооружении как колесно-буксируемые, так и самоходные артиллерийские установки (САУ). Оба типа шасси обладают преимуществами и недостатками, что определяет одновременное использование орудий обоих типов.
В число достоинств САУ входят, прежде всего, тактическая мобильность и автономность – т.е. способность быстро свернуть или развернуть огневую позицию, а также осуществить маневр без использования вспомогательных транспортных средств. Кроме того, у САУ предусмотрена возможность установки защищенной кабины для расчета личного состава, а также дополнительного оборудования (например, автомата заряжания).

Французская система CAESAR
В свою очередь, буксируемые орудия, как правило, обладают более высокой оперативной и стратегической мобильностью – например, их можно транспортировать по воздуху с помощью транспортных самолетов и вертолетов среднего класса. Кроме того, колесно-буксируемое шасси банально дешевле и проще в эксплуатации, в то время как транспортировку орудий при необходимости можно осуществлять с помощью гражданских транспортных средств в виде тракторов и грузовиков.
Следует отметить, что хотя принципы и способы организации контрбатарейной борьбы начали активно развиваться еще со времен Первой мировой войны (если не раньше), возможности выявления закрытых артиллерийских позиций (преимущественно с помощью акустической и воздушной разведки), удаленных от непосредственной линии соприкосновения, долгое время оставались существенно ограниченными. Это позволяло как самоходной, так и буксируемой артиллерии осуществлять продолжительные огневые налеты, часами оставаясь на одной и той же позиции. В таких условиях главным преимуществом САУ становилась не столько маневренность как таковая, но скорее способность более быстрого развертывания в боевой порядок и, таким образом, усиления огневой мощи тяжелых механизированных соединений (например, бронетанковых дивизий) в наступлении. Эта способность позволяет обеспечивать и сохранять превосходство в огневой мощи в случае столкновения с противником на марше или же при осуществлении глубокого прорыва его оборонительных линий.
Отдельно также стоит отметить, что в период холодной войны перспективы полномасштабного применения тактического ядерного оружия на театре боевых действий (включая как непосредственную линию боевого соприкосновения, так и оперативные тылы) привели к необходимости обеспечивать защиту военнослужащих от поражающих факторов оружия массового поражения для сохранения боеспособности соединения. Решением этой проблемы стало создание полностью механизированных подразделений, весь личный состав которых полностью размещается в различных единицах бронетехники (бронетранспортерах, боевых машинах пехоты, основных боевых танках, САУ и т.д.) с полностью герметизированными кабинами, оснащенными системами фильтрации воздуха.
Вышеперечисленные требования сформировали состав советского и западного артиллерийского парка, в который входят как буксируемые, так и самоходные гаубицы (рис. 1). При этом, несмотря на высокий уровень механизации сухопутных войск, страны-члены ОВД в целом поддерживали пропорционально более крупный арсенал буксируемой артиллерии по сравнению со странами НАТО. В то же время стоит отметить, что в абсолютных цифрах, например, к концу холодной войны СССР развертывал САУ в три раза больше, чем США (табл. 1).
Это можно объяснить отличиями военной доктрины: западные страны, как известно, в большей степени полагаются на ударную авиацию в качестве средства огневого поражения, так что они могли себе позволить несколько сократить парк буксируемой артиллерии. Тем не менее, следует отметить тенденцию: доля буксируемой артиллерии по отношению к самоходной в мировых трансферах вооружений устойчиво снижается все время – с 1950-х гг. вплоть до сегодня.
Типичный облик самоходной гаубицы времен холодной войны полностью соответствовал доктрине развертывания тяжелых механизированных соединений. Все крупносерийные САУ Соединенных Штатов и Советского Союза выполнены на базе гусеничного шасси и имеют полностью закрытую башню, в которой размещено основное вооружение в виде нарезного орудия калибра 152 или 155 мм.
Советские вооруженные силы также традиционно эксплуатировали крупный парк самоходных гаубиц меньшего калибра (122 мм), в то время как в США и западных странах легкая артиллерия в основном представлена буксируемыми гаубицами калибра 105 мм. Такой форм-фактор САУ позволяет обеспечить ей проходимость и мобильность, аналогичные этим характеристикам у основных боевых танков (ОБТ), боевых машин пехоты (БМП) и бронетранспортеров механизированных соединений.
На практике, для упрощения материально-технического обслуживания и снижения себестоимости производства, многие советские и американские САУ спроектированы, по сути, на базе модифицированных шасси ОБТ и БМП. При этом создание более мощных силовых установок и постепенное повышение летальности различных средств огневого поражение на поле боя влекло за собой усиление бронирования наземной военной техники и, следовательно, увеличение ее массы.
Хотя, в отличие от ОБТ, самоходная гаубица не должна вступать в непосредственное столкновение с противником и вместо этого ведет огонь с закрытых позиций, она все равно остается уязвимой для контрбатарейного огня, авиационных ударов и т.п. Несмотря на то, что, конечно же, защитить гаубицу от прямого попадания снаряда и тем более авиабомбы на практике невозможно, усиленное бронирование позволяет повысить ее устойчивость к непрямым воздействиям (например, разлету осколков ОФС, близкому разрыву кассетного боеприпаса и т.п.) Кроме того, масса САУ росла и в результате внедрения более совершенных гаубичных орудий с увеличенной длиной ствола.
В итоге, если на ранних этапах холодной войны типовой вес САУ мог составлять около 20–30 т, то к 1980–1990 гг. вес большинства самоходных гаубиц сдвинулся к верхней границе диапазона 30–40 т. Разумеется, такая тенденция весьма негативно сказалась как на стратегической и оперативной мобильности, так и на себестоимости производства и эксплуатации САУ.
Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.